ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12784/2021 от 21.01.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

___

Дело № 2а-988/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 21 января 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Секушенко А.В., с участием переводчика Шоназарова Ф.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Аминбековой Нукры Азизбековны в интересах себя и своих несовершеннолетних детей к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решения об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец в интересах себя и своих несовершеннолетних детей обратилась в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что является гражданкой ___. ____ ей было вручено уведомление от ____ о принятом решении МВД по РС(Я) от ____ об отказе в выдаче вида на жительство, на основании пп.8 п.1 ст.9 Федерального закона от ____ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С данным решением истец не согласна, поскольку оснований для отказа не имелось. Закон не предусматривает точного перечня документов, предоставляемых иностранным гражданином для получения вида на жительство. Прежде чем подать документы, истец получила консультацию в должностного лиц, ответственного за прием документов, который рекомендовал положить денежные средства на счет в банке в сумме ___ руб., что было и сделано истцом. Истцом было подтверждено наличие дохода, обеспечивающего проживание в России. В связи с чем, истец просит отменить решение ответчика об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации от ____ и обязать ответчика выдать заявителю и ее детям вид на жительство в РФ.

Административный истец и его представитель Хотамов И.О. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и просят удовлетворить.

Представитель административного ответчика Калинина К.В. с иском не согласилась, указав на необоснованность иска, поскольку оспариваемое решение было вынесено законно.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и правоотношения с их участием регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) и Федеральным законом от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон №114-ФЗ от 15.08.1996).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ, вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 4).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона №115-ФЗ, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

Согласно пункту 5 статьи 8 указанного Федерального закона порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, а также порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 года №91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.

Согласно пункту 4 указанных Правил, определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В силу с пункта 9 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Судом установлено, что ____ гражданка ___ Аминбекова Н.А. обратилась с заявлением о выдаче вида на жительство ей и ее несовершеннолетним детям ФИО5,, ____ г.р., ФИО6, ____ г.р., ФИО5, ____ г.р., ФИО8, ____ г.р..

В своем заключении специалист-эксперт отделения по оформлению документов на временное и постоянное проживание отдела разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РС(Я) от ____ФИО13 приняла решение об отказе в выдаче вида на жительство Аминбековой Н.А. и ее детям ФИО5,, ____ г.р., ФИО6, ____ г.р., ФИО5, ____ г.р., ФИО8, ____ г.р., поскольку данная гражданка не может предоставить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

В оспариваемом решении должностное лицо ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ____ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Республики Саха (Якутия) на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения – 19 041 руб.. Гражданка Аминбекова Н.А. в качестве документа, подтверждающего возможность содержать себя и членов своей семьи на территории Российской Федерации представила выписку о состоянии вклада ПАО «Сбербанк» от ____, на счету заявителя имеется вклад на сумму ___ руб.. При расчете среднемесячного дохода заявителя на четыре месяца 2021 года сумма дохода составила ___ руб. (___ / 4 месяца (срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство) / 6 членов семьи = руб.), что ниже прожиточного минимума, установленного по Республике Саха (Якутия).

По сведениям АБД ИЦ МВД РС(Я), ГИАЦ МВД РФ заявитель не значится. Согласно контрольного списка АС ЦБД УИГ ФМС России сведений нет, не привлекалась к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) или порядка осуществления трудовой деятельности в РФ. Возражений со стороны УФСБ России по РС(Я) не поступало. Со стороны здравоохранения, органов социального обеспечения, службы судебных приставов г. Якутска РС(Я) оснований, препятствующих выдаче вида на жительство, не имеется.

Согласно Постановления Правительства РС(Я) от ____ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Республики Саха (Якутия) на 2021 год» величина прожиточного минимума для ____ для трудоспособного населения составляет 19 041 руб., для пенсионеров – 15 077 руб., для детей 18 834 руб., на душу населения 18 088 руб..

К членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.

В своем заявлении в приложении в качестве близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, заявитель указала своих четверых несовершеннолетних детей, супруга ФИО2, ____ г.р., отца ФИО3, ____ г.р..

В сведениях о супруге ФИО2 в графе «место работы, учебы» заявитель указала, что не работает. В сведениях об отце ФИО14 указано, что он работает ___ у ИП ФИО15.

Все члены семьи проживают по одному адресу: ____..

Согласно представленного уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, поступившего в УВМ МВД по РС(Я) ____, супруг заявителя ФИО2 был трудоустроен к индивидуальному предпринимателю ФИО15 в качестве ___. Из представленных квитанций следует, что ФИО2 оплачивает госпошлину за полученный патент за осуществление трудовой деятельности. Указанная информация при проверке документов истца была доступна административному ответчику.

Однако в оспариваемом отказе, не были учтены доходы отца и супруга, указанные как члены семьи.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от ____ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под патентом понимается документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Размер дохода супруга ФИО2 и отца ФИО14 подразумевается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения согласно Федеральный закон от ____ №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Трудового кодекса РФ, Закона РФ от ____ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Постановления Конституционного Суда РФ от ____-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО16, ФИО17, ФИО18 и ФИО19».

Вышеуказанные обстоятельства не были учтены при принятии оспариваемого решения.

Кроме этого, из оспариваемого заключения (решения) следует, что отец истца ФИО3 является гражданином Российской Федерации.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от ____-П) следует, что иностранным гражданам должны быть гарантированы без какой бы то ни было дискриминации, в том числе, права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Защита конституционно значимых ценностей предполагает возможность разумного и соразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина при справедливом соотношении публичных и частных интересов, без умаления этих прав и свобод.

Гарантии Конвенции по правам человека и основных свобод требуют, чтобы любое вмешательство в право на уважение семейной жизни не только происходило на основании закона, но и было соразмерно, согласно пункту 2 статьи 8 Конвенции, преследуемой законной цели с учетом конкретных обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение нельзя признать законным, а исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) от ____ об отказе гражданам ___ Аминбековой Нукре Азизбековне, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в выдаче вида на жительство в Российской Федерации признать незаконным и отменить.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) выдать гражданам ___ Аминбековой Нукре Азизбековне, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 вид на жительство в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___ М.В. Макаров

___

___