Дело №2А-1277/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Акъяр, РБ 11 августа 2017 года
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Подынь З.Н.,
при секретаре судебного заседания Тлявгуловой Н.Х.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан о признании уведомления об отмене разрешения на строительство от 06.06.2017г. № незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ (далее Администрация района) указав, что она является собственником жилого помещения и земельного участка расположенные по адресу: РБ, <адрес>. На основании ее заявления Администрацией района вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №. После подготовки соответствующих документов ДД.ММ.ГГГГ. ей выдано Разрешение на строительство №. Впоследствии по почте она получила Уведомление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене выданного Разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. На ее обращение по поводу отмены разрешения на строительство Администрация района письменно ответила, что Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ. отменено в связи с тем, что жилое помещение № по <адрес> признано аварийным, подлежащим сносу и в рамках Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жильцы будут расселены в 2017 году в новые квартиры. Данный отказ считает незаконным в связи с тем, что решением Хайбуллинского районного суда от 19.10.2016г. вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. жилой <адрес> РБ исключен из реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу для включения в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. №. Просит признать незаконным Уведомление об отмене Разрешения на строительство жилого помещения № по <адрес> РБ. Признать действующим Разрешение на строительство жилого помещения № по <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В судебное заседание административный истец ФИО5 и заинтересованное лицо ФИО6 не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела. Представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, их интересы в суде будет представлять по доверенностям адвокат ФИО1
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии административного истца ФИО5 и заинтересованного лица ФИО6
Представитель административного истца ФИО5 и заинтересованного лица ФИО6 по доверенности ФИО1 требования ФИО5 поддержала и просила удовлетворить иск, в полном объеме обосновав по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Администрации Муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 иск ФИО4 не признала и суду пояснила, что ФИО5 в 2012 году расширила квадратные метры жилого помещения в виде пристроя к дому №<адрес> в нарушении ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. ФИО5 до начала и в период строительства пристроя к Администрации района не обращалась с заявлением о выдаче разрешения на строительство, а также впоследствии не обращалась с заявлением о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Впервые с заявлением в Администрацию района ФИО5 обратилась ДД.ММ.ГГГГ., тем самым по истечению 4-х лет после возведения пристроя. В силу ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. В данном случае ФИО5 пристрой к дому возведен без получения разрешения на реконструкцию. На самовольно возведенный объект разрешение на строительство не выдается. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. главным архитектором ФИО2 отправлено Уведомление об отмене разрешения на строительство № ФИО5, так как разрешение выдано с нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что выданное Администрацией района Уведомление является законным, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих имущественных прав. Просит в удовлетворении административного иска ФИО4 отказать.
Заинтересованное лицо представитель СП Акъярский сельсовет МР Хайбуллинский район на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела. Представил суду отзыв, где просил рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица, решение вынести на усмотрения суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает, возможным, рассмотреть данное дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ФИО5 является собственником земельного участка кадастровый № и жилого помещения по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2008г. и регистрационного удостоверения на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании обращения ФИО5 Администрацией района утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: РБ, <адрес>, и присвоен градостроительному плану земельного участка порядковый номер №, что видно из Постановления Администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией района выдано ФИО5 Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ
Главным архитектором ФИО2 ФИО5 направлено Уведомление за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из ответа Администрации района за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ., выданное ФИО5 для реконструкции многоквартирного дома по адресу: РБ, <адрес> аннулировано в связи с тем, что пристрой к дому размерами 4м х 4м возведен в 2012 году без получения необходимых разрешений (отсутствуют разрешение на строительство и утвержденная проектная документация).
В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Постановлением Администрации муниципального района Хайбуллинский район № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Административный регламент «Внесение изменений в разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства» Согласно указанному постановлению к полномочиям Администрации района отнесено выдача разрешения на строительство, реконструкцию, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, установленных законодательством.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления о выдаче разрешения на строительство и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ. В соответствии названной нормой орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Из анализа положений статьи 49, 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 5698/12 разъяснено, что по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
Следовательно, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы, по созданию которых уже начались или закончены.
Судом установлено и не отрицается представителем административного истца, что ФИО5 в 2012 года расширила квадратные метры жилого помещения в виде пристроя из шлакоблока.
Данное обстоятельство подтверждается решением Хайбуллинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. по административному иску ФИО3 к Администрации сельского поселения Акъярский сельсовет МР Хайбуллинский район, Администрации МР Хайбуллинский район об оспаривании акта и заключения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, об исключении квартиры из реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Из вышеуказанного решения суда следует, что ФИО5 является собственником жилого помещения и земельного участка по адресу: РБ, <адрес> 2012 года ФИО5 расширила квадратные метры жилого помещения в виде пристроя из шлакоблока. Установила новые радиаторы и перевела газовое отопление, поменяла счетчик электричества. Перекрыла крышу новым шифером, отремонтировала полы. В жилом помещении полностью поменяла окна на евро, установила входную металлическую дверь и новые межкомнатные двери. В связи с изменением площади жилого помещения и капитального ремонта квартиры ФИО5 с заявлением о выдаче нового технического паспорта обратилась в Хайбуллинский территориальный участок ГУП БТИ РБ. Специалисты БТИ запросили разрешение на реконструкцию и разрешение на ввод, выданные администрацией МР Хайбуллинский район РБ. При обращении в Администрацию района ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 стало известно, что жилое помещение признано аварийным и подлежит сносу, в связи с чем документы на реконструкцию недвижимости не могут быть выдано. Решением суда требования ФИО5 удовлетворены. Акт обследования жилого помещения № по <адрес> РБ и заключение о признании жилого помещения № по <адрес> РБ непригодным для постоянного проживания от 11.12.2006г. незаконным. Жилой <адрес> РБ исключен из реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, ФИО5 пристрой к дому был осуществлен в 2012 году, то есть до обращения в Администрацию района с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, принявший оспариваемые решения либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).
При этом в соответствии с нормами ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя вышеизложенное и с учетом приведенных выше нормоположений, суд приходит к выводу о том, что у Администрации района отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство на основании представленных ФИО5 документов.
Таким образом, Уведомление Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. № об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует требования закона.
Довод заявителя откланяются судом, поскольку рассматриваемый факт обращения ФИО5 с заявлением о выдаче разрешения на строительство фактически уже построенного пристроя в данном конкретном случае следует расценивать как направленные на обход требований градостроительного законодательства и узаконивание самовольной постройки в административном порядке, то есть действия не отвечающие положениям ст.222 ГК РФ.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска ФИО5 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации Муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан о признании незаконным уведомления об отмене разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. № – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Зилаирский межрайонный суд РБ в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: З.Н. Подынь
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2017 года.