ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1276/17 от 24.11.2017 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-1276/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Череповец 24 ноября 2017 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Гуслистовой С.А.

при секретаре Цивуниной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 182 в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья, использования их в рекреационных, эколого-просветительских и научных целях на территории Кирилловского района Вологодской области создан национальный парк «Русский Север» общей площадью 166 400 гектаров, из которых в пользование национальному парку предоставлено 75 900 гектаров земель государственного лесного фонда и без изъятия из хозяйственной эксплуатации включены в состав национального парка 90 500 гектаров земель сельскохозяйственного и другого назначения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р национальный парк «Русский Север» включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России).

<дата> года между администрацией поселения Липовское Кирилловского муниципального района Вологодской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор № <№> аренды земельного с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земельного участка: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие малоэтажные дома до 2-х этажей, с участками от 0.02 до 0.25 га., земельный участок входит в зону «Зона с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север», <№>.

Постановлением администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области от <дата> года № <№> на основании заявления ФИО1 утвержден градостроительный план земельного участка № <№> от <дата>, с которым ФИО1 обратился в Минприроды России за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Письмом Минприроды России от <дата> года № <№> в выдаче разрешения на строительство отказано по мотивам, что по информации, предоставленной ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» земельный участок находится в зоне хозяйственного назначения, на землях без изъятия их хозяйственной эксплуатации и выходит за границы исторически сложившейся линии застройки населенного пункта <адрес>, виды разрешенного использования земельного участка, установленные ГПЗУ № <№>, не были согласованы с Минприроды России в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Закона № 33-ФЗ, а также Минприроды России полагает, что земельный участок находится в федеральной собственности и распоряжаться им уполномочено Росимущество.

Считая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным и нарушающим его права на использование земельного участка по назначению – для индивидуального жилищного строительство, административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском. Ссылаясь, что земельный участок не находится в федеральной собственности, вид разрешенного использования земельного участка уже установлен, все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство он предоставил, каких-либо требований к строительству Минприроды не предъявляло, земельный участок не входит в границы территории исторического поселения и основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные п. 13 ст. 51 ГрК РФ, не указаны, просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, в границах национального парка «Русский Север», изложенный в ответе № <№> от <дата> и возложить на Минприроды России обязанность выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, суду пояснила, что не оспаривает, что ФИО1, намеренный осуществлять строительство на территории национального парка, является хозяйствующим субъектом, в Минприроды России для согласования ГПЗУ он не обращался, не был лишен и не лишен такой возможности, но считают, что Минприроды России не уполномочено устанавливать виды разрешенного использования в отношении земельного участка, относящегося к категории земель населенного пункта, виды разрешенного использования которого были установлены уполномоченным органом ещё до приобретения земельного участка ФИО1 на основании договора аренды. Просила признать отказ Минприроды России незаконным и возложить на Минприроды России обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство.

Представитель административного ответчика – Минприроды России – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил письменные возражения и пояснения, из которых следует, что вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах национального парка, устанавливается не градостроительным регламентом, а в порядке, определенном Законом об ООПТ. Представленный совместно с заявлением ФИО1 о выдаче разрешения на строительство градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <№> не соответствовал градостроительным требованиям. Считает, что в силу положений части 7 статьи 36, пункта 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, расположенных на территории национальных парков, в составе градостроительного плана должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, определенном Минприроды России в соответствии со статьей 15 Закона об ООПТ и Положением о национальном парке. Представленный ФИО1 градостроительный план земельного участка не отвечал требованиям статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку пункт 2.1 формы градостроительного плана земельного участка не содержит реквизиты акта федерального органа государственной власти, определяющего в соответствии с федеральными законами порядок использования земельного участка на территории национального парка, на который действие градостроительного регламента не распространяется, что в соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Согласование вида разрешенного использования земельного участка носит административный характер посредством обращения в Минприроды России. Административный регламент по согласованию с Минприроды России социально-экономической деятельности на территории национальных парков до настоящего времени Министерством не утвержден. Закон об ООПТ не предусматривает установление особого порядка согласования социально-экономической деятельности и не возлагает на Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти обязанность утвердить соответствующий порядок. Обеспечение же исполнения требования закона о согласовании деятельности с Минприроды России, равно как и выбор способа его исполнения, относятся к обязанности хозяйствующего субъекта. Считает, что отказ в выдаче административному истцу разрешения на строительство осуществлен в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и просил в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Кирилловского муниципального района – по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования административного истца ФИО1 поддержала по основаниям, указанным в письменных отзывах, суду пояснила, что включение в зону с особыми условиями использования Национального парка «Русский Север» населенных пунктов Кирилловского района является незаконным и нарушающим права и законные интересы значительного числа граждан, проживающих в указанных населенных пунктах и желающих проживать на данной территории. Кадастровый паспорт указывает на нахождение спорного земельного участка не на землях Национального парка «Русский Север», а в зоне с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север». Документы, подтверждающие правовой статус и режим такой зоны, отсутствуют. Считает, что спорный земельный участок не изъят из хозяйственного использования. Согласно пункту 10.5. Положения о национальном парке «Русский Север» в зоне хозяйственного назначения, предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, допускаются строительство хозяйственных и жилых объектов. Земельный участок, в рамках которого в дальнейшем был сформирован земельный участок с кадастровым номером <№>, вошел в границы населенного пункта при утверждении Генерального плана сельского поселения Липовское в 2010 году за счет земель запаса. Заявка на согласование проекта Генерального плана была направлена в Минприроды России администрацией поселения письмом от 12.02.2010 № 42. 29.03.2010 года из Минприроды России поступило письмо № 12-29/4036 о необходимости проработать совместно с ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» замечания по проекту. Письмом от 15.04.2010 № 01.10/119 ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» указало на свои поправки в проект Генерального плана. Замечания Минприроды России и ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» не содержали требований о незаконности установления границ населенного пункта «<адрес>» с учетом вхождения в эти границы земель запаса. Все поступившие замечания были устранены. Генеральный план сельского поселения Липовское был утвержден решением Совета поселения Липовское от 22.07.2010 № 17 и является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения в том числе границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия. Решение Совета поселения Липовское от 22.07.2010 № 17 является нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на всю территорию муниципального образования. До настоящего времени Генеральный план Минприроды России не оспорен, не признан в судебном порядке незаконным или недействительным. Также Минприроды России, считая земли национального парка «Русский Север» федеральной собственностью, не предпринимает никаких действий по оспариванию договоров аренды, заключаемых муниципальными образованиями, в том числе заключенный с ФИО1. Площадь парка при его создании определена в 166,4 тысяч гектаров, из которых 75,9 тысяч гектаров земель лесного фонда Постановлением Администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области от 31.12.1992г. № 512 предоставлено самому национальному парку как юридическому лицу в постоянное бессрочное пользование, а 90,5 тысяч гектаров земли включены в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, конкретные границы земель включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации не устанавливались, уточнить их было поручено Администрации Вологодской области и Министерству экологии и природных ресурсов РФ, однако до настоящего времени эти границы не уточнены, считает, что площадь земель с особыми условиями использования не определена. Вещные права Российской Федерации приобретены только в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 75,9 тыс. га., сформированного на основании абз. 3 п.1 Постановления Правительства РФ № 182 от 20.03.1992 года и Постановления администрации Кирилловского района Вологодской области № 512 от 31.12.1992 года, т.е. с изъятием соответствующих земель. Считает, что при строительстве индивидуального жилого дома на арендованном земельном участке хозяйствующим субъектом является ФИО1, разработка и согласование проектов при индивидуальном жилищном строительстве не требуется. Просила удовлетворить административный иск ФИО1 с учетом утвержденного в установленном порядке Генерального плана сельского поселения Липовское.

Представитель заинтересованного лица – администрации сельского поселения Липовское – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, его явка обязательной судом не признавалась.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» - в судебное заседание после перерыва не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 по основаниям аналогичным возражениям Минприроды России.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. Исходя из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли соответствующей категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1,2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли национальных парков. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объема капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ основанием для отказа в
выдаче разрешения на строительство являются несоответствие представленных
документов, в том числе, разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий.

Использование земельных участков, для которых градостроительные
регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон об ООПТ) режим использования земельных участков в границах национального парка определяется в процессе функционального зонирования его территории.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи Закона об ООПТ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона об ООПТ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Согласно пункту 9 указанной статьи форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 35 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения, утвержденного приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр, установлено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, указываются реквизиты акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования такого земельного участка, указанные сведения отражаются в пункте 2.1. утвержденной формы градостроительного плана земельного участка.

Положение о национальном парке «Русский Север», утвержденное приказом Минприроды России от 25.10.2012 № 345 (зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2012 № 26002), устанавливает состав и описание границ функциональных зон национального парка, а также режим использования земельных участков в каждой из функциональных зон.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем административного истца, что при составлении градостроительного плана земельного участка, предоставленного в аренду ФИО1, вид разрешенного использования земельного участка с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минприроды России – не согласовывался. Указанное обстоятельство в силу частью 13 статьи 51 ГрК РФ является достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство ФИО1, который не лишен возможности согласования вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Доводы представителя административного истца и представителя заинтересованного лица – Администрации Кирилловского муниципального района о том, что 90,5 тыс. га. земель не предоставлены в постоянное бессрочное пользование Национальному парку «Русский Север» и не могут быть отнесены к федеральной собственности, имеется утвержденный Генеральный план сельского поселения Липовское, который никем не оспорен, не свидетельствуют об отсутствии у Минприроды России права на установление дифференцированного режима особой охраны (функционального зонирования) и вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории национального парка «Русский Север», учитывая, что при предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 было достоверно известно о нахождении земельного участка на территории национального парка «Русский Север».

Таким образом, суд полагает, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, в границах национального парка «Русский Север», предусмотренные ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, у Минприроды России имелись, права ФИО1 указанным отказом нарушены не были, поэтому отказ не может быть признан незаконным и в удовлетворении административного иска суд полагает отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, в границах национального парка «Русский Север», изложенного в ответе № <№> от <дата>, возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, в границах национального парка «Русский Север», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Гуслистова

Текст мотивированного решения составлен 29.11.2017 года.

Судья Череповецкого районного суда С.А.Гуслистова