УИД 68RS0...-85
Дело ...а-126/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года ...
Мичуринский городской суд ... в составе:
судьи - Наговицыной О.Н.,
при секретаре - Кирилловой В.В.,
с участием административного истца - ТСН «Рабочий поселок» в лице председателя ФИО1, и представителя ФИО2
административного ответчика - представителя МИФНС России ... по ... по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок» к Межрайонной ИФНС России ... по ..., Межрайонной ИФНС России ... по ..., заместителю начальника МИФНС России ... по ...ФИО4 Льву Н, начальнику МИФНС России ... по ...ФИО5, государственному налоговому инспектору отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6 о признании незаконными действий,
У С Т А Н О В И Л :
Товарищество собственников недвижимости «Рабочий поселок» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России ... по ... о признании незаконными действий по внесению записи о недостоверности сведений о юридическом лице.
Исковые требования мотивированы тем, что ... в адрес ТСН «Рабочий поселок» Межрайонной ИФНС России ... направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений ... о местонахождении товарищества. Во исполнение уведомления ... необходимые пояснения о том, что адрес юридического лица не менялся, были представлены, однако ... поступил ответ, из которого следует, что в отношении ТСН внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице в части адреса. Указывает, что проверка регистрирующим органом проведена на основании сведений, поступивших из Межрайонной ИФНС России ... по результатам рассмотрения заявления Мичуринского отделения АО «Тамбовская областная сбытовая компания» об отсутствии хозяйственной деятельности, что по мнению административного истца не являлось достаточным основанием для инициирования налоговой проверки в том виде, в котором она была проведена.
В ходе рассмотрения данного административного дела административным истцом ТСН «Рабочий поселок» в порядке ст. 46 КАС РФ изменены исковые требования.
Содержание требований к административным ответчикам:
1.Признать незаконным протокол осмотра недвижимости ... от ..., составленный государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6 в отношении ТСН «Рабочий поселок», без проведения полноценной проверки юридического адреса ТСН «Рабочий поселок» и в отсутствие у ФИО6 соответствующих полномочий.
2.Признать незаконными действия начальника МИФНС России ... по ...ФИО5, выразившиеся в направлении заявления в регистрирующий орган МИФНС России ... по ... об отсутствии ТСН «Рабочий поселок» по юридическому адресу.
3.Признать незаконным уведомление МИФНС России ... по ...... от ... о необходимости представления достоверных сведений в отношении ТСН «Рабочий поселок»
4.Признать незаконным внесение МИФНС России ... по ... записи о недостоверности сведений о юридическом лице за ГРН ... от ... в части адреса (места нахождения) в отношении ТСН «Рабочий поселок».
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование действий налогового органа.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Тамбовская областная сбытовая компания».
Определением суда от ... в качестве соответчиков по делу привлечены заместитель начальника МИФНС России ... по ...ФИО4 и начальник МИФНС России ... по ...ФИО5, государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6
Административные ответчики - представитель Межрайонной ИФНС России ... по ..., заместитель начальника МИФНС России ... по ...ФИО4, начальник МИФНС России ... по ...ФИО5, государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6 в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили письменные возражения по доводам иска и ходатайства о пропуске заявителем срока для обращения с иском в суд, которые приобщены к материалам дела.
Заинтересованное лицо АО «Тамбовская областная сбытовая компания» представителя для участия в судебном заседании не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
С учетом положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представители административного истца - ФИО1 и ФИО2, действующие в интересах ТСН «Рабочий поселок», административное исковое заявление просили удовлетворить по изложенным в нем основаниям, к материалам дела приобщены дополнительные письменные пояснения.
В процессе рассмотрения дела административный ответчик - представитель МИФНС России ... по ... по доверенности ФИО3, административные исковые требования не признал и пояснил, что процедура внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице полностью соответствует требованиям Закона. Представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Допрошенная ранее в судебном заседании свидетель Б пояснила суду, что в отдел выездных проверок поступила служебная записка от отдела работы с налогоплательщиками с приложением копии письма ТОСК о том, что ТСН «Рабочий поселок» не осуществляет деятельность. На основании Закона №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) налоговый орган имеет право осуществлять проверки достоверности сведений об адресе юридического лица. Своим устным поручением направила ФИО6 для проверки адреса товарищества.
Свидетель К, в предыдущих судебных заседаниях поясняла суду, что заявление ТОСК было отписано в два отдела, каждый отдел отработал его самостоятельно. Ответ на обращение был направлен ... за подписью Т
Выслушав мнения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Товарищество собственности недвижимости «Рабочий поселок» зарегистрировано ... в качестве юридического лица. Председателем правления, имеющим право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица- является ФИО1
Межрайонная ИФНС России ... по ... с ... осуществляет функции регистрирующего органа на основании Приказа УФНС России по ... от .......1-@ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в Единый регистрационный центр».
Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС России ... по ...... по каналам связи в электронном виде через функционирующий официальный сайт Федеральной налоговой службы от заинтересованного лица - территориального налогового органа (ИФНС России ...) поступило заявление по форме №Р34002 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ТСН «Рабочий поселок» с приложением протокола осмотра объекта недвижимости ... от ....
Мероприятия территориальным органом (ИФНС России ...) проводились по обращению Мичуринского отделения ТОСК о рассмотрении вопроса о ликвидации ТСН «Рабочий поселок», зарегистрированное ... вх.... Протокол осмотра объекта недвижимости ... от ... составлен государственным инспектором отдела выездных проверок ФИО6 в рамках исполнения поручения ... от ....
Межрайонной ИФНС России ... на основании поступившей от Межрайонной ИФНС России ... информации о недостоверности адреса ТСН «Рабочий поселок», руководствуясь положениями пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, в адрес председателя правления ФИО1 направлено уведомление от ...... о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе.
... в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Рабочий поселок» регистрирующим органом (Межрайонной ИФНС России ...) была внесена запись за ГРН ... о недостоверности сведений в части адреса места нахождения, в соответствии со ст. 23 Закона №129-ФЗ.
Полагая, что содержание контрольных мероприятий не свидетельствует о том, что обязанность предоставить документы (информацию) возложена на общество законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении, ТСН «Рабочий поселок» обратилось с настоящим административным исковым заявлением.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией, а также с ведением государственных реестров- ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от ... N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от ... N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом ФНС России от ... N ММВ-7-14/72@ утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий» (далее - Основания и Порядок), которыми регламентировано, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Пунктом 6 Оснований и Порядка предусмотрено, что мероприятия по проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных пунктом 11 настоящих Оснований и Правил случаях могут проводится по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами.
Таким образом, полномочия территориального налогового органа не абсолютны, а должны иметь правовые основания. В данном случае надлежащим основанием следовало бы считать поручение Межрайонной ИФНС России ... провести осмотр объекта недвижимости Межрайонной ИФНС России ..., к территории осуществления полномочий которой относится адрес такого объекта недвижимости.
По рассматриваемому спору регистрирующим органом никакого поручения территориальному органу не направлялось.
Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... по ..., утвержденным руководителем Управления Федеральной налоговой службы ..., предусмотрено, что инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов.
Из письменных пояснений, представленных Межрайонной ИФНС России ... (т.1 л.д. ...) следует, что информация, свидетельствующая о недостоверности находящихся в ЕГРЮЛ сведений, может быть получена территориальным органом ИФНС при осуществлении любых полномочий в установленной сфере деятельности в том числе при осуществлении деятельности по контролю и надзору за соблюдением законодательства и сборах. Учитывая, что при поступлении заинтересованного лица, Межрайонной ИФНС России ... уже был проведен осмотр адреса места нахождения юридического лица, у Межрайонной ИФНС России ... отсутствовали основания для проведения мероприятий в соответствии с разделом II Оснований и Порядка.
Согласно п.п.6 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 Настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Указанному праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (п.п.7 п.1 ст. 23 НК РФ).
При этом, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу РФ и иным федеральным законам.
Пунктом 6.2 Письма ФНС России от ... №АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п.1 ст. 92 НКРФ).
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п.2 ст. 92 НК РФ).
Осмотр территорий, помещений, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
При проведении осмотра вне рамок выездной налоговой проверки (когда это допускается в случаях, указанных в п.2 ст. 91 и п.2 ст. 92 НК РФ) вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также специалисты.
Соответственно нормами ст. 91 и 92 НК РФ законодатель дифференцирует полномочия налогового органа в зависимости от формы налогового контроля, а именно:1) в ходе налоговых проверок, порядок проведения которых регулируется положениями ст. 88 и 89 НК РФ; 2) вне рамок проведения налоговых проверок.
Запрет на проведение осмотра помещений вне налоговых проверок, также закреплен в п.24 Постановления Пленума ВАС РФ от ...... «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», где указано, что пунктом 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля. Однако, положений ст. 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной проверки.
Как усматривается из представленных доказательств, на дату проведения осмотра объекта недвижимости в отношении ТСН «Рабочий поселок» выездная налоговая проверка не проводилась, поручение регистрирующего органа отсутствовало.
Мероприятия территориальным органом проводились по обращению Мичуринского отделения ТОСК о рассмотрении вопроса о ликвидации ТСН «Рабочий поселок», зарегистрированного ... вх.... Протокол осмотра объекта недвижимости ... от ... составлен государственным инспектором отдела выездных проверок ФИО6 в рамках исполнения поручения ... от ....
Между тем, поручение ... от ... выдано территориальным органом и не содержит наименования и адреса организации, где должна проходить проверка. Из объяснений начальника отдела Б следует, что проверить достоверность сведений об адресе ТСН «Рабочий поселок» ФИО6 она поручила устно. В книге регистрации выданных поручений имеется запись ... о том, что поручение ... возвращено исполненным ....
Каких-либо других доказательств в подтверждение законности проведения осмотра объекта недвижимости ... должностным лицом территориального налогового органа суду не представлено.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного иска о том, что протокол осмотра объекта недвижимости ... от ... составлен государственным инспектором отдела выездных проверок ФИО6 с нарушением действующего налогового законодательства, в частности, ст. 92 НК РФ, что выразилось в отсутствии утвержденного руководителем постановления должностного лица налогового органа, а также в не уведомлении собственника помещения с целью получения его согласия на проведение мероприятия. Одновременно усматривается нарушение пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от ... N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку поручение было выдано не регистрирующим органом, а территориальным.
... начальником МИФНС России ... по ...ФИО5 направлено заявление заинтересованного лица по форме ... о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ТСН «Рабочий поселок».
Учитывая непредставление налоговым органом доказательств, подтверждающих, что товарищество фактически по указанному адресу не располагается и не осуществляет хозяйственную деятельность, направление заявления заинтересованного лица по форме №Р34002 не может быть признано законным.
Суд полагает, что направлением указанного заявления были созданы искусственные, не основанные на законе основания для инициирования проверочных мероприятий регистрирующим органом.
Как установлено судом из материалов дела, основанием для внесения спорной записи в ЕГРЮЛ послужили материалы, представленные Межрайонной ИФНС России ..., свидетельствующие, по мнению регистрирующего органа, о недостоверности адреса места нахождения юридического лица.
Пунктом 6 Оснований и Порядка определены мероприятия, посредством которых проводится проверка достоверности сведений, к ним относятся: а) изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
При этом реализация регистрирующим органом предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые обязаны доказать наличие безусловных оснований для совершения либо несовершения соответствующего действия (бездействия).
Пунктом 10 Оснований и Порядка предусмотрено проведение такого мероприятия как изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем в отношении сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
Обращаясь с заявлением заинтересованного лица, ИФНС России ... приложила протокол осмотра объекта недвижимости ... от ..., составленный государственным инспектором отдела выездных проверок ФИО6 со ссылкой на п. 4.2 статьи 9 Федерального закона от ... N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При рассмотрении дела в подтверждение легитимности своих действий Межрайонная ИФНС России ... указывала, что проведение осмотра объекта недвижимости осуществлено в рамках исполнения поручения ... от ... в соответствии с п.1 ст.31, п.2 ст.92, ст.ст. 346.28, 346.29 НК РФ.
Согласно сведениям, содержащимся в протоколе осмотра ... от ..., по адресу регистрации: ... юридическое лицо ТСН «Рабочий поселок» не обнаружено. Двухэтажный многоквартирный дом имеет один вход, оборудованный домофоном, какие-либо вывески с наименованием и режимом работы юридических лиц на фасаде отсутствуют. На звонок по домофону в ... никто не ответил и дверь не открыл.
Административный ответчик Межрайонная ИФНС России ... указывает, что вышеназванные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Рабочий поселок».
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных п.п "в", "д" и (или) "в" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном указанным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
На основании поступившей от Межрайонной ИФНС России ... информации о недостоверности адреса ТСН «Рабочий поселок», руководствуясь положениями пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, в адрес председателя правления ФИО1 направлено уведомление от ...... о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе за подписью заместителя начальника Межрайонная ИФНС России ...ФИО4.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ..., сформированному с официального сайта «Почта России», уведомление фактически получено ФИО1....
По результатам рассмотрения представленных документов ... в ЕГРЮЛ в отношении ТСН «Рабочий поселок» была внесена запись за ГРН ... о недостоверности сведений в части адреса места нахождения, в соответствии со ст. 23 Закона №129-ФЗ.
После даты внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в регистрирующий орган от ФИО1... поступило и зарегистрировано за вх... письмо от ... с информацией о достоверности сведений об адресе ТСН. По пояснениям представителей административного ответчика, письмо отправлено ФИО1... из ... по истечении тридцатидневного срока (с ... по ...), предусмотренного п.6 ст. 11 Закона №129-ФЗ.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного истца об отсутствии в протоколе осмотра объекта недвижимости ... от ... сведений, которые бы позволили с достоверностью установить отсутствие товарищества по указанному адресу.
Отраженные в протоколе сведения сами по себе не свидетельствуют о фиктивности заявленного при государственной регистрации адреса места нахождения юридического лица. Помещение - ... - не осматривалось (из протокола не усматривается, что производился осмотр квартир, находящихся в доме, отсутствует подробное описание действий проверяющих).
В опровержение этих доводов ФИО1 представлены фотоматериалы, в соответствии с которыми на дверях квартиры имеется вывеска.
Как утверждает административный истец товарищество фактически располагается по указанному адресу, осуществляет предусмотренную Уставом деятельность, связь с юридическим лицом по данному адресу обеспечена.
Составленный государственным инспектором отдела выездных проверок ФИО6 протокол осмотра объекта недвижимости, проведенный не по поручению регистрирующего органа и в отсутствии доказательств проведения такого осмотра в порядке, установленном ст. 91-92 НК РФ, не может рассматриваться в качестве мероприятия, проведенного в порядке, установленном Основаниями и Порядком, и безусловно свидетельствующего о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.
Указанный протокол может являться изучаемым документом (сведениями) при подтверждении его получения при осуществлении соответствующих полномочий.
Получение регистрирующим органом информации о результатах проведенного осмотра могло являться лишь основанием для проведения вышеуказанных мероприятий.
Однако, регистрирующий орган таких мероприятий не проводил, проведение осмотра налоговому органу по месту нахождения товарищества не поручал, что свидетельствует о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом не проводились.
Юридический адрес, по которому было зарегистрировано ТСН «Рабочий поселок», признаков недостоверности также не имел.
Перечень обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности адреса юридического лица, предусмотрен п.2 Постановления Пленума ВАС от ...... «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
О недостоверности сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь в ним по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой « организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует, или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может быть свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта.
Наличие вышеуказанных обстоятельств в отношении места нахождения юридического лица налоговым органом не установлено.
Если на здании нет вывески товарищества, это само по себе не подтверждает, что сведения об адресе недостоверны.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что представленные территориальным органом материалы (заявление заинтересованного лица и протокол осмотра объекта недвижимости ... от ...) могли служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, но не являться самостоятельным (достаточным) основанием для вывода о недостоверности адреса места нахождения юридического лица.
Применительно к толкованию положений пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ данные обстоятельства исключают необходимость направления уведомления от ...... о представлении в регистрирующий орган достоверных сведений.
Подпункт 3 пункта 5 Оснований и Порядка содержит положение о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся в случае, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем. В остальных случаях, в том числе при получении заявления заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка этих сведений посредством перечисленных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.
Поэтому, в сложившейся ситуации, суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что представление территориальным налоговым органом, как заинтересованным лицом, заявления по форме N Р34002 вместе с документами и сведениями, полученными в рамках налогового контроля, не обязывает регистрирующий орган повторно проводить эти же мероприятия, но уже в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В этой связи исследование полученных документов, при необходимости проведения дополнительных мероприятий, следует считать не исполнением регистрирующим органом обязанностей по проведению мероприятий, предусмотренных пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Направление должностным лицом уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган подтверждающих сведений при отсутствии объективных данных о недостоверности адреса, свидетельствует о том, что на юридическое лицо возложена не установленная законом обязанность доказывать свою добросовестность, что является заведомым превышением полномочий налогового органа.
Суд соглашается с доводами административного истца о недоказанности регистрирующим органом недостоверности адреса места нахождения юридического лица и об отсутствии оснований вносить в ЕГРЮЛ указанную запись.
Из положений ст.ст. 218, 226-227 КАС РФ следует, что основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании решения уполномоченного органа незаконным является совокупность одновременно двух обстоятельств - несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Указанная совокупность в данном случае имеется.
Действиями налоговых органов на ТСН «Рабочий поселок» возложена не установленная законом обязанность по предоставлению документов, подтверждающих достоверность сведений об адресе юридического лица, что увеличивает административную нагрузку на юридическое лицо.
Кроме того, в письме от ... за ... содержится предупреждение Межрайонной ИФНС России ... о том, что на основании п.п. «б» п.5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ данное юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Права ТСН «Рабочий поселок» следует считать нарушенными вне зависимости исполнения налоговым органом предупреждения, достаточно предусмотренной законом возможности такого исключения из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в действиях административных ответчиков усматривается нарушение требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов административного истца.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании, в том числе, решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом (часть 7).
Таким образом, действующее законодательство и судебная практика связывают начало течения срока обжалования действия административного органа с моментом, с которого лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Доказательств того, что об оспариваемом протоколе осмотра недвижимости ... от ... и заявлении заинтересованного лица - территориального налогового органа (ИФНС России ...) ..., административному истцу было известно до момента обращения в суд, в материалах дела не имеется.
С учетом этого заслуживают внимания утверждение административного истца о том, что о нарушении прав ТСН «Рабочий поселок» стало известно в ходе рассмотрения административного иска, после того, как к материалам дела были приобщены копии обжалуемых процессуальных документов, в связи с чем, административные исковые требования уточнены и дополнены.
Решение вопроса о восстановлении срока, установленного нормами административного судопроизводства, относится к компетенции суда первой инстанции, оценивающего по своему внутреннему убеждению уважительность причины пропуска процессуального срока.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачей административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицированной Российской Федерацией - Федеральный закон от ... N 54-ФЗ) закреплены права юридических лиц, подлежащие защите, запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых и практических преград означает неправомерность отказа заявителю в осуществлении его субъективного права на судебную защиту по формальным обстоятельствам.
Учитывая особенности рассматриваемого дела и факт наличия высоких финансовых, административных и репутационных рисков для участников ТСН «Рабочий поселок», суд приходит к выводу, что причины пропуска срока обращения в суд являлись уважительными и подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок» к Межрайонной ИФНС России ... по ..., заместителю начальника МИФНС России ... по ...ФИО4 Льву Н, начальнику МИФНС России ... по ...ФИО5, государственному налоговому инспектору отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6 о признании незаконными действий удовлетворить.
Признать незаконным протокол осмотра недвижимости ... от ..., составленный государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ... МИФНС России ... по ...ФИО6 в отношении Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок».
Признать незаконными действия начальника МИФНС России ... по ...ФИО5, выразившиеся в направлении заявления заинтересованного лица ... по форме №Р34002 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок» в регистрирующий орган МИФНС России ... по ....
Признать незаконным уведомление МИФНС России ... по ...... от ... о необходимости представления достоверных сведений в отношении Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок»
Признать незаконными внесение МИФНС России ... по ... в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о юридическом лице за ГРН ... от ... в части адреса (места нахождения) в отношении Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок» (ИНН ...).
Обязать МИФНС России ... по ... внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании недействительной записи за ГРН ... от ... о недостоверности сведений о юридическом лице в части адреса (места нахождения) в отношении Товарищества собственников недвижимости «Рабочий поселок» (ИНН ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ....
Судья О.Н. Наговицына