ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1278/19 от 21.10.2019 Каширского городского суда (Московская область)

Административное дело № 2а-1278/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Булычевой С.Н.,

при секретаре судебного заседания Савиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Некоммерческому партнерству по газификации «Ламоново-газ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области обратился в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству по газификации «Ламоново-газ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Некоммерческого партнерства Антипов <данные изъяты>, Бакин <данные изъяты>, Хрусталев <данные изъяты>.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе осуществления контроля за деятельностью Некоммерческого партнерства по газификации «Ламоново-газ» (далее - Партнерство) Управлением установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Партнерство не представляет ежегодно в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. С ДД.ММ.ГГГГ Партнерство не размещает ежегодно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не публикует в средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. Управлением за указанные нарушения законодательства Российской Федерации Партнерству вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Партнерством, не устранены, предупреждение в вышестоящий орган или в суд не обжаловалось. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Партнерству вынесено повторное предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения законодательства Российской Федерации Партнерством, не устранены, предупреждение в вышестоящий орган или в суд не обжаловалось. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» устав и наименование некоммерческой организации, зарегистрированной в организационной-правовой форме некоммерческого партнерства подлежат проведению в соответствие с положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, в наименование такой организации подлежит включение наименование организационно-правовой формы в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: «ассоциация» или «союз». В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. На основании изложенного, учитывая, что Партнерство без уважительных причин допускает неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные нарушения носят систематический характер на протяжении ряда лет и являются существенными, административный истец просит суд ликвидировать Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН 1095000004384, учетный , и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства по газификации «Ламоново-газ», заинтересованные лица Антипов Р.Л., Бакин А.Б., Хрусталев Д.А. в судебное заседание не явились. Административный истец о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Судебные повестки с извещением о времени и месте слушания дела, направленные в адрес административного ответчика и заинтересованных лиц, возвращены в адрес суда с отметкой почтовой связи «истек срок хранения». Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.

Проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, что Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН 1095000004384, учредителями являются Антипов Р.Л., Бакин А.Б., Хрусталев Д.А. (л.д. 23-29).

С ДД.ММ.ГГГГ данная организация не представляла в Управление министерства юстиции РФ по Московской области документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. С ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ» не размещало в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не публиковало в средствах массовой информации отчет о своей деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ по Московской области административному ответчику вынесено предупреждение от об устранении выявленных нарушений со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).

ДД.ММ.ГГГГ Партнерству вынесено повторное предупреждение с установлением срока устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика дают правовые основания для его ликвидации.

В соответствии пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Согласно подпунктам 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, подпунктам 63, 65, 66 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, функции по регистрации и контролю за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы).

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705. Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества. Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5, подпункт "а" пункта 6 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление министерства юстиции РФ по Московской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ» с ДД.ММ.ГГГГ не представляет в Управление министерства юстиции РФ по Московской области указанную информацию и с ДД.ММ.ГГГГ. не размещает в сети Интернет и средствах массовой информации отчет о своей деятельности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Кроме того, в нарушение пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учредительные документы, а также наименование административного ответчика, созданного до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, не приведено в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ), а именно: в наименование некоммерческой организации, зарегистрированной в организационной-правовой форме некоммерческого партнерства подлежит включение наименование организационно-правовой формы в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации «ассоциация» или «союз».

Поскольку в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, то на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета городского округа Кашира подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000,00 руб.

Руководствуясь ст. 175 -180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к некоммерческому партнерству по газификации «Ламоново-газ» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ», зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, ОГРН 1095000004384, учетный .

Исключить Некоммерческое партнерство по газификации «Ламоново-газ» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Некоммерческого партнерства по газификации «Ламоново-газ» в доход бюджета городского округа Кашира государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья С.Н. Булычева