Дело №2а-12691/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Низамовой А.М.,
с участием административного истца и представителя административного ответчика ИКМО г.Казани, в отсутствие представителя административного ответчика МКУ «Аппарат ИКМО г.Казани» и административного ответчика руководителя Аппарата ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО8 к Муниципальному казенному учреждению «Аппарат Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», руководителю Аппарата ИКМО г.Казани ФИО1, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным отказа в согласовании митинга,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Аппарат Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным отказа в согласовании митинга.
Судом в качестве административных соответчиков привлечены руководителя Аппарата ИКМО г.Казани ФИО1 и Исполнительный комитета муниципального образования г.Казани.
В обоснование административного иска указано, что в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ Административным истцом, ФИО2, было подано уведомление о проведении ... г. с 14 часов 00 минут (начало сбора участников) до 18 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга по адресу: у главного входа в ...». Цель публичного мероприятия - «Митинг жителей города в поддержку свободных выборов». Уведомление было подано «11» декабря 2017 т. в 15 часов 45 минут, о чем имеется отметка на копии уведомления.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в ерше либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложении) места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не рапсе 15 и не позднее 10 дней до дин проведения публичного мероприятия. Вели срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными /днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
Таким образом, исходя из содержания поданного Административным истцом уведомления о проведении публичного мероприятия от 11.12.2017 г., Административным истцом были полностью соблюдены требовании ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в частности, согласно пункту 2 части 1 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправлении после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (пли) времени проведения публичного мероприятии, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятии несоответствии указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Так, в ответ на укачанное выше уведомление о проведении публичного мероприятия в адрес Административного истца поступило уведомление от Административного ответчика, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, от 12.12.2017 г. № 38665/нсх.05-03-09, согласно которому- в согласовании публичного мероприятия в форме митинга отказано на основании того, что Административным истцом в нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в уведомлении от 11.12.2017 г. не указаны все необходимые и реально возможные меры, способы и методы, посредством которых организатор публичного мероприятия (он же Административный истец) планирует обеспечить соблюдение общественного порядка и безопасности граждан при проведении подлежащего согласованию публичного мероприятия, в том числе с учетом заявленной численности участников в количестве 1 500 человек и необходимостью обеспечить безопасность пе только участников публичного мероприятия, но и граждан, находящихся в предельной близости от места проведения публичного мероприятия, но не являющихся участниками данного публичного мероприятия. Административному истцу предложено устранить имеющиеся в уведомлении от I 1.12.2017 г. несоответствия указанных в нем целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Между тем, в зарегистрированном в 15 часов 45 минут Административным ответчиком уведомлении Административного истца от 11.12.2017 г. о проведении публичного мероприятия содержится исчерпывающий перечень мер, способов и методов, посредством которых организатор публичного мероприятия - Административный истец обязался обеспечить соблюдение общественного порядка и безопасность не только участников публичного мероприятия, но и всех граждан, которые будут находится в непосредственной близи к месту проведения мероприятия, а именно: гарантировано соблюдение общественного порядка участниками публичного мероприятия; гарантирована организация медицинской помощи всем нуждающимся как силами участников публичного мероприятия, имеющими соответствующее образование и навыки, так и сотрудниками скорой помощи; гарантировано сотрудничество во всех случаях нарушения общественного порядка, если таковые будут иметь место либо будет иметься реальный риск нарушения общественного порядка, с сотрудниками полиции, МЧС и иных спецслужб и представителями Исполкома города Казани, что полностью коррелирует с требованиями ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
При таких обстоятельствах уведомление Административного ответчика от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09 о невозможности согласования проведения публичного мероприятия, запланированного Административным истцом на 24.12.2017 г. в указанные время и месте, является по своей сути немотивированным отказом в согласовании заявленного Административным истцом публичного мероприятия, формальной необоснованной отпиской, несоответствующей положениям пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и абз.6-7 н. 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 г. № 4-П.
Так, в абзацах 6-7 пункта 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 г. № 4-11 указывается буквально следующее: «Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму;он вправе лишь предложить изменить место н (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественною порядка, обеспечении безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятии в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право па свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятии и обязанностей сторон такого согласовании придерживается Европейский Суд но правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают- публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России».
Так, в рассматриваемом случае в нарушение указанных выше позиций высших судов, в том числе позиции Европейского Суда по правам человека, Административный ответчик в своем уведомлении от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09 не приводит вообще никаких доводов, подтверждающих возможность наступления какой-либо угрозы сохранению нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры города, поддержанию общественного порядка, обеспечению безопасности граждан в процессе проведения публичного мероприятия в форме митинга в заявленных месте и время. Обжалуемое уведомление Административного ответчика даже не содержит, например, указания на предельную заполняемость выбранной Административным истцом площадки для проведения митинга, которая не позволяла бы собрать в одном месте сразу около полутора тысяч человек.
Данные обстоятельства делают позицию Административного ответчика крайне несостоятельной, непривлекательной и свидетельствуют о нарушении им действующего законодательства Российской Федерации в сфере гарантированного конституцией России права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, что в свою очередь влечет нарушение конституционных прав конкретного гражданина - Административного истца, ФИО2, являющегося организатором митинга, в согласовании проведения которого было незаконно отказано.
Обжалуемое уведомление Административного ответчика от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09 о невозможности согласования проведения публичного мероприятия, запланированного Административным истцом на 24.12.2017 г. в указанные время и месте, в порядке подчиненности не обжаловалось.
Так, Административному истцу стало известно о нарушении его прав и законных интересов 12.12.2017 т., что дает ему право на предъявление настоящего административного пека в срок до 22.12.2017 года включительно. Процессуальный срок Административным истцом соблюден.
Так, в рассматриваемом случае нарушение прав и законных интересов Административного истца выражается в том, что ему было отказано в согласовании проведения запланированного им публичного мероприятия без предусмотренных законом оснований, предоставлен не мотивированный ответ от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09 на уведомление о проведении публичного мероприятия.
Удовлетворение заявленных Административным истцом в настоящем иске требований позволит выполнить следующие задачи административного судопроизводства, предусмотренные статьей 3 КАС РФ:
- защитит нарушенные права, свободы и законные интересы гражданина, являющегося Административным истцом в сфере административных и иных публичных правоотношений;
- укрепит законность и предупредит нарушения в сфере административных и иных публичных правоотношений, связанных с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесением ними органами предупреждений в отношении целей публичного мероприятия и формы его проведения.
Административный истец просит признать уведомление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09, подписанное руководителем аппарата Исполкома МО города Казани ФИО1, об отказе в согласовании запланированного Административным истцом, ФИО2 ФИО9, митинга на ... необоснованным, незаконным и отменить его.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика – ИК МО г.Казани в судебном заседании административный иск не признал.
Представитель административного ответчика МКУ «Аппарат ИКМО г.Казани» в суд не явился.
Административный ответчик- руководитель Аппарата ИКМО г.Казани ФИО1 в суд не явился.
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 11 декабря 2017 года в 15-45 в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ФИО2 было подано уведомление о проведении ... с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут публичного мероприятия (митинга) ... у главного входа с внутренней стороны. Цель мероприятия: Митинг жителей города в поддержку свободных выборов. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия- 1500 человек.
Письмом от 12.12.2017г. №38665/исх-05-03-09 Исполнительный комитет г.Казани в лице руководителя Аппарата ИКМО г.Казани ФИО1 сообщил о рассмотрении поступившего уведомления, и необходимости устранения несоответствий указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия. В поданном уведомлении формами и методами обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка указаны: гарантирование соблюдения общественного порядка и в случае его нарушения немедленное сообщение об этом представителям Исполнительного комитета г.Казани и сотрудникам полиции. По смыслу требований Закона 54-ФЗ необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. С учетом численности участников публичного мероприятия в количестве 1500 человек требуется повышенная внимательность со стороны организатора публичного мероприятия к их безопасности, а также безопасности иных граждан, находящихся в предельной близости от места проведения публичного мероприятия, но не являющихся участниками данного публичного мероприятия.
Согласно представленным документам о принятом ИКМО г.Казани решении ФИО2 было сообщено 12.12.2017г. в 15 час. 32 мин.
Суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В соответствии со ст.3 Закона РТ №91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан», 1. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования - городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 4. Организатор публичного мероприятия обязан:
По смыслу приведенных законоположений необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.
При этом требования законодательства к обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.
В заявленном ФИО2 уведомлении о проведении публичного мероприятия (митинга) в качестве формы и метода обеспечения организаторами публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи указано: организатор мероприятия гарантирует, что во время его проведения участниками будут соблюдаться общественный порядок, будет организована медицинская помощь (организатор будет иметь при себе аптечку), в случае нарушения общественного порядка организатор немедленно сообщит об этом сотрудникам полиции, в случае необходимости оказания медицинской помощи, такая помощь будет оказана участниками акции, которые имеют необходимые навыки оказания медицинской помощи, также организатор немедленно сообщит об этом в службу скорой медицинской помощи. Участниками акции помимо должной осторожности будут предприняты повышенные меры осторожности. Уполномоченные лица будут непрерывно отслеживать все действия участников акции, а также полиции, сотрудников исполкома и иных лиц, которые пожелают принять участие в акции. С целью не допустить безнаказанность возможных правонарушений с любой стороны будет вестись видеосъемка несколькими видеокамерами, а также фотосъемка. Все участники акции будут одеты в соответствии с прогнозом погоды теплую и удобную одежду и обувь. В сотовые телефоны уполномоченных лиц будут занесены номера телефонов «скорой помощи», МЧС, ГУ МВД по РТ и пожарной службы. В случае возникновения ситуации, которые могут помешать участникам акции реализовать свое конституционное право на свободу собраний организатор и уполномоченное лицо немедленно обратятся за помощью к уполномоченному представителю Исполкома города Казани и присутствующим на акции представителям полиции.
В письме от 12.12.2017г. Исполком г.Казани обоснованно указал об отсутствии в уведомлении конкретизации в части форм и методов обеспечения организаторами публичного мероприятия общественного порядка.
При этом суд учитывает, что заявленная ФИО2 предполагаемая численность участников публичного мероприятия в количестве 1500 человек требует повышенной внимательности со стороны организатора публичного мероприятия к их безопасности, а также безопасности иных граждан, находящихся в предельной близости от места проведения публичного мероприятия, но не являющихся участниками данного публичного мероприятия.
Оспариваемое письмо руководителя Аппарата Исполкома г.Казани от 12.12.2017г. не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, а является сообщением о необходимости приведения уведомления в соответствии с действующим законодательством, что соответствует требованиям п.8 ст.3 Закона РТ №91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» и ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны органов и должностных лиц Исполкома г.Казани прав и законных интересов ФИО2, как организатора публичного мероприятия.
С учетом изложенного, суд считает, что требования административного истца признать уведомление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12.12.2017 г. № 38665/исх.05-03-09, подписанное руководителем аппарата Исполкома МО города Казани ФИО1, об отказе в согласовании запланированного Административным истцом, ФИО2 ФИО10, митинга на ... необоснованным, незаконным и отменить его не подлежат удовлетворению.
Руководствуясьст.218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО2 ФИО11 к Муниципальному казенному учреждению «Аппарат Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», руководителю Аппарата ИКМО г.Казани ФИО1, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным отказа в согласовании митинга отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 22.12.2017г.
Судья: Зыбунова Е.В.