РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Бубновой Ю.А.,
секретаря Тихонова Д.Е.,
помощника судьи Смолярова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 Д,В, к ИФНС России № 4 по г. Краснодару о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по г. Краснодару, в котором просит:
1. признать незаконным бездействие ИФНС № 4 по г. Краснодару выразившееся в следующем:
- неисполнения требований п. 6 ст. 78 НК РФ в виде нарушения срока перечисления излишне уплаченного налога налогоплательщику ФИО1 (ИНН №) по налоговой декларации по налогу на доходы (форма 3-НДФЛ) № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлению о возврате суммы излишне уплаченного налога от ДД.ММ.ГГГГ;
- неисполнения требований п. 8 ст. 78 НК РФ в виде нарушения срока принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ№ о возврате суммы излишне уплаченного налога налоговым органом налогоплательщику ФИО1, (ИНН №) по налоговой декларации по налогу на доходы (форма 3-НДФЛ) № от ДД.ММ.ГГГГ и заявлению о возврате суммы излишне уплаченного налога от ДД.ММ.ГГГГ;
- неисполнения требований п. 10 ст. 78 НК РФ в виде не устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу ФИО1 Д,В,, путём перечисления неустойки ИФНС № 4 по г. Краснодару на счёт административного истца;
- неисполнения требований ч.1 ст.139 НК РФ в виде не направления ИФНС № 4 по г. Краснодару жалобы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех дней со дня её поступления, со всеми материалами в Управление ФНС России по Краснодарскому краю;
2. взыскать с административного ответчика в пользу административного истца проценты, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ, в сумме 15 рублей 89 копеек;
3. взыскать с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей;
4. взыскать с административного ответчика в пользу административного истца издержки виде оплаты юридических услуг в размере 25 000 тысяч рублей.
Свои требования административный истец основывает на том, что согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1.1. ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Одновременно, п. 10, п. 12 ч.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил через личный кабинет налогоплательщика, а ИФНС № 4 по г. Краснодару зарегистрировала налоговую декларацию по налогу на доходы (форма 3-НДФЛ) № oт ДД.ММ.ГГГГ (далее - декларация), что подтверждается декларацией от 22.02.2021, подтверждением ИФНС № 4 по г. Краснодару даты отправки декларации от 22.02.2021, извещением ИФНС № 4 по г. Краснодару о получении электронного документа от 22.02.2021 и квитанцией ИФНС N 4 по г. Краснодару о приеме от 22.02.2021.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Одновременно, в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№) указано, что трехмесячный пресекательный срок проведения камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу завершить камеральную налоговую проверку до его истечения.
Дата окончания камеральной проверки ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией, отраженной в личном кабинете налогоплательщика, и подтверждается скриншотом сведений, представленных ИФНС № 4 по г. Краснодару в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно п.6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату, в том числе по заявлению, представленному через личный кабинет налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ возврат излишне уплаченного НДФЛ в связи с предоставлением имущественного вычета на приобретение недвижимости должен быть произведен в течение 1 месяца со дня получения заявления налогоплательщика, но не ранее даты окончания камеральной проверки декларации, максимальный срок, которой в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ составляет 3 месяца, на что Минфин Росси дополнительно обращает внимание в своем Письме от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-05/34120.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил, а ИФНС № 4 по г. Краснодару зарегистрировала заявление представленное через личный кабинет налогоплательщика, о возврате суммы излишне уплаченного налога, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждением ИФНС № 4 по г. Краснодару даты отправки заявления от 01.05.2021, извещением ИФНС № 4 по г. Краснодару о получении электронного документа о 01.05.2021, квитанцией ИФНС № 4 по г. Краснодару о приеме заявления от 01.05.2021.
Так как, п. 6 ст. 78 НК РФ установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом, то срок возврата излишне уплаченного налога на счёт ФИО1, указанный в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истёк ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, согласно п. 8 ст. 78 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Как следствие, срок принятия решения о возврате суммы излишне уплаченного налога налоговым органом истёк ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, решение № о возврате налогоплательщику налога принято ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщением о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ№, врученном административному истцу нарочно при посещении ИФНС № 4 по г. Краснодару ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается талоном ПО С.К.А.Т. - очередь от ДД.ММ.ГГГГ (дата, когда гражданину, стало известно о нарушении его прав и законных интересов), а средства излишне уплаченного налога поступили на счёт административного истца ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой по операции ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1, а также его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании на требованиях административного иска настаивали.
Представитель административного ответчика ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменном отзыве на административный иск.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Из содержания административного искового заявления следует, что ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика (далее – ЛКН) ДД.ММ.ГГГГ представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма – 3-НДФЛ) за 2020 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет на приобретение жилого объекта недвижимости и налог к возврату в размере 35 270 рублей.
Административный истец указывает, что дата окончания камеральной налоговой проверки указанной декларации, в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ - ДД.ММ.ГГГГ, дата представления через ЛКН заявления на возврат излишне уплаченного налога зарегистрирована инспекцией ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец, ссылаясь на п. 6 ст. 78 НК РФ, указывает, что срок возврата на его счет излишне уплаченного налога по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, а срок принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога истек ДД.ММ.ГГГГ. Фактически решение № о возврате налогоплательщику налога принято ДД.ММ.ГГГГ, а сумма излишне уплаченного налога поступила на счет административного истца ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21, п. п. 7 п.1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Установление факта излишней уплаты налогоплательщиком налога на доходы физических лиц осуществляется налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, срок проведения которой, в силу статьи 88 НК РФ, составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты.
Возврат перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы НДФЛ осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренным ст. 78 НК РФ.
Налогоплательщики одновременно с подачей в налоговые органы налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, в которой заявлены налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, вправе также представить заявление на возврат излишне уплаченного налога.
В случае установления налоговым органом факта излишней уплаты НДФЛ по итогам камеральной налоговой проверки соответствующей налоговой декларации, при наличии в налоговом органе соответствующего заявления о возврате, Инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
При этом, согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и(или) нерабочим днем.
До истечения срока, установленного абзацем первым п. 8 ст. 78 НК РФ, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.1 ст. 78 НК РФ установлено, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 данной статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ.
Положением п. 9 ст. 78 НК РФ установлена обязанность налогового органа сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными Лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Налоговый вычет предоставляется налогоплательщику путем представления в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет.
Как следует из материалов дела, административным истцом ДД.ММ.ГГГГ через ЛКН представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год (далее — декларация), в которой заявлен имущественный налоговый вычет в сумме расходов на приобретение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0129001:36711 в сумме 1 590 876 руб., в том числе за 2020 год в сумме 271 307,02 руб., и налог к возврату из бюджета в размере 35 270 рублей.
В соответствии со ст. 88, ст. 101 НК РФ инспекцией в установленные сроки проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной декларации, которая начата ДД.ММ.ГГГГ и завершена ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой сумма налога на доходы физических лиц за 2020 год, подлежащая возврату из бюджета, подтверждена инспекцией в размере 35 270 руб.
Информация о проведенной камеральной налоговой проверке декларации отражена в ЛКН, о чем административный истец указывает в иске.
По данным инспекции, ФИО1 вместе с декларацией ДД.ММ.ГГГГ через ЛКН представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, в котором указан номер счета заявителя для перечисления налога: 40№.
После завершения камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией ДД.ММ.ГГГГ, в установленный п. 8 и п.8.1 ст. 78 НК РФ десятидневный срок, принято решение № о возврате излишне уплаченного налога в сумме 35 270 руб. на счет налогоплательщика №, открытый в Краснодарском отделении № 8619 ПАО Сбербанк и указанный в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с принятым решением инспекцией направлено поручение на возврат излишне уплаченного налога на исполнение в Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее — УФК по Краснодарскому краю).
Однако поручение исполнено не было и платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ№ возвращено банком без исполнения с комментарием в назначении платежа «возврат по п/п № от ДД.ММ.ГГГГ. По указанным реквизитам зачисление невозможно».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через ЛКН представлено еще одно заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, с указанием иного счета для перечисления налога, а именно: №.
Поскольку в указанных заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком указаны разные счета для перечисления налога и, в связи с неисполнением поручения на перечисление излишне уплаченного налога по реквизитам, указанным налогоплательщиком в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, инспекцией ДД.ММ.ГГГГ через ЛКН направлено ФИО1 информационное сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога.
ФИО1 через ЛКН ДД.ММ.ГГГГ представлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, в котором подтверждены реквизиты на перечисление налога, указанные в заявлении oт ДД.ММ.ГГГГ.
Инспекцией, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о возврате излишне уплаченного налога за 2020 год в сумме 35 270 рублей, о чем ФИО1 уведомлен через ЛКН сообщением от ДД.ММ.ГГГГ№. Сумма излишне уплаченного налога в размере 35 270 рублей поступила на счет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными карточки расчетов с бюджетом и налогоплательщик подтверждает данный факт в административном исковом заявлении, ссылаясь на справку по операциям ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с учетом сложившихся обстоятельств, связанных с некорректным отражением налогоплательщиком реквизитов, а именно счета для перечисления указанного налога в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне уплаченного налога в сумме 35 270 рублей, необходимостью уточнения данного счета и, учитывая заявление от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне уплаченного налога, представленное налогоплательщиком с уточненными реквизитами, законные интересы ФИО1 не нарушены, а действия ИФНС России № 4 по г. Краснодару по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ№ о возврате излишне уплаченного налога, а также перечислению на счет ФИО1 суммы излишне уплаченного налога правомерны и соответствуют налоговому законодательству.
Таким образом, довод административного истца о незаконном бездействии инспекции выразившегося в неисполнении требований п. п. 6,8,10 ст. 78 НК РФ не соответствует действительности, соответственно, требование о взыскании процентов в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ в сумме 115 рублей 89 копеек, является безосновательным.
В части довода административного истца о неисполнении налоговым органом требований статьи 139 НК РФ в виде не направления жалобы в течение трех дней со дня ее поступления, необходимо учитывать, что данный факт не имеет правового значения, так как не привел к нарушению прав налогоплательщика по существу.
Таким образом, взыскание судебных расходов в виде государственной пошлины и оплаты юридических услуг, заявлены административным истцом необоснованно.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 Д,В, к ИФНС России № 4 по г. Краснодару о признании незаконным бездействия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Председательствующий: