ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-126/2021 от 31.08.2021 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-126/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Депутатский 31 августа 2021 года

Усть-Янский районный суд Республики Саха(Якутия) в составе председательствующего судьи Винокурова С.С., при секретаре Матренич Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц к АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского улуса Республики Саха(Якутия) с признания их бездействия незаконными, обязать незамедлительно провести учет муниципального жилищного фонда, принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации аварийного жилья, осуществления мероприятий по учету аварийного жилищного фонда и иные мероприятия в целях восстановления жилищных прав граждан, жителей с.Чкалова - по включению домов, жилых помещений в программу капитального ремонта, переселения из аварийного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском к АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского улуса Республики Саха(Якутия) с признания их бездействия незаконным, обязать незамедлительно провести учет муниципального жилищного фонда, принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации аварийного жилья, осуществления мероприятий по учету аварийного жилищного фонда и иные мероприятия в целях восстановления жилищных прав граждан, жителей с.Чкалова Аллаиховского района РС (Я) - по включению домов, жилых помещений в программу капитального ремонта, переселения из аварийного жилищного фонда, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что имеются нарушения требований ст.14 ч.1 п.8 ЖК РФ, при наличии оснований полномочия по признанию ветхих жилых домов аварийными не реализуются, нормативные правовые акты, регулирующие порядок признания муниципальных жилых домов аварийными, непригодных для проживания, не разработаны. При этом на территории наслега имеется 21 МКД, имеющие высокую степень физического износа, из которых признаны аварийными и подлежащие сносу только 9.

Рассмотрения дела просит без своего участия, суд согласно ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело без их участия.

Ответчик АМО СП «Береляхский наслег», надлежаще извещенный на судебное заседание не явился, суд согласно ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело без их участия.

Суд, изучив представленные материалы приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. (ч. 2) Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47).

Оценивая требования административного иска, суд усматривает основания для его удовлетворения ввиду следующего.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на соответствующих должностных лиц, чьи действия оспариваются либо принявших оспариваемые постановления (решения).

В судебном заседании административному ответчику предлагалось представить возражения по доводам прокуратуры Аллаиховского района, вместе с тем доказательств ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Береляхского наслега допущено бездействие по исполнению законодательства по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Указанное бездействие нарушает жилищные права неопределенного круга лиц Береляхского наслега, поскольку затягивает принятие дальнейших решений органа местного самоуправления об использовании помещений, сроках возможного отселения жильцов, создает угрозу их жизни и здоровью.

В качестве правовосстановительной меры суд возлагает на администрацию АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского района обязанность незамедлительно провести учет муниципального жилищного фонда, принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации аварийного жилья, осуществления мероприятий по учету аварийного жилищного фонда и иные мероприятия в целях восстановления жилищных прав граждан, жителей с.Чкалова Аллаиховского района РС (Я) - по включению домов, жилых помещений в программу капитального ремонта, переселения из аварийного жилищного фонда,

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц к АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского улуса Республики Саха(Якутия) - удовлетворить.

Признать бездействия АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского района Республики Саха (Якутия) незаконным.

Обязать незамедлительно АМО СП «Береляхский наслег» Аллаиховского района Республики Саха(Якутия) провести учет муниципального жилищного фонда, принять нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ликвидации аварийного жилья, осуществления мероприятий по учету аварийного жилищного фонда и иные мероприятия в целях восстановления жилищных прав граждан, жителей с. Чкалова Аллаиховского района РС (Я) - по включению домов, жилых помещений в программу капитального ремонта, переселения из аварийного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий Винокуров С. С.