ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1270/18 от 11.09.2018 Томского районного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,

при секретаре Деренг К.А.,

с участием

представителя административного истца Струковой О.Ю.,

представителя административного ответчика Корнели Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 2а-1270/2018 по административному исковому Леушиной Анны Васильевны к Администрации Томского района Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность без проведения торгов за плату,

у с т а н о в и л:

Леушина А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Томского района Томской области о признании незаконным отказа Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность Леушиной А.В. земельного участка №61, кадастровый номер (номер), площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: (адрес) оформленного письмом за подписью первого Заместителя Главы Томского района - Начальником Управления по социально- экономическому развитию села Крикунова А.В., обязании Администрации Томского района предоставить Леушиной А.В. за плату без проведения торгов земельный участок № 61, кадастровый номер (номер) площадью 1700 кв.м, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, ДПК «Офицеры», окр. п. Аникино.

В обоснование иска указала, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» она принята в состав членов кооператива, ей был распределен в пользование земельный участок № 61, кадастровый номер 70:14:0300095:1430, площадью 1700 кв.м по адресу: Томская область, Томский район, ДПК «Офицеры», окр.п. Аникино. Членские паевые и целевые взносы за период с 2012 по 2018 г.г. ею уплачены в полном объеме, что подтверждается справкой, выданной 07.07.2018 ДПК «Офицеры». 19.02.2018 истец Леушина А.В. обратилась с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов. В ответе от 06.03.2018 №02-33/590 указано, что у заявителя Леушиной А.В. отсутствуют основания для получения садового, огородного или дачного земельного участка в Томском районе. Основаниями для отказа явились следующие обстоятельства: на момент регистрации юридического лица (ДПК «Офицеры») она не являлась учредителем ДПК «Офицеры», списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления, а в списках, представленных в Администрацию Томского района заявитель Леушина А.В. не значится, а также в связи с тем, что заявитель не является жителем Томского района. Полагает, что данный отказ, подписанный первым Заместителем Главы Томского района - Начальником Управления по социально-экономическому развитию села Крикуновым А.В., является незаконным, поскольку нормами действующего законодательства указанные основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка члену дачного потребительского кооператива не предусмотрено. Она обратилась за предоставлением земельного участка как член ДПК, уже имеющий в пользование земельный участок, а не испрашивала новый земельный участок для ведения дачного хозяйства. Указала, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает утверждение органом местного самоуправления списков граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, члены таких объединений имеют равное право на получение в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории данных объединений.

О времени и месте судебного заседания административный истец Леушина А.В. была извещена надлежащим образом, в суд не явилась, доказательств уважительности причин неявки не сообщила.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Представитель истца Струкова О.Ю., действующая по доверенности от 06.07.2018 сроком действия два года, административный иск поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что во всех имеющихся списках ее доверитель имеется. Кроме того, следует учесть, что земельный участок предоставлялся ДПК «Офицеры» в соответствии со списком граждан, которым земельные участки и были переданы.

Представитель ответчика Корнели Д.В., действующий по доверенности от (дата) сроком действия один год, административный иск не признал. В письменном отзыве и устных пояснениях указал, что в 2011 году постановлением Администрации Томского района от 15.06.2011 №1061-з ДПК «Офицеры» было предварительно согласовано место размещения ДПК на земельном участке площадью 45 га. по адресу: Томская область, Томский района, район с.т. «Ветеран», окр. п. Аникино. Постановлением Администрации Томского района от 14.10.2011 №2108-з ДПК «Офицеры» земельный участок был предоставлен в аренду сроком на 3 года. Постановлением Администрации Томского района от 24.05.2012 №1167-3 земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1183 был разделен на 170 земельных участков: 165 участков для дачного хозяйства, 5 земельных участков - земли общего пользования. Постановлением от 19.09.2013 №2608-з земли общего пользования были предоставлены ДПК в собственность бесплатно. Из 165 земельных участков 72 были предоставлены в собственность гражданам-членам ДПК «Офицеры». Предоставление осуществлялось в порядке ст. 14 Федерального закона от15.04.1998 №66-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) по ведомственному признаку, т.е. земельные участки предоставлялись гражданам, имеющим офицерское звание, а также с учетом требований ст. 13 - гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Томского района. Вместе с тем, при заключении договора аренды земельного участка от 14.10.2011 №177 был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков дачным, садоводческим объединениям граждан, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков. Отвод и предоставление участка садовому, дачному, огородническому обществу осуществляется на основании документального подтверждения потребности в земельных участках для этих целей, а также по месту жительства граждан. Количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан, поставленных на учет (либо отвечающих ведомственному признаку), является существенным критерием для определения площади земельного участка для его дальнейшего предоставления, в том числе на праве аренды. При этом, именно в зависимости от количества нуждающихся в земельных участках определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества. Договор аренды земельного участка с ДПК «Офицеры» был заключен с нарушением порядка предоставления. Процедура формирования дачного общества с учетом обращений нуждающихся граждан, формирования списка этих граждан, его утверждения, выбора участка под это количество заявителей, не осуществлялась. Фактически порядок, установленный ст.13,14,15 ФЗ-66 был полностью нарушен. Участок был предоставлен с превышением потребности не по количеству граждан, являющихся офицерами, а исходя из площади, указанной председателем кооператива в декларации - 45 га. Кроме того, он был предоставлен по акту выбора земельного участка под строительство, что само по себе являлось грубым нарушением порядка предоставления участков для целей дачного хозяйства, без учета нуждаемости граждан в предоставлении участков под такие цели. Списки граждан - членов ДПК «Офицеры» органом местного самоуправления не утверждались. Списки членов ДПК «Офицеры» формировались самим дачным обществом, без их утверждения в органе местного самоуправления. Более того, одни и те же заявители фигурировали в разных дачных обществах, и претендовали, таким образом, на получение нескольких участков. Эта ситуация сложилась по причине того, что орган местного самоуправления не формировал списки и не учитывал нуждаемость граждан.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст.46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции от 30.12.2008, действующей на момент создания ДПК «Офицеры») садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.

Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ (п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008).

В судебном заседании установлено, что 07.09.2010 на основании решения учредителей Капуры С.Н., Малахова А.В., Малаховой О.В. создан дачный потребительский кооператив «Офицеры HYPERLINK "http://192.168.1.4:8079/search/sa_view_doc.php?type=t&id=70600051802131609177951001596970&r=QUFBSkxiQUFMQUFBcFVvQUFG&ext=" \l "word74" » (ДПК «Офицеры»), утвержден устав ДПК «Офицеры», председателем правления кооператива избран Капура С.Н., что подтверждается протоколом № 1 от 07.09.2010 собрания учредителей ДПК «Офицеры».

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.01.2018, подтверждено, что ДПК «Офицеры» зарегистрирован в качестве юридического лица 21.09.2010 и является действующей организацией.

Согласно п. 1.1 устава ДПК «Офицеры» - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач и ведения дачного хозяйства в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.

ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива Капуры С.Н. обратился 19.10.2010 в Администрацию Томского района с заявлением № 3504-з о предоставлении земельного участка для размещения ДПК в районе СТ «Ветеран» в окр. п. Аникино ориентировочной площадью 90 га. К данному заявлению была приложена декларация о намерениях, содержащая сведения о потребности в целях создания дачного поселка хозяйственным способом силами и средствами членов ДПК с привлечением инвесторов земельного участка ориентировочной площадью 40 га, а также приложен список членов ДПК «Офицеры» в количестве 299 человек.

Постановлением Администрации Томского района № 1061-з от 15.06.2011 утвержден акт выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства «Размещение ДПК «Офицеры» от 19.11.2010, предварительно согласовано место размещения ДПК «Офицеры» на земельном участке ориентировочной площадью 45 га по адресу: Томская область, Томский район, район с.т.«Ветеран», окр. п.Аникино. Постановлено образовать для ДПК «Офицеры» из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 450000 кв.м для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: Томская область, Томский район, район с.т. «Ветеран», окр. п.Аникино с экспликацией земель согласно приложению, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кооперативу «Офицеры» поручено выполнить проектную документацию в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством и согласовать ее в установленном порядке, согласованную проектную документацию представить на рассмотрение в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района. Кооператив «Офицеры» уполномочен на проведение комплекса работ по межеванию земельного участка с последующей постановкой на государственный кадастровый учет.

Как следует из постановления Главы Томского района от 24.05.2012 №1167-з «О разделе земельного участка в окр.п.Аникино», земельный участок площадью 450000 кв.м, образованный для размещения ДПК «Офицеры» был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 70:14:0300095:1183 по адресу: Томская область, Томский район, район с.т.«Ветеран», окр. п.Аникино, что также не оспорено сторонами в судебном заседании.

Протоколом №10 Заседания градостроительного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации Томского района от 08.09.2011 было принято решение об одобрении и согласовании для дальнейшей работы «Проект планировки ДПК «Офицеры»в окрестностях п.Аникино, с/т «Ветеран» Томского района Томской области».

Постановлением Администрации Томского района № 2108-з от 14.10.2011 принято решение о предоставлении земельного участка по указанному адресу в аренду ДПК «Офицеры» сроком на три года. Между Администрацией Томского района в лице председателя Комитета по земельным ресурсам Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района Тырышкиной Т.А. и ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива Капуры С.Н. заключен договор аренды земельного участка № 177 от 14.10.2011, земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1183 по адресу: Томская область, Томский район, район с.т. «Ветеран», окр. п.Аникино, площадью 450000 кв.м, разрешенное использование для размещения ДПК «Офицеры»по акту приема-передачи передан ДПК «Офицеры».

Администрацией Томского района договор аренды от 14.10.2011 №177 был оспорен в судебном порядке, решением Арбитражного суда Томской области от 11.10.2017, вступившим в законную силу 19.01.2018, в удовлетворении иска о признании данного договора недействительным было отказано.

Постановлением Администрации Томского района № 1167-з от 24.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1183 был разделен на 170 земельных участков: 165 земельных участков - с видом разрешенного использования «для садоводства», 5 земельных участков – земли общего пользования с утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. ДПК «Офицеры» уполномочено провести комплекс работ по межеванию земельных участков с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет.

Согласно перечню земельных участков, являющемуся приложением к постановлению Администрации Томского района № 1167-з от 24.05.2012 среди образованных в результате раздела земельных участков значится участок площадью 1700 кв.м № 61, кадастровый номер 70:14:0300095:1430, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, ДПК «Офицеры», окр. п. Аникино. Данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением 27.03.2013 кадастрового номера 70:13:0300095:1183, сведения об объекте имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера, то есть если в течении двух лет со дня постановки земельного участка на учёт не будет осуществлена регистрация прав (либо аренды, сведения о таком земельном участке будут аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.03.2013.

Таким образом, указанное свидетельствует о проведении межевания по разделу земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1183, с образованием 170-ти земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 70:13:0300095:1183.

Председатель ДПК «Офицеры» Капура С.Н. обратился 06.05.2013 к Главе Администрации Томского района Лукьянову В.Е. с заявлением (вх. № 1873-з от 06.05.2013) о прекращении права аренды земельного участка по договору № 177 от 14.10.2011, предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

19.09.2013 Глава Администрации Томского района Лукьянов В.Е., рассмотрев заявления ДПК «Офицеры», граждан - членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер), учитывая постановление Администрации Томского района от 24.05.2012 № 1167-з, принимая во внимание пункт 1.1 Устава ДПК «Офицеры» руководствуясь ст.ст. 28, 46 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановил прекратить ДПК «Офицеры» право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (номер) площадью 450 000 кв.м по адресу: Томская область, Томский район, район с.т. «Ветеран», окр. п. Аникино для размещения ДПК «Офицеры», расторгнув договор аренды земельного участка от 14.10.2011 № 177, что подтверждается постановлением Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013 «О предоставлении земельных участков гражданам – членам ДПК «Офицеры» в окр.п.Аникино».

Также указанным постановлением изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры» образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер) «для садоводства», на разрешенное использование – «земельные участки для ведения дачного хозяйства» по перечню согласно приложению № 1 (165 земельных участков). Земельные участки по перечню № 2 предоставлены в собственность ДПК «Офицеры» бесплатно, земельные участки ДПК «Офицеры» по перечню №3 зачислены в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Соглашение о расторжении с 18.09.2013 договора аренды № 177 от 14.10.2011 подписано Администрацией Томского района (арендодатель) и ДПК «Офицеры» (арендатор) 19.09.2013 (соглашение № 119 от 19.09.2013).

В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 24.06.2014) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п.п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд, в редакции № 69 от 23.07.2013, действующей на день вынесения постановления от 19.09.2013 № 2608-з).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пп.1 п. 3 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством признания их прав.

Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 1 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о приобретении земельного участка по основанию, предусмотренному пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прикладываются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП, документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации, решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п. 3 Перечня). Иные документы, перечисленные в п. 3 Перечня запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Как указано выше, в 2011 году ДПК «Офицеры» был предоставлен в аренду для организации дачного хозяйства земельный участок площадью 450000 кв.м, который межеванием 2012 года был разделен на 170 участок, поставленных на кадастровый учет в марте 2013 года.

Из представленных в дело документов следует, что 17.05.2012 на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» Леушина А.В. принята в члены ДПК «Офицеры» с распределением ей земельного участка № 61 по адресу: Томская область, Томский район, окр. п. Аникино, район с.т. «Ветеран», ДПК «Офицеры», площадью 1700 кв.м, что подтверждается протоколом общего собрания ДПК «Офицеры» № 12 от 17.05.2012, списком членов ДПК «Офицеры», принятых в кооператив с закреплением участков, утвержденным 17.05.2012 (приложение № 1 к протоколу), членской книжкой садовода за № 61, выданной 09.06.2011.

Заключением правления ДПК «Офицеры» от 07.07.2018, справкой от 07.07.2018 председателя ДПК «Офицеры» подтверждается членство Леушиной А.В. в ДПК «Офицеры», закрепление и использование ею земельного участка, расположенного в границах ДПК «Офицеры» земельный участка № 61 по адресу: Томская область, Томский район, окр. п. Аникино, район с.т. «Ветеран», ДПК «Офицеры», площадью 1700 кв.м с 09.06.2011.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции от 30.12.2008) учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.

Таким образом, Леушина А.В. была принята в члены ДПК «Офицеры» и ей был распределен земельный участок, имеющий на настоящий момент кадастровый номер 70:14:0300095:1183, в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Как было установлено выше, земельный участок № 61 по адресу: Томская область, Томский район, окр. п. Аникино, район с.т. «Ветеран», ДПК «Офицеры», площадью 1700 кв.м с 09.06.2011 используемый Леушиной А.В. по назначению, входит в состав территории ДПК «Офицеры» и был образован в результате раздела предоставленного ДПК «Офицеры» земельного участка.

Леушина А.В. в лице представителя Струковой О.Ю. 19.02.2018 на имя Главы Администрации Томского района подала заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка № 61 по адресу: Томская область, Томский район, окр. п. Аникино, район с.т. «Ветеран», ДПК «Офицеры», площадью 1700 кв.м для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены: копия протокола №12 общего собрания ДПК «Офицеры» от 17.05.2012, копия доверенности на представителя, содержащая также паспортные данные заявителя, что подтверждается текстом заявления от 19.02.2018 и отметкой входящего штампа администрации Томского района о получении № 911 от 19.02.2018.

На указанное заявление был предоставлен ответ первого заместителя Главы Томского района Крикунова А.В. № 02-33/590 от 06.03.2018, в котором административному истцу было сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием оснований, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Что на момент регистрации юридического лица (ДПК «Офицеры») Леушина А.В. не являлась учредителем ДПК «Офицеры», списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления, а в списках, представленных в Администрацию Томского района заявитель Леушина А.В. не значится, а также в связи с тем, что заявитель не является жителем Томского района.

Таким образом, из данного ответа следует, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка было:

- обращение за предоставлением земельного участка в орган местного самоуправления не по месту жительства заявителя;

- отсутствие заявителя в списках граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного участка, представленных в Администрацию Томского района.

В то же время согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ДПК «Офицеры» было создано и зарегистрировано в 2010 году, а Леушина А.В. была принята в состав ДПК только в 2012 году, следовательно, она не относится к учредителям данного ДПК и не могла быть включена в списки лиц, поданных с заявлением о предоставлении данному ДПК земельного участка в 2012 году.

В силу действующего законодательства после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения данное объединение осуществляет свою внутреннюю деятельность на основании устава. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: прием в члены такого объединения и исключение из его членов; утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.

Земельный участок в пользование Леушиной А.В. был распределен общим собранием ДПК «Офицеры» 17.05.2012 и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1183, предоставленного в пользование ДПК «Офицеры» в 2011 году. Раздел данного участка с постановкой на кадастровый учет образованных земельных участков, в том числе спорного участка, был произведен 27.03.2013, то есть после распределения земельного участка Леушиной А.В. Следовательно, Леушина А.В. обратилась за предоставлением земельного участка как член ДПК, уже имеющий в пользование земельный участок, а не испрашивала новый земельный участок для ведения дачного хозяйства.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает утверждение органом местного самоуправления списков граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, члены таких объединений имеют равное право на получение в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории данных объединений.

Таким образом, указание в письме от 06.03.2018 на то, что административному истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в пределах территории ДПК «Офицеры», поскольку Администрацией Томского района не утверждались списки граждан, имеющих преимущественное право на получение земельных участков в ДПК «Офицеры» и Леушиной А.В. не является жителем Томского района, незаконно.

Исходя из смысла Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» условиями для предоставления земельного участка в собственность гражданина являются: членство в некоммерческом объединении, распределение земельного участка члену некоммерческого объединения на основании решения общего собрания членов некоммерческого объединения, расположение земельного участка в пределах территории данного некоммерческого объединения.

Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером (номер), площадью 450000 кв.м был предоставлен ДПК «Офицеры» изначально для размещения кооператива и ведения гражданами дачного хозяйства, перечень № 2 постановления включает в себя 165 земельных участков ДПК «Офицеры» и подлежащих последующей передаче в собственность членам кооператива, поскольку на дату вынесения постановления Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013 земельные участки, в том числе земельный участок административного истца, были поставлены на государственный кадастровый учет, распределены между членами ДПК «Офицеры» в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (номер) в том числе указанные в приложении №3 к постановлению Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013, были закреплены за ДПК «Офицеры» и должны предоставляться членам данного кооператива.

При этом, суд также учитывает, что вопреки утверждению представителя административного ответчика, административный истец числится в списках, представленных в материалы дела, с указанием в списках на земельный участок испрашиваемый Леушиной А.В.

Доказательств злоупотреблений правом со стороны Леушиной А.В., в том числе неоднократного приобретения земельных участков, установлено не было.

На основании изложенного, суд полагает исковые требования о признании незаконным отказа Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность Леушиной А.В. земельного участка №61, кадастровый номер 70:14:0300095:1430, площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: Томская область, Томский район, ДПК «Офицеры», окр.п. Аникино, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая исковые требования об обязании Администрации Томского района предоставить Леушиной А.В. за плату без проведения торгов земельный участок № 61, кадастровый номер 70:14:0300095:1430, площадью 1700 кв.м, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, ДПК «Офицеры», окр. п. Аникино, суд исходит из следующего.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано.

Доказательств принадлежности на праве собственности земельного участка какому-либо муниципальному образованию, в том числе Томскому району, иному лицу не предоставлено.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Учитывая признание судом незаконным отказа Администрации Томского района от 06.03.2018 в предоставлении в собственность Леушиной А.В. земельного участка, принимая во внимание то обстоятельство, что административный истец является членом ДПК «Офицеры», спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для садоводства», каких-либо обременений или ограничений в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано, основания, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов отсутствуют, земельный участок был распределен в установленном законом порядке и используется административным истцом по целевому назначению, находится в пределах территории ДПК «Офицеры», суд приходит к выводу об удовлетворении требования Леушиной А.В. о возложении обязанности на ответчика предоставить в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд Томской области

р е ш и л:

Административный иск Леушиной Анны Васильевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Томского района в лице Главы Томского района в представлении в собственность Леушиной А.В. земельного участка №61, кадастровый номер (номер), площадью 1700 кв.м, расположенного по адресу: (адрес) оформленного письмом за подписью первого Заместителя Главы Томского района - Начальником Управления по социально- экономическому развитию села Крикунова А.В. № 02-33/590 от 06.03.2018.

Обязать Администрацию Томского района предоставить Леушиной Анне Васильевне за плату без проведения торгов земельный участок №61, кадастровый номер (номер), площадью 1700 кв.м, расположенный по адресу: (адрес)

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда Стерехова С.А.