ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-126/2021 от 26.04.2021 Дзун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-126/2021.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: судьи Чалзапа Н.К., при секретаре Дыртык Ш.Ю., с участием старшего помощника прокурора района Ондар О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чадан муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, о возложении обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

Прокурор Дзун-Хемчикского района Республика Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения город Чадан муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, о возложении обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой Дзун-Хемчикского района проверки законодательства в сфере энергосбережения установлено, что модульная котельная и котельное оборудование, находящиеся по адресу <адрес> является собственностью городского поселения города Чадан. Постановлением председателя администрации городского поселения города Чадан от ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу <адрес> назначен ООО «Хулер», который имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет до ДД.ММ.ГГГГ. Между администрацией города Чадан и ООО «Хулер» 17 сентября 2020 года заключен договор управления многоквартирными домами, на основании которого администрацией <адрес> ООО «Хулер» передано муниципальное имущество модульная котельная и котельное оборудование, находящиеся по адресу: <адрес>. В соответствии с п.3.1.4 данного договора ООО «Хулер» обязана организовывать бесперебойное предоставление собственнику (нанимателю) коммунальных услуг: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и энергосбережение. При этом, администрация городского поселения города Чадан, как собственник, в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони не обращались, вследствие чего в настоящее время в котельной отсутствует согласованный акт технологический и (или) аварийной брони. В этой связи, председателю администрации города Чадан 14 января 2021 года прокурором вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства под исходящим номером . В предоставленном ответе на представление прокурора администрация обязалась устранить нарушения в кратчайшие сроки. Однако, по настоящее время акт технологический и (или) аварийной брони не согласовали. Отсутствие акта согласования технологический и (или) аварийной брони в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц. Согласование технологический и (или) аварийной брони является обязанностью собственника, возложенной на него законом, отсутствие технологический и (или) аварийной брони дает основание энергосберегающей организации не применять в отношении ответчика специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводит полное ограничение режима потребления электроэнергии, а между тем, при полном ограничении режима потребления электроэнергии ответчику, осуществляющему эксплуатацию централизованного водоснабжения, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц: собственников и нанимателей жилых домов, которым оказывают соответствующие коммунальные услуги иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть вред, так как данный объект коммунального хозяйства находится на территории городского поселения. Определить круг, чьи права и законные интересы могут быть нарушены от последствий ненадлежащего выполнения своих полномочий администрацией городского поселения города Чадан определить достоверно не представляется возможным, в связи с чем, дает право прокурору обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ссылаясь на пункт 7 ст.38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ № «Об электроэнергетике», «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» и «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, подпунктов 14 и 15 п.1 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», абзацы «н» и «и» пункта 14, абзацы 3 и 4 пункта 36, пункт 31 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, о возложении обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец поддержал исковые требования по указанным в нем основаниям.

Административный ответчик администрация городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд надлежащим образом извещенного ответчика.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из п.1 ст.215 ГК РФ следует, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п.2 ст.215 ГК РФ).

На основании ч.1 ст.34, ч.1 ст.37 Закона № 131-ФЗ ***** местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Статьей 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.7 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно Приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Пунктом 2 данного приложения к ним отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно п.п.14 и 15 п.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с абзацами 3 и 4 п.36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони составлен (изменен) и согласован позднее даты заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), то такой акт подлежит предоставлению гарантирующему поставщику в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 40 и абзаца восьмого пункта 43 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются, в том числе обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с абзацем 1 и 8 пункта 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в договор энергоснабжения в качестве условий об обязанностях потребителя, в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор энергоснабжения, помимо условий, указанных в настоящем документе, подлежат включению также установленные в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обязанности потребителя услуг по передаче электрической энергии, применимые к потребителю, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения.

В договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В соответствии с абзацами "н" и "п" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, при исполнении договора потребитель услуг обязан:

н) обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии;

п) обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

В силу п.31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Согласно 31(4) Правил, потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Как видно из представленных документов администрация городского поселения города Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва является собственником здания котельной с кадастровым номером , расположенного в доме <адрес>. Котельная предназначена для обеспечения отоплением всех отапливаемых помещений многоквартирных домов № <адрес>, а также для их обслуживания, в том числе водоснабжением.

Из представления прокурора района, адресованного председателю администрации городского поселения город Чадан Намчину О.М. от 14 января 2021 года следует, что просят устранить нарушения законодательства в сфере энергосбережения, а именно заключить договор на отпуск и пользование электроэнергией котельной, находящейся по адресу <адрес>, составить и согласовать с сетевой организацией технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения.

Из ответа администрации городского поселения город Чадан от 5 марта 2021 года следует, что меры по заключению дополнительного соглашения о положении уровней технологической и (или) аварийной брони будут приняты в кратчайшие сроки.

Отсутствие акта согласования технологической и (или) аварийной брони в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц, собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги, иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред, так как данные объекты коммунального хозяйства находятся на территории населенного пункта.

Согласование технологической и (или) аварийной брони является обязанностью ответчика, возложенной на него законом; отсутствие технологический и (или) аварийной брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении ответчика специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии, а, между тем, при полном ограничении режима потребления электроэнергии ответчику, осуществляющему эксплуатацию централизованного водоснабжения, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги.

Административным ответчиком не представлены суду письменные доказательства об устранении требуемых нарушений законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о признании незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, о возложении обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией акт технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Дзун-Хемчикского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Чадан муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, о возложении обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района в виде не обращения в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения.

Возложить на администрацию городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района обязанности разработать и согласовать с сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони объекта теплоснабжения, а также заключить договор на отпуск и пользование электрической энергией в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021 года.

Судья _______________________________ Чалзап Н.К.

Копия верна __________________________