ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1269/23 от 01.06.2023 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №2а-1269/23 Великий Новгород

УИД 53RS0022-01-2022-010847-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2023 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.

при секретаре Афанасьевой Д.А.,

с участием представителя УФНС России по Новгородской области Мананникова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Молокоедова В.В. к УФНС России по Новгородской области, заместителю начальника УФНС России по Новгородской области Пуркису А.М., МИ ФНС России по СЗФО, заместителю начальника МИ ФНС России по СЗФО Каплиной Е.И., ФНС России о признании незаконными решений о привлечении к налоговой ответственности,

установил:

Молокоедов В.В. обратился в суд с административным иском к УФНС России (далее – Управление) о признании незаконным решений о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что в личном кабинете на официальном сайте ФНС России им было обнаружено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, пеней и штрафа. Административный истец указывает, что нарушена процедура привлечения его к налоговой ответственности, он не был оповещён о результатах проверки, не был извещён о времени и месте рассмотрения материалов. На основании изложенного Молокоедов В.В. просит суду удовлетворить заявленные требования.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: заместитель начальника УФНС России по Новгородской области Пуркис А.М., МИ ФНС России по СЗФО, заместитель начальника МИ ФНС России по СЗФО Каплина Е.И., ФНС России.

Административный истец, представители МИ ФНС России по СЗФО, ФНС России, заместитель начальника УФНС России по Новгородской области Пуркис А.М., заместитель начальника МИ ФНС России по СЗФО Каплина Е.И. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения. На основании ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель Управления возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на законность привлечения и соблюдение процедуры привлечения к налоговой ответственности.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Молокоедов В.В. представил в Управление налоговую декларацию за 2020 год, в которой он заявил имущественный налоговый вычет в сумме документально подтверждённых расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с п.1 и п.2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Актом налоговой проверки установлено от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Молокоедовым В.В. заявлено об имущественном налоговом вычете в сумме документально подтверждённых расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Ранее ему уже в 2015-2017 годах был предоставлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения, расположенного по адресу: 42, в том числе и по уплате процентов по кредиту за такое жилое помещение в следующих размерах: за <данные изъяты>.

Завяленный в 2020 году имущественный налоговый вычет связан с приобретением, в том числе, и за счёт кредитных средств жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно на сумму процентов за пользование кредитом в сумме <данные изъяты>, что недопустимо, так как он предоставляется только один раз.

Также установлено, что в 2020 году Молокоедов В.В. получил доход от продажи квартиры в <адрес> в сумме <данные изъяты>. При этом стоимость приобретения квартиры составил <данные изъяты>, а сумма процентов 233 472 рубля 08 копеек, однако имущественный налоговый вычет заявлен <данные изъяты>, то есть неправомерно заявлено <данные изъяты>.

По итогам расчётов установлено, что сумма налога к оплате составила должна составлять <данные изъяты>, что выше заявленной на <данные изъяты>, сумма удержанная составила <данные изъяты>, сумма налога подлежащая уплате в бюджет составила 7 478 рублей вместо заявленных 0 рублей, а сумма налога, подлежащая к возврату составила 0 рублей вместо заявленной в <данные изъяты>.

В соответствии с подп.подп. 1, 2 и 4 п.1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей:

имущественный налоговый вычет при продаже имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении денежных средств, иного имущества (имущественных прав) акционером (участником, пайщиком) организации в случае ее ликвидации, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);

имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;

имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Согласно подп.1 и подп.2 п.2 ст. 220 НК РФ Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В соответствии с подп.1 и подп.4 п.3, п.4, п.7 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды;

в фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться следующие расходы:

расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них либо прав на квартиру, комнату или доли (долей) в них в строящемся доме;

расходы на приобретение отделочных материалов;

расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектной и сметной документации на проведение отделочных работ;

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 настоящей статьи, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов, если иное не предусмотрено пунктом 8.1 настоящей статьи.

Указанный в настоящем пункте имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в отношении только одного объекта недвижимого имущества.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей и абзацами третьим - пятым пункта 4 статьи 229 настоящего Кодекса.

Таким образом, оснований сомневаться в выводах налогового органа у суда оснований не имеется.

При этом ст.228 НК РФ указывает на обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую к уплате, а срок уплат для 2020 год составил – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол о рассмотрении материалов налоговой проверки и решением от ДД.ММ.ГГГГ Молокоедов В.В. привлечён к налоговой ответственности п.1 ст.122 НК РФ, ему назначен штраф в сумме 1 496 рублей, взыскана недоимка в сумме 7 478 рублей, а также начислены пени в сумеем 89 рублей 86 копеек.

Как указано в п.п. 1, 2, 5 и 6 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Исходя из п.1 и п.2 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Суду представлены данные о направлении в адрес Молокоедова В.В. акта проверки и извещения о времени и месте не только по месте регистрации в <адрес>, но и по заявленному им адресу в <адрес>.

При этом по данным Почты России, уведомление, направленное в <адрес> было получено адресатом в начале августа 2021 года.

Административный истец не представил доказательств того, что данное почтовое отправление получил не он.

Впоследствии Молокоедов В.В. обжаловал решение Управления в вышестоящий налоговый орган, который своим решением от ДД.ММ.ГГГГ оставил без изменения решение Управления.

ФНС России оставила жалобу Молокоедова В.В. без рассмотрения ввиду пропуска срока на обжалование, а также ввиду непредставления доказательств, обосновывающих пропуск срока.

Суд соглашается с применённой нормой НК РФ по поводу налогового правонарушения, а также с назначенным наказанием.

Относительно пропуска срока на обжалование. Суд учитывает, что изначально Молокоедов В.В. обращался в суды <адрес> в марте и апреле 2022 года, однако его административные иски приняты не были. Апелляционное рассмотрение определения состоялось в Санкт-петербургском городском суде ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим иском Молокоедов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, а потому оснований полагать о пропуске срока на обжалование, установленного ст. 219 КС РФ, не имеется.

С Молокоедова В.В. в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Молокоедова В.В. к УФНС России по Новгородской области, заместителю начальника УФНС России по Новгородской области Пуркису А.М., МИ ФНС России по СЗФО, заместителю начальника МИ ФНС России по СЗФО Каплиной Е.И., ФНС России о признании незаконными решения УФНС России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения МИ ФНС России по СЗФО от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Взыскать с Молокоедова В.В. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Председательствующий С.А. Марухин

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2023 года