Дело № 2а-1274/2021
УИД42RS0040-01-2021-001426-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 07 июня 2021 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,
при секретаре Воропай Н.А.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области–Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; обязании совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области –Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; обязании совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Требования мотивирует тем, что согласно ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. С целью реализации права, предоставленного участникам долевой собственности вышеуказанной ст. 252 ГК РФ, между ФИО1 и ФИО2 было заключено соглашение о разделе земельного участка и прекращения права общей долевой собственности от 06.08.2018 г., согласно которому земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1512,62 кв. м., адрес <адрес> (далее -земельный участок) был разделён на два самостоятельных земельных участка. Раздел земельного участка был зарегистрирован в установленном законом порядке. Вновь образованному земельному участку, принадлежащему истцу на праве собственности, был присвоен № (далее - земельный участок с №), а земельному участку, принадлежащему на праве собственности ФИО2 № (далее — земельный участок с №). Руководствуясь ст. 252 ГК, с целью раздела жилого дома назначение - жилой дом, 1- этажный, общая площадь 110,8 кв. м, №, <адрес> (далее - жилой, истец через своего представителя, обратился за разъяснением порядка указанной процедуры в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Управление Росреестра). В обращении истец указал конкретные фактические данные о жилом доме, а также приложил все имею правоустанавливающие документы. В ответе на обращение Управление Росреестра (Исх. № от 19.06.2019 г.) был разъяснён порядок прекращения права общей долевой собственности на жилой дом, который можно отнести к дому блокированной застройки, а также порядок государственного кадастрового учёта (далее - ГКУ) и государственной регистрации прав (далее - ГРП) в отношении вновь образуемых объектов недвижимости - блоков жилого дома блокированной застройки. Следуя разъяснённому порядку, руководствуясь ст. 39 ГрК РФ, истцом, а также, ФИО2 в Администрацию Кемеровского муниципального района были направлены заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «блокированная жилая застройка». Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района № 3499-п от 23.10.2019 г. в отношении земельного участка с №, был изменён условно разрешённый вид использования - блокированная жилая застройка. Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района № 3498-п от 23.10.2019 г. в отношении земельного участка с №, был изменён условно разрешённый вид использования - блокированная жилая застройка. Распоряжением Администрации Елыкаевского сельского поселения от 25.11.2019 № 460-р земельному участку с <адрес> Распоряжением Администрации Елыкаевского сельского поселения от 25.11.2019 № 459-р земельному участку с <адрес> жилому дому на земельном участке с <адрес>. 24.03.2020 г. были изменены кадастровые номера земельных участков вышеуказанных земельных участков. №, земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, был изменён на №; кадастровый №, земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2, был изменён на кадастровый №. 24.04.2020 г. между истцом и ФИО2 было заключено соглашение о разделе жилого на два блока жилого дома блокированной застройки. Согласно указанному соглашению от 24.04.2020 г. блок жилого дома блокированной застройки площадью 61,4 кв.м., расположенный на земельном участке с № переходит в собственность истца. Блок жилого дома блокированной застройки площадью 59,4 кв.м., расположенный на земельном участке с № переходит в собственность ФИО2 В вышеназванных разъяснениях из ответа Управления Росреестра № от 19.06.2019 г. указан чёткий и закрытый перечень документов, необходимых для осуществления процедуры раздела жилого дома блокированной застройки на блоки жилого дома блокированной застройки: «...прекращение права общей долевой собственности на жилой дом, который можно отнести к дому блокированной застройки, каждая часть которого соответствует признакам автономного блока и непосредственно расположена на самостоятельном земельном участке, может быть осуществлено в связи с образованием объектов - блоков жилого дома блокированной застройки на основании соглашения участников общей собственности о разделе объекта и технических планов, содержащих описание вновь образованных объектов». В основе данной позиции лежит Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Руководствуясь положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и непосредственно разъяснениями Управления Росреестра, истцом, совместно с ФИО2 было направлено заявление от 06.05.2020 г. в Управление Росреестра о ГКУ и ГРП в отношении: блоков жилого дома блокированной застройки, по <адрес> Уведомлением о приостановлении ГРП и ГКУ от 21.05.2020 г. осуществление действий по ГКУ и ГРП в отношении вышеназванных объектов недвижимости приостановлены. Основаниями для приостановления действий по ГКУ и ГРП послужили следующие факты. 1. Не представлены документы, необходимые для осуществления ГКУ и ГРП, а именно не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 2. Содержание документа представленного для осуществления ГКУ и ГРП, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно технический план представлен в виде одного документа; «количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, равным количеству таких блоков (двум)». Уведомлением от 18.02.2021 г. в государственной регистрации прав было отказано по вышеуказанным основаниям. Оба основания для отказа являются незаконными, необоснованными противоречат правовой позиции, которую в качестве разъяснений Управление Росреестра излагало ранее. Первым основанием для отказа в ГРП послужил тот факт, что для проведения процедуры ГКУ и ГРП, не было представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Данное основание является незаконным, так как противоречит нормам ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ГКУ и ГРП осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Согласно ст. 18 того же федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представляется возможным. В соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме. Реконструкция, в смысле ст. 1 ГрК РФ, - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. В данном случае дом был изначально построен, как жилой дом блокированной застройки, изменения параметров объекта капитального строительства или его частей не производилось. Соответственно правовые основания для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют. Более того, на лицо противоречие в информации, предоставляемой государственным органом. В ответе от 19.06.2019 г. указаны только два документа, которые необходимо предоставить для осуществления регистрационных действий - это соглашение участников общей собственности о разделе объекта и технические планы, содержащие описание вновь образованных объектов, указание на необходимость представления разрешения на ввод объекта эксплуатацию отсутствует. Противоречивые действия государственного органа ставят добросовестно действовавшее лицо в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции РФ, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не могут быть признаны допустимыми. Указанная правовая позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017 по делу N А40-174421/2016, аналогичная правовая позиция, имеющая универсальный характер, ранее уже высказывалась Судебной коллегией по экономически м спорам Верховного Суда РФ в определении от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941. Вторым основанием послужил тот факт, что технический план был представлен виде одного документа с разделами, соответствующими количеству блоков (двум). В уведомлении об отказе в ГРП данное основание для отказа мотивированно следующим образом: «количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков» (абз. 7 стр. 1). Указанное основание для отказа в государственной регистрации прав было также указано и в уведомлении о приостановлении ГКУ и ГРП. Однако в противоречие данному основанию в уведомлении о приостановлении ГКУ и ГРП имеется ссылка на п.17 (Раздел Общие положения) Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее – Требования). Согласно п. 17 Требований технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением случаев, указанных в пункте 16 Требований. При одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектом недвижимости) либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. Таким образом, отказывая в государственной регистрации прав на основании представления заявителем одного технического плана, Управление Росреестра ссылается на положение нормативного акта, в котором указано, что в случае образования объектов недвижимости из одного объекта недвижимости, технический план оформляете в виде одного документа. В дополнение к вышеизложенному необходимо отметить, что в 2018 была проведена экспертиза дома. Согласно заключению эксперта № п.42.2018.123 от 15.10.2015 г. оба блока являются обособленными, изолированными и соответствуют требованиям к жилым домам блокированной застройки, содержащихся в Своде правил N 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-20001 утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 N 789). Истец просит признать незаконным решение № от 18.02.2021 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в виде: части (блока) жилого дома, расположенного по <адрес> общей площадью 59,3 кв.м. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии по Кемеровской области-Кузбассу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО3 на объект недвижимого имущества в виде части (блока) жилого дома, расположенного по <адрес> общей площадью 61,4 кв. м. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО4 на объект недвижимого имущества в виде части (блока) жилого дома, расположенного по <адрес>, общей площадью 59,3 кв. м.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, просил о рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя, на требованиях настаивал.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО5, действующая на основании доверенности от 28.05.2021 года на административных исковых требованиях настаивала, дополнительно пояснила, что на момент подачи заявления, способ разрешенного использования был изменен на жилую застройку, имеется постановление администрации от 2019 года. Технический план был представлен при подаче документов, а Росреестр пояснял, что должны были представить два документа, потом пояснили, что один. Земельные участки были разделены по соглашению сторон, у обоих участков категория - жилая застройка, судебная практика говорит, что блокированная жилая застройка. При подаче заявления просили поставить на учет блок жилого дома, Росреестр посчитал, что просили поставить блок. Жилой дом может быть разделен на блок застройку, факт того, что нет разрешения на ввод в эксплуатацию, обязательного разрешения не требуется, уже не представляется возможным получить разрешение поскольку перепланировка не производилась. Ответчик лишает их реализации права о выделе долей. Какие именно требования законодательства нарушены - не указано.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что отказ управления законен и обоснован. Было представлено заявление на постановку двух блоков жилого дома. Исходным объектом был жилой дом, был поставлен на учет в 2012 году. Учитывая, что объекты разные : жилой дом и блокированная застройка, необходим ввод объекта в эксплуатацию и разные технические паспорта. Разрешение не предоставлялось, в связи с чем, и было отказано в регистрации.
Согласно письменных возражений ответчика, следует, что порядок осуществления учетно-регистрационных действий регламентируется нормами федерального законодательства, в частности Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ). Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен статьей 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя в числе прочих обязательных процедур проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных статьями 26, 27 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав, по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, часть 1 статьи 64, статья 65 Закона № 218-ФЗ). Результатом административной процедуры является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. В Управление 06.05.2020 поступили заявления ФИО1, ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО7 о государственной регистрации права собственности с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет в отношении двух Блоков жилого дома блокированной застройки, расположенных по <адрес> В качестве оснований для осуществления учетно-регистрационных действий на государственную регистрацию представлен технический план от 29.04.2020 и соглашение от 24.04.2020. В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было установлено, что исходный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 06.06.2012 как жилой дом, площадью 110,8 кв. м. с № на основании технического плана от 29.05.2012. Право собственности было зарегистрировано 03.08.2012 за ФИО4 на основании Распоряжения Представительства Администрации Кемеровского района по Елыкаевской сельской территории № 173-р от 30.09.2005 (далее - Распоряжение) и Кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 09.06.2012, выдавший орган: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области. Согласно представленного распоряжения земельный участок отводился для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, представленный технический план от 29.04.2020 по содержанию не соответствовал пункту 17 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в соответствии с которым технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением случаев, указанных в пункте 16 Требований. При одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования машиномест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертеж», «План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машиноместа с учетом пункта 7 Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости). В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд связанных с их проживанием в таком здании. Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе. В отношении образования земельных участков занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии Законом № 218-ФЗ. В соответствии с письмом Росреестра№ 14-02689- ГЕ/17 от 06.03.2017г, с учетом Свода правил «СП 55.13330.2011 Свод правил. Дома жилые одноквартирные утил.ред.СНиП 31-02-2001», введенных в действие с 20.05.2011 приказом Минрегиона России от 27.12.2010 г № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое». Кроме того, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета. В этой связи, с учетом того, что земельный участок под жилым домом с № изначально передавался для строительства индивидуального жилого дома, а не для строительства домов блокированной застройки, государственным регистратором прав сделан запрос в Комитет строительного контроля администрации города Кемерово, выдавалось ли разрешение на ввод вышеуказанных объектов, на 21.05.2020 ответ на запрос в адрес Управления не поступил. В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, 21.05.2020 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права были приостановлены в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права; содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, сроком до 21.08.2020. Заявителям было предложено предоставить Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (а также технический план, без которого данное Разрешение на ввод не действительно), а так же подготовить технический план согласно Требованиям. Из поступившего в адрес Управления ответа Управления архитектуры и градостроительства Кемеровского муниципального округа от 04.06.2020 на вышеуказанный запрос следовало, что разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по <адрес> не выдавались. В последствии, осуществление учетно-регистрационных действий было приостановлено сроком до 18.02.2021, на основании заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (от 18.08.2020 №). В связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий, на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, 18.08.2020 было вынесено уведомление об отказе №. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что Управление действовало в рамках законодательства, каких-либо прав и законных интересов административного истца со стороны органа, осуществляющего учетно-регистрационные действия не нарушено. Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Учитывая вышеизложенное, Управление считает, что отсутствуют законные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований административного истца, в связи с чем просят отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований к Управлению в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.ч. 2, 9 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Частями 9,11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на основании Распоряжения Представительства Администрации Кемеровского района по Елыкаевской сельской территории № 173-р от 30.09.2005 и кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 09.06.2012 ФИО4 предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, площадью 1500 кв.м.в собственность бесплатно в <адрес>, категория земель -земли поселений. Разрешение на строительство получить в УАиГ Кемеровского района. Согласно кадастрового паспорта здания, назначение объекта- жилой дом, год ввода в эксплуатацию -2012 года, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества №. Право собственности было зарегистрировано 03.08.2012 года.
В настоящий момент собственниками жилого дома с <адрес> являются ФИО1 и ФИО4, собственность общедолевая (л.д.7).
06.08.2018 года между ФИО4 и ФИО1 заключено соглашение о разделе земельного участка и прекращении права общедолевой собственности.
В связи с заключенным соглашением, ФИО1 является собственниками земельного участка с №, площадью 855 кв.м., расположенного по <адрес> категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- блокированная жилая застройка, кадастровый номер расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости- № (л.д.8-10); ФИО4 является собственниками земельного участка с №, площадью 679 кв.м., расположенного по <адрес>, категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- блокированная жилая застройка, кадастровый номер расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости- № (л.д.11-13).
19.06.2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в ответ на обращение ФИО7 об изменении назначения жилого дома, разъяснено, что разъяснение положений действующего законодательства не относится к полномочиям Управления. При необходимости получения дополнительной консультации по данному вопросу, можно обратиться с документами на приме по личным вопросам. В рамках компетенции сообщают, что прекращение права общей долевой собственности на жилой дом, который можно отнести к дому блокированной застройки, каждая часть которого соответствует признакам автономного блока и непосредственно расположена на самостоятельном земельном участке, может быть осуществлено в вышеуказанном порядке в связи образованием объектов - блоков жилого дома блокированной застройки на основании соглашения участников общей собственности о разделе объекта и технических планов, содержащих описание вновь образованных объектов, при условии установления земельным участкам вида разрешенного использования «блокированная жилая застройка» (л.д.14-15).
Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района № 3499-п от 23.10.2019 г. в отношении земельного участка с №, был изменён условно разрешённый вид использования - блокированная жилая застройка (л.д.16).
Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района № 3498-п от 23.10.2019 г. в отношении земельного участка с №, был изменён условно разрешённый вид использования - блокированная жилая застройка (л.д.17).
Распоряжением Администрации Елыкаевского сельского поселения от 25.11.2019 № 460-р земельному участку с № присвоен <адрес>; жилому дому, площадью 55.3 кв.м., находящемся на земельном участке с №, площадью 679 кв.м., присвоить <адрес> (л.д.18).
Распоряжением Администрации Елыкаевского сельского поселения от 25.11.2019 №459-р земельному участку с <адрес> (л.д.19).
24.03.2020 г. были изменены кадастровые номера вышеуказанных земельных участков: № – на № (л.д.20-22); земельный участок № – на № (л.д. 23-25).
24.04.2020 года между ФИО4 и ФИО1 заключено соглашение о разделе жилого дома с <адрес> на два блока жилого дома блокированной застройки площадью 61,4 кв.м. и 59,3 кв.м.. В собственность ФИО4 переходит блок, площадью 59,3 кв.м., ФИО1 – 61,4 кв.м. (л.д.26).
06.05.2020 г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области поступили заявления ФИО1, ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО7 о государственной регистрации права собственности с одновременной постановкой на государственный кадастровый учет двух блоков жилого дома блокированной застройки, расположенных по <адрес> (л.д.87-89, 92-94). К заявлению были приложены: технический план от 29.04.2020 года и соглашение от 24.04.2020 года (л.д.98-107,112-134).
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ).
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлен статьей 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя в числе прочих обязательных процедур проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных статьями 26, 27 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав, по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, часть 1 статьи 64, статья 65 Закона № 218-ФЗ).
Результатом административной процедуры является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было установлено, что технический план от 29.04.2020 по содержанию не соответствует пункту 17 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в соответствии с которым технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением случаев, указанных в пункте 16 Требований. При одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования машиномест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертеж», «План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машиноместа с учетом пункта 7 Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости).
Кроме того, согласно межведомственных запросов в АКМО от 04.06.2020 года (л.д.135,137), администрацию г. Кемерово от 03.06.2020 года (л.д.136), сведения о разрешении на ввод объектов в эксплуатацию объектов – 1) блок жилого дома блокированной застройки по <адрес> ; 2) блок жилого дома блокированной застройки по <адрес> отсутствуют.
21.05.2020 г. государственный регистратор выдала уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на три месяца. Приостановление мотивировано тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления ГКУ и ГРП, а именно не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; содержание документа представленного для осуществления ГКУ и ГРП, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно технический план представлен в виде одного документа; «количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, равным количеству таких блоков (двум)».
18.08.2020 года представителем ФИО1 и ФИО4 подано заявление о приостановлении государственной регистрации на 6 месяцев в связи с оформлением необходимых документов (л.д.142-151).
19.08.2020 года, государственная регистрация приостановлена до 19 ноября 2020 года (л.д.152-155).
29.06.2020 года регистратором выдано уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета (л.д.138-141)
Уведомлением от 18.02.2021 г. в государственной регистрации прав было отказано по вышеуказанным основаниям (л.д.29-31).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
При этом в силу ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд связанных с их проживанием в таком здании.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не идентично определению жилого дома, закрепленного в Жилищном кодексе.
В отношении образования земельных участков занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
В соответствии с частью 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии Законом № 218-ФЗ.
Таким образом, при разделе жилого дома образовались два новых объекта – блоки жилого дома блокированной застройки с <адрес> расположенные на земельных участках с № соответственно.
В соответствии с письмом Росреестра № 14-02689- ГЕ/17 от 06.03.2017г, с учетом Свода правил «СП 55.13330.2011 Свод правил. Дома жилые одноквартирные утил.ред.СНиП 31-02-2001», введенных в действие с 20.05.2011 приказом Минрегиона России от 27.12.2010 г № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое».
Согласно п.17 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 25.09.2019) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41304) технический план оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением случаев, указанных в пункте 16 Требований. При одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости), в том числе в случае образования машино-мест, либо в случае образования объекта недвижимости и (или) образования (изменения) части (частей) здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса технический план оформляется в виде одного документа. При этом количество разделов "Описание местоположения объекта недвижимости", "Характеристики объекта недвижимости", "Заключение кадастрового инженера" (при необходимости), "Схема геодезических построений", "Схема", "Чертеж", "План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения" (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости. Названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.
Исключение, закрепленное в п.16 предусмотрено в случае кадастровых работ, связанных с созданием единого недвижимого комплекса, что не относится к рассматриваемому случаю.
Таким образом, представленный истцом технический план не соответствует требованиям п.17 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 25.09.2019) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41304), а именно: количество разделов (описание местоположения здания на земельном участке, заключение кадастрового инженера) не соответствует количеству образованных объектов. Остальные раздела указаны в нужном количестве.
Согласно части 10 статьи 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с письмом Росреестра № 14-02689-ГЕ/17 от 06.03.2017 года, с учетом Свода правил "СП 55.13330.2011 Свод правил. Дома жилые одноквартирные утил. ред. СНиП 31-02-2001", введенных в действие с 20.05.2011 приказом Минрегиона России от 27.12.2010г №789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
Таким образом, учитывая, что при разделе жилого дома образовались два новых объекта- блоки жилого дома блокированной застройки с <адрес>, которые имеют назначение «жилые», соответственно необходимо было представить документ о вводе блоков жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.
Учитывая, что фактически возможность получить разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию после возведения объекта и его эксплуатации отсутствует, признание права собственности на данные объекты может осуществляться только в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ответчик отказывая истцу в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на блок жилого дома блокированной застройки действовал в рамках законодательства, каких-либо прав и законных интересов административного истца со стороны органа, осуществляющего учетно-регистрационные действия не нарушено.
При таком положении, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области –Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета; обязании совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд Кемеровской области.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021 года.
Председательствующий