29RS0024-01-2018-001225-85
Дело № 2а-1270 28 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Русиновой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Администрации Маймаксанского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать водоснабжение жилого дома,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Маймаксанского территориального округа Администрации МО «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать водоснабжение жилого дома.
Требования мотивировала тем, что является собственником жилого дома, находящегося по адресу: г. Архангельск, ***. Дом не оборудован системой водоснабжения и водоотведения. *** не имеется водопровода, ближайшая колонка находится более чем в *** метрах от дома. Обязанность организовать водоснабжение её жилого дома, в том числе путём устройства водоразборной колонки, равно как и иными предусмотренными действующим законодательством способами, возложена на орган местного самоуправления. Она как собственник жилого дома вправе получать коммунальную услугу по холодному водоснабжению. Поскольку дом не оборудован инженерными системами водоснабжения, она вправе рассчитывать на получение коммунальной услуги по водоснабжению посредством подачи воды до водоразборной колонки. Просила суд возложить на Администрацию МО «Город Архангельск» обязанность организовать водоснабжение жилого дома *** в г. Архангельске.
Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена Администрация МО «Город Архангельск».
В судебном заседании административный истец пояснила, что обращалась в гарантирующую организацию МУП «Водоканал» с заявлением о предоставлении технических условий на подключение к централизованной системе водоснабжения. Ей был направлен проект договора о технологическом присоединении к централизованной системе водоснабжения, однако размер платы за подключение определен в сумме 7 058 048,46 руб., что для неё обременительно. К полномочиям ответчика относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Однако Администрация, наделенная соответствующими полномочиями, уклоняясь от решения указанных вопросов местного значения, допускает бездействие, не принимая мер по обеспечению водоснабжением её дома, расположенного в границах городского округа. Указанное бездействие ответчика нарушает её права на получение коммунальной услуги по холодному водоснабжению. Уточнила заявленные требования, просила суд признать бездействие Администрации МО «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по обеспечению дома *** в г. Архангельске водоснабжением, возложить обязанность организовать водоснабжение указанного жилого дома.
Представитель административных ответчиков Администрации МО «Город Архангельск», Администрации Маймаксанского территориального округа Администрации МО «Город Архангельск» ФИО2 в судебном заседании требования не признала, указала, что во исполнение требований ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №-131 ФЗ) ответчиком на территории муниципального образования «Город Архангельск» определена гарантирующая организация МУП «Водоканал», что исключает бездействие со стороны ответчика. МУП «Водоканал», в свою очередь, осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории города Архангельска и обязан заключить договор холодного водоснабжения с любым обратившимся в организацию лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения. Приобретая земельный участок по ул. Шестакова, истец знал о месте расположения водозаборной колонки в радиусе 400 м от дома истца. Установление водозаборной колонки на более близком расстоянии является правом административного истца, и не может быть возложено на административного ответчика. В данном случае не подлежит применению СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.» в части расположения водоразборной колонки на расстоянии не более 100 м, поскольку нормы указанного СНиП должны соблюдаться только при проектировании централизованных систем водоснабжения, а не реконструкции уже построенных сетей. Полагала, что водоснабжение дома истца ответчиком организовано, поскольку имеется водоразборная колонка, расположенная в 400 м от его дома. Более того, административным ответчиком дополнительно направлено обращение в МУП «Водоканал» с просьбой организовать водоснабжение жителей домов по ул. Шестакова путем подвоза воды автоцистернами, направить жителям района информационные письма об организации водоснабжения и необходимости заключения договоров на услугу водоснабжения.
Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, находящийся по адресу: г. Архангельск, *** (41/100 доля в праве).
Указанный дом расположен в границах муниципального образования «Город Архангельск».
Дом не обеспечен централизованной системой водоснабжения и водоотведения. Ближайшая водоразборная колонка находится в радиусе 400 м от дома истца, что не оспаривается административным ответчиком. Подвоз питьевой воды населению не осуществляется.
Общие нормы, связанные с созданием благоприятных условий проживания граждан, содержатся в п. 1 ст. 2, ст.7 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В соответствии со ст. 19 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой является одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленного на достижение таких целей как улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Так, пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 2 Закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2).
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие же требования к организации водоснабжения содержатся в п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Из анализа данных норм следует, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность организации водоснабжение населения, в том числе в случае отсутствия централизованной или нецентрализованной систем водоснабжения.
Между тем, административным истцом не представлено доказательств отсутствия обеспечения ответчиком водоснабжения населения в границах городского поселения, в пределах которого расположен дом истца.
Сторонами не оспаривается, что в радиусе 400 м от дома истца находится водоразборная колонка.
При этом ссылка административного истца на п.11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, в силу которого радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 метров, основана на неверном толковании указанных норм.
Пункт 11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 действительно устанавливает радиус действия водозаборной колонки который составляет не более 100 метров. Однако абзац 1 раздела 1 Свода правил указывает, что настоящий Свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Следовательно, Свод правил не распространяет свое действие на системы водоснабжения, построенные до введения его в действие.
Кроме того, административный ответчик дополнительно в рамках рассматриваемого дела обратился в МУП «Водоканал» с просьбой рассмотреть возможность организации водоснабжения жителей домов по *** в Маймаксанском территориальном округе путем подвоза воды автоцистернами, направлении жителям района информационных писем об организации водоснабжения и необходимости заключения договоров на услугу водоснабжения.
В ответ на указанное обращение МУП «Водоканал» сообщило о невозможности подвоза воды ввиду отсутствия утвержденных тарифов для физических лиц по данной услуге, а также о проведении работы совместно с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области по установлению тарифов на услугу подвоз воды для физических лиц.
Таким образом, из материалов дела не усматривается бездействие административных ответчиков в организации водоснабжения в границах городского поселения, на территории которого расположен дом *** в г. Архангельске.
В связи с указанным, поскольку нарушение прав административного истца не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Администрации Маймаксанского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности организовать водоснабжение жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 3 октября 2018 года.
Судья И.В. Уткина