ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1278/2017 от 23.03.2017 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1278/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Зуевой Е.А.

рассмотрев в предварительном судебном заседании в г. Кемерово

23 марта2017 года

Дело по административному иску ФИО1 к Администрации Кемеровской области, Губернатору Кемеровской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кемеровской области, Губернатору Кемеровской области, где просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не представлении Совету народных депутатов Кемеровской области её кандидатуры на вакантную с 06.09.2005 должность мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского района Кемеровской области.

Требования мотивированы тем, что Постановлением Совета народных депутатов в Кемеровской области от **.**.****### ФИО1 впервые назначена на должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского района Кемеровской области на трёхлетний срок полномочий.

В областной массовой газете «Кузбасс» ### вышла **.**.**** публикация об открытии вакансии «мировой судья судебного участка № 2 Кемеровского района Кемеровской области».

Согласно п.1 ст.6 Закона Кемеровской области «О мировых судьях в Кемеровской области» от **.**.****### «О мировых судьях в Кемеровской области» (в ред. Закона Кемеровской области от **.**.****###), (далее - «Закон») мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области, основанному на рекомендации квалификационной коллегии судей Кемеровской области (далее - ККС).

Согласно п.6 ст.6 Закона РФ «О статусе судей в РФ» назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Истица была рекомендована Квалификационной коллегии судей Кемеровской области (далее - ККС) на должность мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского района Кемеровской области на новый срок полномочий.

Однако, несмотря на положительную рекомендацию ККС к назначению на должность мирового судьи, по мнению ФИО1, она была ограничена в праве на назначение на должность в установленном законом порядке и в срок.

Согласно п.6 ст.6 Закона, Губернатор Кемеровской области обязан представить в законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области кандидата (кандидатов) на должность мирового судьи в срок не позднее трёх месяцев со дня открытия вакансии.

Таким образом, Губернатор Кемеровской области обязан был внести представление в Совет народных депутатов Кемеровской области по кандидатуре ФИО1 на должность мирового судьи не позднее **.**.**** (п.6 ст.6 Закона), то есть не позднее трёх месяцев со дня открытия вакансии (дня опубликования вакансии в средствах массовой информации).

Документы о назначении её на должность мирового судьи (справка-объективка от 2005 года и положительная рекомендация ККС от **.**.****) получены **.**.**** сотрудником Администрации Кемеровской области Т., что подтверждается её подписью на письме от **.**.****###, направленном Управлением Судебного департамента Кемеровской области (далее - УСД) на имя Губернатора Кемеровской области, где удерживались длительное время, пока не были возвращены в УСД письмом от **.**.****###

Истица указывает, что Губернатор Кемеровской области вообще не представил еёкандидатуру на должность мирового судьи Совету народных депутатов Кемеровской области, чем нарушил п.1 ст.6 Закона.

Бездействие административного ответчика, выразившееся в непредставлении кандидатуры ФИО1 на должность мирового судьи судебного участка № ... Кемеровской области Совету народных депутатов Кемеровской области, по мнению истицы, противоречит закону и при этом нарушает её права.

Согласно п.1 ст.9 Закона полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он назначен.

Согласно разъяснению Высшей Квалификационной коллегии судей (далее - ВККС) в отчётном докладе на Всероссийском съезде судей, проходившем в период со **.**.**** по **.**.****, после **.**.****. ФИО1 не имела права на продолжение осуществления полномочий, поскольку «права на продолжение осуществления полномочий не имеет тот судья, который перед истечением срока полномочий обратился с заявлением в квалификационную коллегию судей и был своевременно рекомендован, но решение о назначении на должность до истечения срока полномочий не состоялось».

С учётом разъяснения ВККС от 2008 года и в силу п.1 ст.9 Закона, прекращение полномочий мирового судьи в связи с истечением их срока, в данном случае - это полное отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Не внесение Губернатором Кемеровской области представления о назначении ФИО1 на должность в Совет народных депутатов Кемеровской области способствовало тому, что она, полномочия которой истекли автоматически в силу закона **.**.****, ожидая назначения на должность мирового судьи, незаконно, не обладая полномочиями и судейским статусом, являясь кандидатом на вакантную должность мирового судьи в течение длительного периода времени продолжала осуществлять правосудие, незаконно облачаться в мантию, незаконно выносить приговоры, решения Именем Российской Федерации.

При этом, все кандидаты, участвующие с истицей в конкурсе были рассмотрены Советом народных депутатов Кемеровской области в марте-апреле 2006 года.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона дополнительными требованиями к кандидату на должность мирового судьи являются: отсутствие решения суда, вступившего в законную силу, о признании кандидата на должность мирового судьи недееспособным или ограниченно дееспособным; отсутствие судимости.

По мнению ФИО1, реализация её права быть назначенной на должность мирового судьи на новый срок полномочий в установленный законом срок была поставлена в зависимость от усмотрения Губернатора Кемеровской области и иных лиц, не входящих в Совет народных депутатов Кемеровской области, при том, что на момент истечения срока полномочий она отвечала всем требованиям, установленным к данной должности (ст.119 Конституции РФ, п.2 ст.5 Закона), была рекомендована ККС к назначению на должность мирового судьи с положительной характеристикой.

Учитывая, что на день истечения срока полномочий, на **.**.**** в ККС отсутствовало какое-либо представление о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, ничего не мешало внесению Губернатором Кемеровской области представления в Совет народных депутатов и её назначению на должность Советом народных депутатов.

Истица считает, что срок обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ она не пропустила по следующим основаниям.

Согласно п.9 ст.5 Закона РФ «О статусе судей в РФ» (ред.**.**.****) решение ККС о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Истица указывает, что она не знала о наличии представления председателя Кемеровского районного суда о назначении её на должность, её с ним не знакомили, не увидела она его и при ознакомлении с материалами личного дела **.**.****. Она и не могла об этом предполагать, поскольку председатель Кемеровского районного суда, ранее давшая ей положительную характеристику за три года работы в должности мирового судьи и предоставившая её в ККС для решения вопроса о рекомендации для назначения на должность мирового судьи, которая рекомендовала ФИО1 на должность, впоследствии стала неоднократно повторять, что вопрос в отношении истицы уже решён, что этапа назначения на должность Советом народных депутатов Кемеровской области не будет.

При ознакомлении с материалами личного дела 17.11.2016г., истица обнаружила: Оригинал справки-объективки к назначению на должность, составленной и подписанной начальником Управления Судебного Департамента Кемеровской области в 2005 году, которая направляется вместе с положительной рекомендацией ККС Губернатору Кемеровской области, с которой её ранее не знакомили и о которой до **.**.**** не знала; копия письма от **.**.****### от УСД на имя Губернатора Кемеровской области с отметкой о получении **.**.****Т. о направлении материалов в отношении ФИО1, как кандидата в мировые судьи на вакантную должность, с которым истицу не знакомили и о котором она до **.**.**** не знала; копия письма от **.**.****### от Заместителя Губернатора Кемеровской области на имя начальника УСД (исполнитель Т.) с оригиналом почтового конверта (данный документ не подшит к личному делу) о возвращении материалов в отношении ФИО1

Из вышеуказанных документов истица **.**.****. узнала, что административным ответчиком была нарушена процедура её назначения на должность мирового судьи судебного участка № 2 Кемеровского района Кемеровской области, выразившаяся в том, что Губернатор Кемеровской области в отсутствие законных оснований не представил её кандидатуру Совету народных депутатов Кемеровской области для рассмотрения вопроса о назначении на должность, чем нарушил п.1 ст.6 Закона.

Обращаясь в суд **.**.****., ФИО1 считает, что без нарушения срока, в пределах трёхмесячного срока с момента, когда узнала о нарушении прав **.**.**** при ознакомлении с материалами личного дела в УСД.

Представитель административных ответчиков – Администрации Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенностей от **.**.****., с требованиями ФИО1 не согласилась, в материалы дела представила письменные ходатайство об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.

Административный истец ФИО1 в предварительное судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской (л.д.50), в материалы дела предоставила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Сроки обращения с административным исковым заявлением в суд предусмотрены нормами статьи 219 КАС РФ.

Так, согласно п.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из письменных материалов дела, постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от **.**.****. ###ФИО1 назначена на должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского района (л.д.10-13).

Письмом от **.**.**** Управление судебного департамента в Кемеровской области в адрес ФИО1 сообщено о том, что **.**.****. истекает срок полномочий судьи, необходимости предоставления документов для осуществления проверочных мероприятий (л.д.14).

ФИО1 подано **.**.****. в Квалификационную коллегию судей Кемеровской области заявление с просьбой рекомендовать её на вакантную должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровской района (л.д.17).

Заключением Квалификационной коллегии судей Кемеровской области от **.**.****. ФИО1 рекомендована к назначению на должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского района (л.д.18-19).

Управлением Судебного департамента в Кемеровской области в адрес Губернатора Кемеровской области направлены письмом от **.**.****. ### для согласования материалы в отношении кандидата на должность мирового судьи ФИО1 – судебный участок №2 Кемеровского района (л.д.22).

Письмом от **.**.****. ### заместителем Губернатора Кемеровской области в адрес начальника Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Кемеровской области возвращены материалы в отношении ФИО1 в связи с привлечением её к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи решением квалификационной коллегии судей Кемеровской области от **.**.****. (л.д.23).

Как указано в письмах Управления Судебного департамента в Кемеровской области от **.**.****. № ### и №### от **.**.**** в адрес ФИО1, приказом Управления от **.**.****. ###ФИО1 исключена из штата мировых судей Кемеровской области **.**.****. в соответствии с частью 1 статьи 12.1 (совершение дисциплинарного проступка) Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Полномочия ФИО1 в качестве мирового судьи прекращены с **.**.****., расчет с ФИО1 был произведен с 1 по **.**.****г. в полном объеме.

Таким образом, ФИО1 уже **.**.****. достоверно стало известно о нарушении её прав.

Однако, за судебной защитой своих прав ФИО1 обратилась лишь в **.**.**** (л.д.38), направив административное исковое заявление о признании незаконным бездействие Администрации Кемеровской области по почте **.**.****., то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного п.1 ст. 219 КАС РФ.

Согласно п. 5 ст. 219 КАС РФ причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п.8 ст. 219 КАС РФ).

ФИО1 не представлено суду никаких доказательств в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие её обращению с административным исковым заявлением в суд в предусмотренный законом срок о признании незаконным бездействий ответчиков, выразившихся в нарушении процедуры назначении её на должность мирового судьи в **.**.****

Довод административного истца о том, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку о нарушении своих прав ФИО1 узнала только **.**.****. при ознакомлении с материалами своего личного дела, суд не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не является уважительной причиной пропуска срока, установленного положениями ст. 219 КАС РФ. При этом, суд учитывает, что никаких доказательств, подтверждающих невозможность ознакомления с материалами личного дела до **.**.****., ФИО1 в материалы дела не представила.

Ходатайств о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском ФИО1 заявлено не было.

В силу положений статьи 6 Закон Кемеровской области от 27.11.2000 № 85-ОЗ «О мировых судьях в Кемеровской области», в редакции 14.11.2005г., мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области, основанному на рекомендации квалификационной коллегии судей Кемеровской области.

В представлении Губернатора Кемеровской области указывается конкретный судебный участок, на который предлагается назначить мирового судью. Одновременно с внесением представления Губернатор Кемеровской области направляет в законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области документы и материалы, на основании которых им производился отбор кандидатов.

По истечении полномочий либо при досрочном прекращении полномочий мирового судьи в случае и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и настоящим Законом, Губернатор Кемеровской области представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области кандидата (кандидатов) на должность мирового судьи в срок не позднее трех месяцев со дня открытия вакансии.

Согласно положениям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В своем ходатайстве от **.**.****. ФИО1 указала о том, что она не знала о направлении на согласование её кандидатуры на должность мирового судьи Губернатору Кемеровской области.

Тем не менее, в административном иске ФИО1 указывает, что Губернатор Кемеровской области обязан был внести представление в Совет народных депутатов Кемеровской области по её кандидатуре на должность мирового судьи не позднее **.**.****.; что все кандидаты, участвующие с ней в конкурсе были рассмотрены Советом народных депутатов Кемеровской области в **.**.****

Следовательно, срок на обращение в суд с требованиями о признании бездействий Администрации Кемеровской области, Губернатора Кемеровской области, выразившиеся в не представлениями Совету народных депутатов Кемеровской области кандидатуры ФИО1 на вакантную с **.**.****. должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского района Кемеровской области, пропущен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его заявления.

Согласно п. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации Кемеровской области, Губернатору Кемеровской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не представлении Совету народных депутатов Кемеровской области кандидатуры ФИО1 на вакантную с **.**.**** должность мирового судьи судебного участка №2 Кемеровского района Кемеровской области – отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2017 года.

Судья Н.В. Маркова