Дело № 2а-1272/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гор.Таштагол 27 декабря 2021 г.
Таштагольский городской суд <адрес> в составе:
судьи Гончалова А.Е.,
при секретаре Топаковой Е.А.,
с участием административного истца ст. помощника прокурора <адрес>Белых Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Таштагольского городского поселения о признании незаконным бездействия и об обязывании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Таштагольского городского поселения о признании незаконным бездействия и об обязывании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой города по результатам проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления Таштагольского муниципального района законодательства в сфере муниципальной собственности, установлены нарушения в деятельности Администрации Таштагольского городского поселения по ведению реестра муниципальной собственности.
Установлено, что на официальном сайте Администрации Таштагольского городского поселения https://admtash.my1.ru/ в разделе «Официальная информация» в подразделе «Реестр муниципального имущества» размещен реестр муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.
На бумажном носителе по требованию прокурора Реестр был предоставлен не в полном объеме - только подраздел 1.5 «Отдельно стоящие сооружения», без соблюдения требований к ведению Реестра, что позволяет сделать вывод, что на территории Таштагольского городского поселения в нарушение пункта 5 Порядка надлежащим образом Реестр органом местного самоуправления не ведется.
В ходе проверки установлено, что реестр ведется с нарушениями установленного порядка и в нем отсутствует значительный объем обязательных сведений.
Так, в разделе 1 Реестра подраздел 1.1 «Жилой фонд» нет информации о кадастровых номерах и кадастровой стоимости объектов муниципального недвижимого имущества, сведений о начисленной амортизации (износе), отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества и установленных в отношении неё ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, данные {об управлении жилого дома (графа 15).
Подразделы 1.2. «Отдельно стоящие нежилые здания» и 1.3. «Встроенные нежилые помещения» раздела 1 Реестра полностью не заполнены.
Подраздел 1.4. «Земельные участки» раздела 1 Реестра имеет 2 позиции по которым в полном объеме не заполнена информация.
Подраздел 1.5. «Отдельно стоящие сооружения» раздела 1 Реестра - чет информации о кадастровых номерах и кадастровой стоимости объектов муниципального недвижимого имущества, сведений о начисленной амортизации (износе), отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества и установленных в отношении неё ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В разделе 2 «Муниципальное движимое имущество» подраздел 2.1. «Транспорт» Реестра заполнена только 1 позиция, заполнена неверно и не в полном объеме отражена информация.
Полностью отсутствует в разделе 2 «Муниципальное движимое имущество» подраздел 2.2.
В подразделе 2.3. «Прочее движимое имущество» раздела 2 «Муниципальное движимое имущество» Реестра не в полном объеме заполнена информация.
Кроме того, в нарушение пункта 4 Порядка в подразделе 2.3. не все необходимые и обязательные для включения в реестры муниципального имущества включены сведения.
Раздел 3 Реестра - в полном объеме не заполнена информация.
Таким образом, установлено, что в нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, ст. 4 Устава муниципального образования на территории Таштагольского городского поселения надлежащим образом Реестр муниципальной собственности ни на бумажном носителе, ни на электронном носителе органом местного самоуправления не ведется.
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес Главы Таштагольского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона №, рассмотренное Администрацией Таштагольского городского поселения и ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города был предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона за №, согласно которого, Администрацией Таштагольского городского поселения нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений закона признаны, частично устранены, просили продлить срок для устранения в полном объеме нарушений в связи с большим объемом информации до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения контрольного мониторинга при исполнении Таштагольского городского поселения требований федерального законодательства по ведению реестра муниципальной собственности установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Таштагольского городского поселения реальных мер по устранению нарушений федерального законодательства, изложенных в представлении об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№, в полном объеме не принято.
Установлено, что Администрация Таштагольского городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ не ведет реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На официальном сайте Администрации Таштагольского городского поселения https://admtash.myl.ru/ в разделе «Официальная информация» в подразделе «Реестр муниципального имущества» размещен Реестр муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 131-ФЭ, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Порядок ведения реестров).
Пунктом 3 Порядка ведения реестров предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, уполномоченного вести реестр, обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
Пунктом 5 Порядка ведения реестров предусмотрено, что реестр муниципальной собственности ведется в электронном виде и на бумажных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требования пунктов 3 и 5 Порядка ведения реестров, реестр муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района не ведется как в электронном, так и в бумажном виде, что не соответствует требованиям п. 5 Порядка.
Также согласно анализу размещенного официальном сайте Администрации Таштагольского городского поселения https://admtash.myl.ru/ в разделе «Официальная информация» в подразделе «Реестр муниципального имущества» Реестра муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что до настоящего времени Реестр не приведен в полном объеме в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 Порядка ведения реестров, отсутствует необходимый объем обязательных сведений.
Также, согласно мониторингу официального сайта Администрации Таштагольского городского поселения https://admtash.myl.ru/, регистра муниципальных нормативных актов установлено, что до настоящего времени на территории городского поселения в нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 3 Порядка не утвержден нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Таштагольского городского поселения.
Выявленные нарушения свидетельствуют, что Администрацией Таштагольского городского поселения не осуществляются надлежащим образом функции по учету имущества, находящегося в муниципальной собственности, по ведению реестра муниципальной собственности.
Отсутствие реестра муниципальной собственности не способствует оперативному и централизованному обеспечению информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных государственных, местных органов власти и управления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок, оперативному получению информации о приватизации жилищного фонда, наличия и способах использования муниципального имущества, что в итоге, не способствует увеличению доходов от его использования, эффективному управлению и распоряжению муниципальным имуществом и, соответственно, более качественному решению вопросов местного значения.
Отсутствие реестров муниципальной собственности, неполнота и недостоверность содержащихся в них сведений, необходимых заинтересованным лицам, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются всем заинтересованным лицам.
Кроме того, выявленные прокуратурой города нарушения законодательства об использовании муниципального имущества приводят к тому, что часть муниципального имущества может остаться неучтенной, создают благоприятную обстановку для коррупционных проявлений. Реестр муниципального имущества ведется в целях полного, всестороннего учета имущества муниципального образования, как находящегося в муниципальной казне, так и закрепленного на вещных правах.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Таштагольского городского поселения, выразившееся в отсутствии реестра муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района, соответствующего требованиям Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», выразившееся в не разработки и утверждении нормативного правового акта, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Таштагольского городского поселения; обязать Администрацию Таштагольского городского поселения сформировать реестр муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района на бумажном и электронном носителях в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию Таштагольского городского поселения разработать и утвердить в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Таштагольского городского поселения (л.д.2-8).
Помощник прокурора <адрес>Белых Е.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Таштагольского городского поселения в лице начальника правового отдела ФИО4, в суд не явился, просили рассматривать дело в свое отсутствие и вынести решение не усмотрение суда, о чем направили заявление (л.д.54).
Выслушав истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 реестры ведутся как на бумажных, так и электронных носителях.
Пунктом 3 Порядка установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
В пункте 4 Порядка перечислены сведения обязательные для включения в реестры муниципального имущества.
Согласно пункту 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимые: и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенные в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ ""Об автономных учреждениях, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования «Таштагольское городское поселение», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Судом установлено, прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что на официальном сайте Администрации Таштагольского городского поселения https://admtash.my1.ru/ в разделе 1 Реестра подраздел 1.1 «Жилой фонд» нет информации о кадастровых номерах и кадастровой стоимости объектов муниципального недвижимого имущества, сведений о начисленной амортизации (износе), отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества и установленных в отношении неё ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, данные {об управлении жилого дома (графа 15), Подразделы 1.2. «Отдельно стоящие нежилые здания» и 1.3. «Встроенные нежилые помещения» раздела 1 Реестра полностью не заполнены, Подраздел 1.4. «Земельные участки» раздела 1 Реестра имеет 2 позиции, по которым в полном объеме не заполнена информация. Подраздел 1.5. «Отдельно стоящие сооружения» раздела 1 Реестра нет информации о кадастровых номерах и кадастровой стоимости объектов муниципального недвижимого имущества, сведений о начисленной амортизации (износе), отсутствуют сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества и установленных в отношении неё ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В разделе 2 «Муниципальное движимое имущество» подраздел 2.1. «Транспорт» Реестра заполнена только 1 позиция, заполнена неверно и не в полном объеме отражена информация. Полностью отсутствует в разделе 2 «Муниципальное движимое имущество» подраздел 2.2. В подразделе 2.3. «Прочее движимое имущество» раздела 2 «Муниципальное движимое имущество» Реестра не в полном объеме заполнена информация. В подразделе 2.3. не все необходимые и обязательные для включения в реестры муниципального имущества включены сведения. Раздел 3 Реестра в полном объеме не заполнен.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона за №, согласно которого, Администрацией Таштагольского городского поселения нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений закона, признаны, частично устранены, просили продлить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
По результатам рассмотрения представления прокурора города об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией Таштагольского городского поселения к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо (л.д.14).
Согласно ст.49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - Порядок ведения реестров).
Пунктом 3 Порядка ведения реестров предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, уполномоченного вести реестр, обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра.
Пунктом 5 Порядка ведения реестров предусмотрено, что реестр муниципальной собственности ведется в электронном виде и на бумажных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
При этом суд учитывает, что административный ответчик представитель Администрации Таштагольского городского поселения в суд не явился и иных доказательств по делу в нарушение ст.62 КАС РФ суду не предоставил.
Судом установлено, что Администрацией Таштагольского городского поселения не приняты в полном объеме меры для устранения нарушений Федерального законодательства, поскольку в нарушение ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 3 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (утв. приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№) на территории городского поселения не утвержден нормативный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Таштагольского городского поселения.
Кроме того, Администрацией Таштагольского городского поселения не осуществляются надлежащим образом функции по учету имущества, находящегося в муниципальной собственности, по ведению реестра муниципальной собственности. Выявленные нарушения существенным образом ограничивают право граждан и других субъектов, являющихся неопределенным кругом лиц, на получение полной, актуальной и достоверной информации об учете имущества муниципального образования, как находящегося в муниципальной казне, так и закрепленного на вещных правах, отраженного в реестре муниципальной собственности муниципального образования, в том числе в электронной форуме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 62 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Таштагольского городского поселения, выразившееся в отсутствии реестра муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района, соответствующего требованиям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», выразившееся в не разработки и утверждении нормативного правового акта, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Шерегешского городского поселения.
Обязать Администрацию Таштагольского городского поселения сформировать реестр муниципальной собственности Таштагольского городского поселения Таштагольского муниципального района на бумажном и электронном носителях в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Таштагольского городского поселения разработать и утвердить в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган, порядок учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества Таштагольского городского поселения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд.
Судья А.Е. Гончалов