Дело № 2а-126/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2024 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Тишкиной К.А.,
помощник судьи Ледовских Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту охотничьего и рыбного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Департаменту охотничьего и рыбного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год; возложении обязанности предоставить водные биологические ресурсы в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась на основании Постановления Правительства РФ от 15 октября 2008 года № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2021 года) по форме установленной Приложением № 4 к приказу Минсельхоза России от 10.11.2020 № 673 в Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области с заявкой на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (для физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год полностью ее заполнив по образцу заявки поданной в ДД.ММ.ГГГГ году на квоту ДД.ММ.ГГГГ года. Данная заявка была зарегистрирована в Департаменте охотничьего и рыбного хозяйства <адрес> под №. Административный ответчик в лице и.о. начальника департамента ДД.ММ.ГГГГ направил в ее адрес отказ в виду не соответствия требованиям п. 17 Административного регламента органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 07.05.2018 №196, в предоставлении государственной услуги на основании подпункта а) пункта 25 данного регламента, так как якобы не были указаны технические характеристики и количество орудий добычи (вылова) и это не соответствует установленной форме. Полагает, что данный отказ противоречит как фактическим обстоятельствам, так и нарушает действующее законодательство. К фактическим обстоятельствам относится тот факт, что административный истец подал заявку по форме, установленной Приложением № 4 к приказу Минсельхоза России от 10.11.2020 № 673, полностью ее заполнив по количеству и техническим характеристикам орудий добычи (вылова). К нарушениям действующего законодательства, кроме указанного выше, относит: положения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ, Приказ Минсельхоза РФ №522 от 01.09.2020 «Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 года № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», которые, по ее мнению, прямо указывают на отсутствие разрешения для КМНС на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, следовательно, не наделяет органы исполнительной власти полномочиями отказать в пользовании водными биологическими ресурсами. Считает, что п. 13 -17 Постановления Правительства РФ от 15 октября 2008 года № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование» не устанавливает возможность отказа в предоставлении водных биоресурсов для лиц, относящихся к КМНС, поэтому административный регламент органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 07.05.2018 № 196, противоречит действующему законодательству в части наделения полномочий органа исполнительной власти в отказе в предоставлении права пользования водными биоресурсами. Также на основании п. 4 ч.2 ст. 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ, ст.ст.48, 49 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, ст.ст. 17, 69 Конституции РФ считает, что отказ в предоставлении водных биоресурсов в пользование для КМНС не только нарушает действующее законодательство, а также лишает законного права данных лиц на ведение национального образа жизни, так как для селькупов охота и рыбалка являются основными видами их жизни деятельности и традиционных промыслов, является основой их культуры. А с учетом, что у селькупов традиционным питанием является рыба, с целью пополнения организма витаминами и полезными элементами, которые не могут быть восполнены ни какими другими, следовательно, не предоставление данных природных ресурсов может оказать негативное воздействие не только на жизнь, но и здоровье КМНС. Поэтому полагает, что оспариваемый отказ надлежит проверить на соответствие Законам РФ: Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ, Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 15 октября 2008 года № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», Федеральному закону «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, Конституции РФ. Жалоба на решение и действие административного ответчика в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в настоящем административном исковом заявлении, не подавалась. Сторонами не предпринимались действия, направленные на примирение. Учитывая, что обжалуемое решение поступило ей ДД.ММ.ГГГГ, то установленный срок для подачи данного административного искового заявления, по ее мнению, не истек.
Административный истец ФИО1, ее представитель ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, административный истец в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивая на административных исковых требованиях. На основании ч.6 ст.226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся административного истца, ее представителя.
Представитель административного ответчика Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял, ранее предоставив письменное возражение на административный иск от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительные пояснения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с исковыми требованиями не согласился. По доводам о том, что истец обратился в департамент с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ, заполненной по форме утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», пояснено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование» утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, согласно пункту 3 которых предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется на основании решений: 1.принимаемых территориальными органами Федерального агентства по рыболовству в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб. Данный пункт реализуется на основании приказа Минсельхоза от 10.11.2020 № 673, которым утверждена форма заявки (Приложение № 4) на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В самой заявке имеется отсылка на то, в какой орган она должна быть подана (территориальный орган Федерального агентства по рыболовству) и согласно пункту 1 заявки указывается заявитель, заинтересованный в предоставлении в пользование водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, а также анадромных, анадромных и трансграничных видов рыб (перечень таких видов утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству от 26.02.2009 № 147). Департамент не является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, и не оказывает данную услугу. 2.принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Данный пункт реализуется на основании Приказа Минсельхоза России от 07.05.2018 № 196, согласно которому Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области разработал Приказ от 26.02.2019 № 005-од, в рамках которого и заполняются заявки. Следовательно, истец должен был обратиться в Департамент с заявкой, заполненной в рамках абзаца 2 Постановления Правительства № 765 от 15.10.2008, а также Приказа Минсельхоза № 196 от 07.05.2018. Последовательность административных процедур (действий) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, установлена Административным регламентом предоставления регионами государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.05.2018 № 196. В соответствии с пунктом 15 Регламента Департамент принимает заявки на предоставление водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства до 1 сентября года, предшествующего году осуществления традиционного рыболовства. Общий срок предоставления государственной услуги установлен пунктом 15 Регламента и составляет не более 120 дней с даты окончания приема заявок, предусмотренных пунктом 17 Регламента. Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ распространяются только на обращения граждан (предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина) и не регулируют правоотношения, связанные с оказанием государственных услуг. В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного приказом Минсельхоза России от 01.09.2020 № 522, традиционное рыболовство осуществляется во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с Правилами рыболовства на основании решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Таким образом, традиционное рыболовство на территории Томской области без предоставления рыболовного участка, действительно осуществляется без оформления разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В соответствии с пунктом 17 Регламента, для предоставления государственной услуги заявитель обращается в Департамент с заявкой. Пунктом 17 Приказа Минсельхоза России от 07.05.2018 № 196 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Так, для предоставления государственной услуги заявитель обращается в уполномоченный орган с заявкой в соответствии с утвержденной формой (приказ Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области от 26.02.2019 № 005-од), которая должна содержать определенные сведения, в том числе согласно подпункту г) орудия добычи (вылова) (их вид, технические характеристики, количество), способы добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Согласно требованиям пункта 25 вышеназванного Приказа, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе: а) представление заявки не по установленной форме Уполномоченного органа. Обращено внимание на тот факт, что форма заявки, утвержденная департаментом, состоит из сведений, перечисленных в пункте 17 Приказа. Приказом Минсельхоза России от 30.10.2020 № 646 утверждены правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. В данных правилах имеются показатели характеристик орудий лова. Технические характеристики и их количество необходимы для осуществления контрольно-надзорных функций (федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов) со стороны Колпашевского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания. Так в случае, если уполномоченным органом в ходе осуществления контрольно- надзорной деятельности будет установлено, что используемые КМНС при добыче орудия лова не соответствуют количеству и техническим характеристикам, указанным в заявке, то это будет являться основанием для привлечения заявителей к административной ответственности, предусмотренной главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным на то органом. По итогам рассмотрения заявки от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено ее несоответствие требованиям пункта 17 Регламента, поскольку в ней не указаны технические характеристики и количество перечисленных орудий добычи (вылова). В результате Департаментом принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги на основании подпункта а) пункта 25 Регламента, поскольку заявка не соответствует установленной форме. Ответ на заявление направлен в установленные Регламентом сроки. Полагает, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги приняты Департаментом законно и обоснованно в соответствии с нормами действующего Регламента. Относительно позиции о лишении отказом права КМНС на ведение национального образа жизни (сыроедение рыбы) пояснено, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены лимиты и квоты добычи (вылова) водных биоресурсов представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМНС) на территории Томской области. Право устанавливать лимиты и квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд представителями КМНС, закреплено за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации статьей 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласование лимитов и квот предусмотрено только с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Федеральное агентство по рыболовству). Следовательно, право на добычу (вылов) водных биоресурсов КМНС на территории Томской области законодательно регламентировано, а не только дается гражданину в связи с наличием такого статуса. Относительно ссылок на «незаконность» положений административного регламента, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.05.2018 № 196, считают, что в рамках настоящего рассмотрения дела эти доводы не могут рассматриваться, поскольку данный нормативный правовой акт принят не Департаментом.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В развитие конституционных гарантий на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
Так, порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Положением ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, обращение истца в Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области и результат его рассмотрения, который административный истец считает незаконным, состоялись ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, отправление с ответом на заявление поступило в отделение <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ. (в первый рабочий день, которому предшествовали 10 календарных нерабочих праздничных дней). При таких обстоятельствах, с учетом нерабочих праздничных дней срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2 частей 1 и части 2 статьи 227 КАС РФ).
Исходя из приведенных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений уполномоченного органа, его действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Под традиционным образом жизни понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения этих народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой их обитания - исторически сложившийся ареал, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (пункты 2 и 3 статьи 1 данного Федерального закона).
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", его действие распространяется на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами, а также на лиц, которые относятся к этим народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Подобное регулирование обусловлено стремлением государства гарантировать прежде всего положение тех лиц - как являющихся, так и не являющихся представителями конкретного коренного малочисленного народа, - которые ведут традиционную хозяйственную деятельность, находясь преимущественно в пределах исконной среды обитания соответствующего народа. Называя проживание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в качестве одного из условий распространения на гражданина гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", и определяя тем самым сферу действия данного Федерального закона, законодатель справедливо исходил из обусловленной статьями 9 (часть 1) и 69 Конституции Российской Федерации необходимости сбережения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в его естественной взаимосвязи с исконной средой обитания таких народов, влияющей, в частности, на их самоидентификацию и образ жизни.
Как следует из распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, которым утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, на территории Томской области к таким местам относится Колпашевский муниципальный район.
Статья 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закрепляет права коренных малочисленных народов, объединений этих народов и лиц, относящихся к этим народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. В силу ее части 2 лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, в этих целях имеют право, в том числе, пользоваться льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4).
Как установлено в судебном заседании административный истец ФИО1 по национальности является <данные изъяты>, о чем свидетельствуют также уведомление Федерального агентства по делам национальностей от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ДД.ММ.ГГГГ; удостоверение, выданное последней председателем правления <адрес>ной общественной организации Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты>» <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области с заявкой от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории <адрес> (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации), о чем сделана запись № в журнале регистрации и контроля заявлений на предоставление в пользование водных биоресурсов КМНС (дело № том №) Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области. В указанной заявке, в частности, отражены: район добычи (вылова) водных биологических ресурсов – <адрес> в границах <адрес>, сроки добычи – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключая запретные для добычи (вылова) сроки (периоды), в качестве орудий добычи (вылова) указан традиционный способ добычи (вылова) водных биоресурсов: сети, невода, фитили, морды, переметы.
Административному истцу на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ и.о. начальника Департамента охотничьего хозяйства Томской области направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым отказано в предоставлении государственной услуги на основании подпункта а) пункта 25 Административного регламента органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.05.2018 № 196 (далее -Регламент), поскольку заявка не соответствует установленной форме, так как по итогам рассмотрения заявки установлено ее несоответствие требованиям, установленным пунктом 17 Регламента, а именно: в ней не указаны технические характеристики и количество перечисленных орудий добычи (вылова).
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный Департамент является исполнительным органом Томской области, входящим в систему исполнительных органов Томской области и осуществляет принятие решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (п.п. 7 п. 9).
В силу п. 2 ч. 2. ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Исходя из положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что к решениям, действиям, бездействиям, обжалуемым в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, содержащих властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций, а также действия, которые хотя и не обличены в форму решения, но также содержат властное волеизъявление, повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствие к их осуществлению, то есть исполнение которых обязательно.
В соответствии счастью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, исходя из положений статьи 218 КАС РФ, ответ и.о. начальника Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области ФИО4 хотя и не облечен в форму решения или постановления, однако препятствует заявителю в реализации его прав, поэтому является объектом судебного контроля и подлежит рассмотрению в административном исковом производстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в том числе в части предоставления права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении разрешенных законодательством Российской Федерации видов рыболовства, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения.
На основании и во исполнение указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 5 статьи 3).
В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.
На основании ч. 2 ст. 25 приведенного Федерального закона рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыболовного участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
Целями указанной статьи является юридическое закрепление конституционного права (ст. 69 Конституции РФ) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин на рыболовство, которое, в свою очередь, осуществляется в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности указанных народов и общин.
Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 3 ст. 25 указанного Федерального закона).
Приказом Минсельхоза России от 01.09.2020 № 522 утвержден Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно п.3 данного Порядка лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, и их общины при осуществлении традиционного рыболовства используют разрешенные правилами рыболовства соответствующих рыбохозяйственных бассейнов, утверждаемыми в соответствии с частью 2 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Правила рыболовства), орудия добычи (вылова), а также имеют право применять традиционные методы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность, устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека.
В соответствии с п. 4 этого же Порядка традиционное рыболовство осуществляется во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с Правилами рыболовства на основании решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, принимаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование".
В силу п. 4 ч. 1 и п 3 ст. 33.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование принимается помимо прочего для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в пользование установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование».
В соответствии с п. 3 приведенных Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется на основании решений: принимаемых территориальными органами Федерального агентства по рыболовству в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб; принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации.
Заявители в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в соответствующие органы (п.13).
На основании п. 14 указанных Правил форма и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные заявки должны содержать сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов за предыдущий год.
Заявки, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, в силу п. 15 этих Правил принимаются до 1 сентября года, предшествующего году осуществления соответствующего вида рыболовства.
В решении о предоставлении водных биоресурсов в пользование указываются сведения о лице, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, виде рыболовства, сроке и условиях использования водных биоресурсов, объемах водных биоресурсов, общие допустимые уловы которых не устанавливаются. При изменении срока и условий использования водных биоресурсов в указанное решение вносятся соответствующие изменения (п.16 Правил).
Как указано выше ФИО1 с заявкой о предоставлении в пользование водных биоресурсов обратилась для осуществления традиционного рыболовства в Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, указав районом добычи (вылова) водных биологических ресурсов наименования рек в границах <адрес>.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный Департамент является исполнительным органом Томской области, входящим в систему исполнительных органов Томской области.
Следовательно, заявка административного истца на предоставление в пользование биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства должна соответствовать форме заявки на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области, утвержденной Приказом Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области от 26.02.2019 № 005-од. Сроки и последовательность административных процедур (действий) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предоставлению в пользование водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб установлены Административным регламентом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 07.05.2018 № 196.
Пунктом 17 указанного Регламента определено, что для предоставления государственной услуги заявитель обращается в Уполномоченный орган с заявкой.
Заявка оформляется в соответствии с формой, утверждаемой Уполномоченным органом, и содержит следующие сведения: а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма, адрес в соответствии с учредительными документами, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер контактного телефона и адрес электронной почты (при наличии) заявителя (для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации); б) фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, сведения о национальной принадлежности, адрес места регистрации и адрес места жительства, номер контактного телефона и адрес электронной почты (при наличии) заявителя (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации); в) вид водных биологических ресурсов, район добычи (вылова) водных биологических ресурсов, объем добычи (вылова) по видам водных биологических ресурсов, сроки добычи (вылова) водных биологических ресурсов; г) орудия добычи (вылова) (их вид, технические характеристики, количество), способы добычи (вылова) водных биологических ресурсов; д) порядковый номер и описание рыбопромыслового участка, предоставленного в пользование заявителю для осуществления традиционного рыболовства (в случае, если рыболовство осуществляется с предоставлением рыбопромыслового участка); з) сведения о добыче (вылове) водных биологических ресурсов за предыдущий год; ж) сведения о членах общины с указанием их отнесения к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документов, удостоверяющих личность, адреса места жительства, сведения об их национальной принадлежности с указанием заявляемого объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов в отношении каждого действующего члена общины - для общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с приложением данных сведений (при необходимости) в виде списка.
В пункте 25 этого же Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, которыми являются: а) представление заявки не по установленной форме Уполномоченного органа; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2 Регламента; в) отсутствие квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления традиционного рыболовства (в отношении водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается) или отсутствие возможности добычи (вылова) водных биологических ресурсов в объеме и в районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в заявке, на основании данных научных исследований (в отношении водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается).
При этом согласно п. 41 Регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием заявки; 2) проверка действительности простой или усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, использованной при обращении за получением государственной услуги; 3) получение заявителем сведений о ходе рассмотрения заявки о предоставлении государственной услуги; 4) рассмотрение заявки и принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства.
Основанием для начала административной процедуры в соответствии с п.42 Регламента (Прием заявки) является направление заявителем заявки, указанной в пункте 17 Регламента, лично, посредством почтовой связи или электронной почты, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", портала государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации в срок до 1 сентября года, предшествующего году осуществления традиционного рыболовства.
Согласно абз. 2 п. 45 Регламента представленная заявителем заявка в случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пунктах 21 - 22 Регламента, должна быть принята и зарегистрирована должностным лицом Уполномоченного органа, ответственного за прием документов.
Поступившая заявка регистрируется в журнале приема заявок должностным лицом Уполномоченного органа, ответственным за прием документов и передается на рассмотрение должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги (п.48 Регламента).
В силу п. 49 Регламента заявитель вправе изменить или отозвать заявку до окончания срока ее подачи, указанного в пункте 15 Регламента.
Результатом административной процедуры является принятие заявки либо отказ в принятии заявки должностным лицом Уполномоченного органа, ответственным за прием документов (п.50 Регламента).
Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация заявки должностным лицом Уполномоченного органа, ответственным за прием документов, либо направление заявителю уведомления об отказе в приеме заявки в форме, в которой была направлена заявка (п.51 Регламента).
В соответствии с п. 61 Регламента основанием для начала административной процедуры (рассмотрение заявки и принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства) является поступление к должностному лицу Уполномоченного органа, ответственному за предоставление государственной услуги, зарегистрированной заявки.
Должностное лицо Уполномоченного органа, ответственное за предоставление государственной услуги, рассматривает заявку в срок не более 120 дней с даты окончания приема заявок. По результатам рассмотрения заявок Уполномоченный орган в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, либо решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства. Решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства принимается в следующих случаях: а) предоставления недостоверной, искаженной или неполной информации; б) указание в заявке объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, превышающих объем квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления традиционного рыболовства (в отношении водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается); в) наличие оснований, указанных в пункте 25 Регламента (п.62 Регламента).
Результатом административной процедуры является принятие Уполномоченным органом решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства или об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для указанных целей.
Способом фиксации результата административной процедуры является акт Уполномоченного органа о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства либо уведомление заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства (п.64 Регламента).
Как следует из п.14 во взаимосвязи с вышеприведенными пунктами Регламента результат рассмотрения заявки, административной процедуры является результатом предоставления государственной услуги.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения административный истец обратилась в Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области с заявкой № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированной последним в соответствующем журнале).
По заявке административного истца и.о. начальника Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области ФИО4, уполномоченным должностным лицом по распоряжению органа, отказано в предоставлении государственной услуги ввиду ее несоответствия установленной форме со ссылкой на не указание технических характеристик и количества перечисленных орудий добычи (вылова).
Указанные сведения об орудиях добычи (лова) в заявке от ДД.ММ.ГГГГ действительно ФИО1 не отражены. Вместе с тем, в заявке все они детально поименованы.
С учетом изложенного отказ Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области в предоставлении государственной услуги по предоставлению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, лицу из числа коренных малочисленных народов РФ, по указанным основаниям по своему содержанию свидетельствует о формальном подходе административного ответчика к разрешению возникшей спорной ситуации.
Вместе с тем как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Оценив направленную в адрес административного ответчика заявку на предоставление водных биологических ресурсов в пользование и представленный на неё ответ Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, суд приходит к выводу, что содержание заявки ФИО1 в целом соответствует форме заявки, утвержденной Приказом Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области от 26.02.2019 № 005-од, не указание в заявке технических характеристик и количества орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов не является существенным нарушением, поскольку их вид и способы добычи (вылова) заявителем указаны, а несущественное отклонение от ее формы и формальная отсылка на подпункт «г» пункта 17 Административного регламента, без конкретизации того, в частности, каким именно техническим характеристикам указанные заявителем орудия добычи (вылова) не соответствуют, не должно негативно влиять на предоставление государственной услуги. Кроме того, административным истцом, несмотря на не указание в заявке количества орудий добычи (вылова), указан предельный объем добычи (вылова) водных биоресурсов по их видам.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик, отказав в предоставлении ФИО1 водных биологических ресурсов, ограничился формальной ссылкой на нормы соответствующего Административного регламента, в связи с чем, отказ Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области является преждевременным, не основанным на вышеуказанных нормах закона.
Вместе с тем, отказ по формальным основаниям в предоставлении водных биоресурсов существенным образом нарушает гарантированные федеральным законодательством личные неимущественные права административного истца, как представителя коренных малочисленных народов, на обеспечение традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности.
Таким образом, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований ФИО1 в части признания незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на 2024 год и, соответственно, о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного иска в части признания такого отказа административного ответчика незаконным.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета характера допущенного в отношении него нарушения с целью обеспечения восстановления нарушенного права и удовлетворения материально-правового интереса истца.
Как неоднократно отмечал Конституционный суд Российской Федерации права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции РФ, не предопределяет возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ федеральными законами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, от ДД.ММ.ГГГГ N №).
В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем судебный контроль ограничен принципом разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, недопустимости вмешательства в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В силу абз. 14 подп. 7 п.9 Положения о Департаменте охотничьего и рыбного хозяйства Томской области, утвержденного Постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области является исполнительным органом Томской области, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, который осуществляет также принятие решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации.
Как указано, в том числе выше согласно п.п.62 и 63 Административного регламента органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 07.05.2018 № 196, должностное лицо Уполномоченного органа, ответственное за предоставление государственной услуги, рассматривает заявку в срок не более 120 дней с даты окончания приема заявок. По результатам рассмотрения заявок Уполномоченный орган в течение указанного срока, принимает решение о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, либо решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства.
На основании рассмотрения заявок Уполномоченный орган в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения предоставляет заявителю копию акта Уполномоченного органа о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для традиционного рыболовства либо уведомление об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для традиционного рыболовства путем личного вручения или почтового отправления или на адрес электронной почты, указанный в заявке, либо направляет в личный кабинет заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", либо портале государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных законоположений защита прав лиц, относящихся к малочисленным народам Российской Федерации, обеспечивается, в том числе, путем принятия уполномоченными исполнительными органами государственной власти актов в установленном законом порядке и в соответствии с их компетенцией.
В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную законом процедуру принятия решений о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления традиционного рыболовства, а потому в удовлетворении требования истца об обязании административного ответчика предоставить водные биологические ресурсы в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год следует отказать.
Между тем исходя из указанной части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, в силу прямого указания закона в качестве способа устранения нарушения прав административного истца суд возлагает на Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области обязанность повторно рассмотреть заявку ФИО1 на предоставление водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения по данному административному делу сообщить в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Департаменту охотничьего и рыбного хозяйства Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области, возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента охотничьего и рыбного хозяйства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народам Севера.
Возложить на Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области обязанность повторно рассмотреть заявку ФИО1 на предоставление водных биологических ресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Департамент охотничьего и рыбного хозяйства Томской области обязанность сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Колпашевский городской суд Томской области и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового требования ФИО1 к Департаменту охотничьего и рыбного хозяйства Томской области о возложении обязанности предоставить водные биологические ресурсы в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на территории Томской области (для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации) на ДД.ММ.ГГГГ год отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Шачнева
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2024 года.
Судья: А.А. Шачнева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>