ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1274/202127 от 27.09.2021 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1274/2021 27 сентября 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-001446-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к образованию земельных участков,

установил:

Приморский межрайонный прокурор Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – администрации МО «Приморский муниципальный район») о признании незаконным бездействия, обязании организовать образование земельных участков. В обоснование требований указано, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области в ходе проведения проверки установлено отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей. Предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области (министерство имущественных отношений Архангельской области), обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Образование земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией. Проведение работ по образованию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя: выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технического присоединения) объектов к сетям инженерно - технического обеспечения и платы за подключение (техническое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. В соответствии с направленной 07.07.2021 администрацией МО «Приморский муниципальный район» в министерство имущественных отношений Архангельской области информацией потребность в финансовых средствах на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков для предоставления многодетным семьям составляет 1,9 млн. руб. с учетом 190 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и не воспользовавшихся своим правом. Выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, сформированных в целях предоставления многодетным семьям, предусмотрено муниципальной программой МО «Приморский муниципальный район «Развитие имущественно - земельных отношений», утвержденной постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 29.06.2020 . В 2020 на эти цели программой предусматривалось финансирование из местного бюджета в размере 73 тыс. руб. (на формирование 7 участков), на 2021 – 86,5 тыс. руб. (на формирование 7 участков). В настоящее время в перечень сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям входит 19 участков, которых недостаточно с учетом 190 семей, состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок и, не воспользовавшись своим правом. Отсутствие достаточного количества образованных земельных участков для предоставления многодетным семьям не позволят последним в течение длительного периода времени реализовать право на получение земли для строительства жилья, не способствует достижению социально-благоприятных целей, о чем свидетельствует поступающие в органы прокуратуры обращения граждан. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Приморский муниципальный район» по не осуществлению образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, не реализовавших право на получение земельного участка. Возложить на административного ответчика обязанность в срок до 31.12.2021 организовать образование земельных участков в целях однократного предоставления многодетным семьям с учетом требований п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, не реализовавших право на получение земельного участка.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее КУМИ и ЗО администрации МО «Приморский муниципальный район»), в качестве заинтересованного лица министерство градостроительства и архитектуры Архангельской области.

Представитель административного истца старший помощник Приморского межрайонного прокурора Рудный А.Н. в судебном заседании на иске настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что действительно действующим законодательством не предусмотрен срок для формирования земельных участков с целью их дальнейшего предоставления многодетным семьям, однако в результате бездействия административных ответчиков выразившегося в отсутствии дополнительных заявок в министерство имущественных отношений на выделение денежных средств, с финансовым обоснованием необходимых затрат, административными ответчиками не обеспечено формирование достаточного количества земельных участков для предоставления их многодетным семьям. Ежегодно предусматривается финансирование на межевание 7-8 земельных участков, несмотря на то, что в реестре состоит более 100 многодетных семей. Предметный расчет на реализацию данных целей в министерство не направляется, а предоставляется примерный расчет на осуществление кадастровых работ, формируемый путем умножения среднерыночной стоимости кадастровых работ на количество семей.

Представитель администрации МО «Приморский муниципальный район» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласился, поскольку полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Полномочия в части земельных отношений предоставлены КУМИ и ЗО администрации МО «Приморский муниципальный район». Бездействие со стороны административных ответчиков отсутствует, так как работа по выделению земельных участков многодетным семьям ведется. Формирование земельных участков по законам Архангельской области осуществляется за счет средств местного и областного бюджетов. Установленный административным истцом срок формирования земельных участков не является разумным.

Представитель КУМИ и ЗО администрации МО «Приморский муниципальный район» ФИО2, в судебном заседании с иском не согласился. Указал, что администрация МО «Приморский муниципальный район» не занимается формированием земельных участков, для этого создан специальный орган КУМИ и ЗО. Софинансирование на формирование земельных участков из областного бюджета последний раз производилось в 2015 году. Несмотря на то, что выделение денежных средств планируется, министерство имущественных отношений Архангельской области ежегодно запрашивает сведения о необходимых суммах на формирование земельных участков, однако в бюджет они не закладываются. Формирование земельных участков производится в настоящее время лишь за счет средств местного бюджета. Актуальный реестр в министерство направляется, в настоящее время в реестре числится 190 многодетных семей, которым 12 земельных участков предоставлено в этом году, также на сегодняшний день заключено еще 2 договора на проведение кадастровых работ. 60 земельных участков планируется предоставить в следующем году после внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Катунинское». Областной закон не предусматривает срок предоставления земельных участков многодетным семьям. Правилами землепользования и застройки МО «Сельское поселение Соловецкое» Приморского района Архангельской не предусмотрены зоны для формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Заинтересованные лица министерство имущественных отношений Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Министерство имущественных отношений Архангельской области представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что к полномочиям министерства относится предоставление земельных участков находящихся в собственности РФ и переданных Архангельской области в управление и распоряжение в соответствии с федеральным законом от 24.06.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». На территории Приморского района администрация МО «Приморский муниципальный район» распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией. В Архангельской области реализуется государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» в части выполнения мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ, в ходе которых органами местного самоуправления возможно формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям, если имеется утвержденный проект межевания территории. На 2021 год денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, в бюджете Архангельской области отсутствуют.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией МО «Приморский муниципальный район» законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, при проведении которой установила отсутствие достаточного количества сформированных земельных участков, в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, что не позволяет многодетным семьям длительное время реализовать право на получение земли для строительства жилья и не способствует достижению социально-благоприятных целей, в связи с чем, прокурор обратился с указанным иском в суд, полагая, что со стороны административных ответчиков усматриваются признаки незаконного бездействия по не осуществлению образования земельных участков, для бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков.

Положения п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предусматривают, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пп. 1, 2 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в пп. 6 и 7 ст. 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Архангельской области определен Законом Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан», в соответствии с п.п. 2 и 5 ст. 2.3 указанного Закона, правом на однократное бесплатное приобретение земельного участка в границах муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, в собственность без проведения торгов имеет многодетная семьи при одновременном соблюдении следующих условий: 1) приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства в границах населенного пункта Архангельской области; 2) проживание родителей (одинокого родителя), усыновителей (одинокого усыновителя) на территории Архангельской области не менее трех лет, за исключением случая, если один или оба родителя (один или оба усыновителя) имеют статус военнослужащего в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; 4) многодетной семье с ее согласия не предоставлялась денежная выплата, предусмотренная п. 16 настоящей статьи, взамен предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно; 5) многодетной семье не предоставлялся земельный участок по договору аренды, предусмотренному п. 17 настоящей статьи, взамен предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно.

Учет многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области в форме ведения реестра многодетных семей (п. 4 ст. 2.3. Закона №192-24-ОЗ).

Порядок ведения реестра многодетных семей определяется нормативными правовыми актами органов, указанных в п. 4 настоящей статьи, с учетом ст. 2.4 - 2.8 настоящего закона.

Земельные участки в соответствии с п. 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района, муниципального округа или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных п. 5.1 настоящей статьи п.п. 4.1, 5 ст. 2.3 Закона № 192-24-ОЗ.

В силу п.п. 6, 7 ст. 2.3 Закона № 192-24-ОЗ предоставление земельных участков в соответствии с пп. 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы, указанные в абз. 1 п. 6 настоящей статьи, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 29.06.2020 утверждена программа муниципального образования «Приморский муниципальный район» «Развитие имущественно - земельных отношений», из паспорта которой следует, что целью программы является развитие земельно - имущественных отношений в муниципальном образовании «Приморский муниципальный район» для обеспечения решения социально-экономических задач муниципального района, формирование эффективной структуры собственности и системы управления имуществом, в том числе для обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками, для индивидуального жилищного строительства. Администрация МО «Приморский муниципальный район» является участником указанной программы, а ответственным исполнителем программы определен КУМИ и ЗО администрации МО «Приморский муниципальный район». Реализация муниципальной программы рассчитана на период с 2020 по 2026 годы. Общий объем финансирования определен в 86897,20 руб., в том числе: средства областного бюджета 538,7 тыс. руб.; средства местного бюджета -86358,50 тыс. руб.

Исходя из представленного в материалы дела реестра многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в Приморском районе Архангельской области, на учете состоит порядка 190 семей.

Согласно представленным сведениям многодетным семьям предоставлено: в 2019 году – 22 земельных участка; в 2020 году -10 участков; в 2021 году (по состоянию на 20 августа ) – 8 участков.

Также сформировано 18 земельных участков для предоставления многодетным семьям в следующих муниципальных образованиях: «Боброво-Лявленское» - 8 участков; «Талажское» - 8 участков; «Заостровское» - 2 участка. Ведется работа по формированию 6 земельных участков: в МО «Пертоминское» - 2 участка; «Боброво-Лявленское» - 2 участка; «Лисестровское» - 2 участка. Формирование земельных участков производится за счет средств местного бюджета. Денежные средства областного бюджета с 2015 года не предоставляются.

Постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 03.12.2018 утвержден проект планировки и проект межевания земельного участка с кадастровым в пос. Катунино МО «Катунинское» Приморского муниципального района Архангельской области, из которого планируется образовать 60 земельных участков для целей жилищного строительства для многодетных семей. В виду того, что в действующих Правилах землепользования и застройки МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, утвержденных постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 22.07.2017 зона, где планируется образовать 60 земельных участков, не подразумевает индивидуального жилищного строительства, министерством строительства и архитектуры Архангельской области начата работа по подготовке и утверждению новых Правил землепользования и застройки МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, с учетом внесения указанных 60-ти участков в зону жилищной застройки.

В марте 2021 года администрация МО «Приморский муниципальный район» обратилась в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований с замечаниями к проекту Правил землепользования и застройки МО «Соловецкое» Приморского района Архангельской области, в связи с тем, что в указанным проектом не учтено расширение зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 18.08.2021 утверждены ПЗЗ МО «Соловецкое» Приморского муниципального района Архангельской области, в которых замечания администрации не учтены, на территории МО «Соловецкое» зона застройки индивидуальными жилыми домами не предусмотрена, что препятствует выделению земельных участков на территории данного муниципального образования.

В материалы дела также представлены письма главы администрации МО «Приморский муниципальный район», адресованные министру имущественных отношений Архангельской области, направляемые ежегодно о количестве граждан состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на территории Приморского района Архангельской области и потребности в финансовых средствах на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, с разбивкой по муниципальным образованиям. Расчет запрашиваемой к выделению из областного бюджета субсидии производится из расчета 10 тыс. руб. из расчета за 1 земельный участок, исходя из рекомендаций министерства имущественных отношений (письмо от 19.07.2016 ).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны административных ответчиков ведется работа по формированию земельных участков в целях предоставления их многодетным семьям с учетом процессуальных сроков разработки, подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки, формирования земельных участков, а также с учетом бюджетных средств местного бюджета. В министерство имущественных отношений Архангельской области главой администрации МО «Приморский муниципальный район» ежегодно предоставляется информация о количестве многодетных семей, желающих получить земельные участки и потребности в финансовых средствах, необходимых для формирования земельных участков. К тому же ни ЗК РФ, ни Законом № 192 – 24 – ОЗ не предусматриваются конкретные сроки формирования и предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Поскольку при рассмотрении дела не установлено незаконного бездействия со стороны административных ответчиков, повлекшего нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к образованию земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Н.Е. Сараева