ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1274/2022 от 09.06.2022 Керченского городского суда (Республика Крым)

УИД RS0-04

Дело а-

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2022 года Керченский городской суд Республики Крым в составе:

судьи Коротковой Л.М.

при секретаре Залинян Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в административный иск Светленко Эдуарда Леонидовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Доценко Лилии Владимировне, заинтересованные лица: Администрация Республики Крым, СНТ «Маяк» о признании действий по приостановлению государственной регистрации незаконными и возложении обязанности о рассмотрении заявления,-

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с настоящим административным иском в Керченский городской суд и просит признать незаконным действие государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Доценко Л.В. по приостановлению государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу площадью кв.м. для ведения садоводства и обязать ответчика рассмотреть его заявление о государственной регистрации права собственности на указанный объект.

Свои исковые требования мотивирует тем, что он является членом СНТ «Маяк» и ему в пользование было предоставлено два земельных участка площадью кв.м. по в с кадастровым номером и площадью кв.м. по в с кадастровым номером . В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в администрацию о предоставлении ему указанных участков в собственность и постановлениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и эти участки ему были переданы в собственность. Однако, когда он обратился в Госкадастр о регистрации права собственности, то ответчик один земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. по в за ним зарегистрировал, а в отношении второго участка с кадастровым номером регистрацию приостановил указав, что указанный земельный участок безвозмездно передан СНТ «Маяк», а заявления о государственной регистрации прекращения права безвозмездного(срочного) пользования земельным участком СНТ «Маяк» не предоставлено. Полагает, что такое приостановление незаконно, поскольку земельный участок находился в собственности Администрации , которая правомерно ему его передала бесплатно в собственность, следовательно, предыдущую запись о нахождении спорного земельного участка в пользовании СНТ "Маяк" ответчик должен был самостоятельно прекратить.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали исковые требования и просили иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, административный ответчик - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Доценко Л.В., представитель заинтересованного лица Администрации Крым, будучи извещенными о слушании дела, в судебное заседание не явились и мнения по иску не представили.

Представитель заинтересованного лица – СНТ «Маяк» поддержал исковые требования административного истца и пояснил, что администрация распорядилась своим законным правом передачи в собственность земельных участков, находящихся в садоводческом товариществе, при этом обязательным условием такой передачи непременно было предварительное заключение договора аренды земельного участка между Администрацией и самим садоводческим товариществом, что и было сделано. Прекращение ранее возникшего права за СНТ на спорный земельный участок должен был осуществить сам административный ответчик в пределах своей компетенции без всяких заявлений от СНТ.

Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, административный истец Светленко Э.Л. согласно членским книжкам является членом СПК «Маяк» ( с ДД.ММ.ГГГГ года преобразован в СНТ «Маяк» л.д) с ДД.ММ.ГГГГ года и за ним решением общего собрания членов СПК «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ года закреплено два земельных участка площадью кв.м. по адресу » и площадью кв.м. по адресу .

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) земельных участков с кадастровыми номерами ; ; , расположенных по адресу территория , общей площадью кв.м., присвоена категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка –ведение садоводства, присвоены земельным участкам в результате раздела почтовые адреса( в том числе и земельным участкам, предоставленным истцу в собственность, вошедших в проект межевания).

В соответствии со ст. 3 ЗРК от 23.11.2016 г. № 320-ЗРК/2016 г. «Об особенностях предоставления земельных участков находящихся в государственной ли муниципальной собственности садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

2) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей;

3) в случае если границы земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежат уточнению в соответствии с федеральным законодательством, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;

4) подготовка проекта межевания территории земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предоставлении земельного участка;

6) заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация передала СНТ «Маяк» в безвозмездное пользование земельные участки с присвоенными номерами, в том числе и спорные участки.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Постановлениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и административному истцу земельные участки площадью кв.м. по в с кадастровым номером и площадью кв.м. по в с кадастровым номером переданы в собственность.

При обращении административного истца в Госкадастр о регистрации права собственности на указанные земельные участки административный ответчик провел регистрацию только в отношении одного земельного участка с кадастровым номером , а в отношении другого участка приостановил по причине, что указанный земельный участок безвозмездно передан СНТ «Маяк», а заявления о государственной регистрации прекращения права безвозмездного(срочного) пользования земельным участком СНТ «Маяк» не предоставлено(л.д.37)

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; в силу пункта 7 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и предоставляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Исходя из п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона о недвижимости, государственная регистрация без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с возникновением права на созданный объект недвижимости.

Данным федеральным законом не предусмотрено одновременная подача заявления арендатора земельного участка о снятии с кадастрового учета объекта и его регистрация за новым собственником, поэтому приостановка государственной регистрации прав истца на земельный участок с кадастровым номером по адресу площадью кв.м. для ведения садоводства является незаконной.

Заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, подтверждающие его возникшее право собственности на объекты недвижимости, а поэтому регистрирующий орган неправомерно приостановил государственную регистрацию, а затем отказал в государственной регистрации права собственности по мотиву непредставления документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Исходя из приведенных норм федерального и регионального законодательства и установленных судом обстоятельств, указание регистрирующего органа на наличие препятствий для государственной регистрации при предоставлении заявителем необходимых и надлежащих документов, не соответствует требованиям статьей 14, 18, 21, 26, 40 Закона N 218-ФЗ и не является основанием для приостановления государственной регистрации права общества на спорные объекты недвижимого имущества.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что регистрирующий орган, приостановив государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ, вышел за пределы своих полномочий, а поэтому указанное действие является незаконным, ответчик обязан повторно рассмотреть заявление истца.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

Административный иск Светленко Эдуарда Леонидовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Доценко Лилии Владимировне, заинтересованные лица: Администрация Республики Крым, СНТ «Маяк» о признании действий по приостановлению государственной регистрации незаконными и возложении обязанности о рассмотрении заявления удовлетворить.

Признать действие государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Доценко Лилии Владимировны по приостановлению государственной регистрации права собственности Светленко Эдуарда Леонидовича на земельный участок с кадастровым номером по адресу площадью кв.м. незаконным и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть заявление Светленко Эдуарда Леонидовича о государственной регистрации права собственности на указанный объект.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.

Судья