РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.10.2021 с. Красный Яр Красноярский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Акинцева В.А., с участием представителя административного истца Сафина К.В., представителя административного ответчика Завершинского Д.М., представителя заинтересованного лица Черкашиной Ю.В., при секретаре Шишкановой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и многодетной семьи Ворониных к администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский Самарской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, установил: В Красноярский районный суд с административным иском обратился прокурора Красноярского района, в котором просит, с учетом уточнения, признать незаконным бездействие администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский С/о, выразившееся в не принятии мер по строительству дорог и подъездных путей к 600 земельным участкам, предоставленным льготной категории граждан – многодетным семьям, <адрес>. Обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать строительство дорог и подъездных путей к указанным участкам в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016, ГОСТ Р52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017. В обоснование своих требований приводит следующие доводы. Распоряжением заместителя Главы м.р.Красноярский №887 от 18.08.2017 многодетной семье Ворониных предоставлен земельный участок, к.н.: №, по адресу: <адрес>. Кроме того, администрацией м.р.Красноярский на территории с.Старый Буян сформированы 600 земельные участки для предоставления многодетным семьям на <адрес>. Однако, дорог и подъездных путей к указанным участкам не имеется. В силу п.5 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Законом С/о от ДД.ММ.ГГГГ N86-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" за сельскими поселениями закреплены данные полномочия. Согласно п.6 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ " дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Дороги по <адрес> включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования с.<адрес> м.<адрес>, который утвержден распоряжением Главы сельского поселения Светлое Поле м.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на ответчике лежит обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении указанных дорог местного значения. В судебном заседании ст.помощник прокурора Красноярского района Сафин К.В. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Воронины, в чьих интересах подан иск прокурором, в судебное заседание не явились, уведомлялись надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Представитель административного ответчика Завершинский Д.М. в судебном заседании иск не признал, дал пояснения в соответствии с представленными письменными возражениями. Полагал, что в полномочия администрации сельского поселения не входит строительство автомобильных дорог и проездов к земельным участкам, выделенным многодетным семьям во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», поскольку этим Указом поручено Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, включая создание необходимой инфраструктуры на предоставляемых им земельных участках. Представитель заинтересованного лица – администрации м.р.Красноярский Черкашина Ю.В. в судебном заседании полагала иск прокурора не подлежащим удовлетворению, поддержала позицию и доводы представителя административного ответчика, а также доводы своих возражений, согласно которым формирование и предоставление земельных участков многодетным семьям на территории района, в т.ч., в <адрес>, является государственными полномочиями, переданными муниципалитету, которые осуществляются только за счет субвенций и соответствующих бюджетов. Кроме того, прокурором представлена информация ОГИБДД о наличии грунтовой дороги к участкам, являющимся предметом спора, которая также является автомобильной дорогой. Представитель заинтересованного лица – КУМС администрации м.р.Красноярский в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении иска прокурора, поскольку создание инфраструктуры к выделенным многодетным семьям участкам является государственными полномочиями и эта деятельность должна финансироваться бюджетом Самарской области. Представитель заинтересованного лица – Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, решение по существу спора оставил на усмотрение суда. Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России по Красноярскому району С/о в судебное заседание не явился. Выслушав выступления представителей сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно п.1 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания этих обстоятельств, в том числе соблюдения срока обжалования, возлагается на лицо, обратившееся в суд. В силу ст. 227 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, подлежат удовлетворению, при условии несоответствия данного решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным либо муниципальным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца либо лиц, чьи интересы он защищает. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов. Истцом не предоставлено суду убедительных доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц административным ответчиком. Из искового заявления следует, что выявленное истцом бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан из социально незащищенной категории многодетные семьи на индивидуальное жилищное строительство и пользование вновь возведенными жилыми объектами. При этом, прокурором не предоставлено суду доказательств бездействия ответчика, нарушения ими требований закона, а также нарушения указанных в иске прав и законных интересов граждан ответчиком. В силу п.5 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ №) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч.ч.3, 4 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения вопросы, предусмотренные п.5, не относятся. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Законом С/о от ДД.ММ.ГГГГ N86-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" за сельскими поселениями закреплены полномочия, предусмотренные п.5 ч.1 ст.14 ФЗ №. В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ " осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов. Пунктом 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. Во исполнение Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ№ Постановлением Правительства С/о от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена государственная программа С/о «Формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы. Ответственный исполнитель программы – министерство имущественных отношений С/о. Органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> (по согласованию) указаны как участники программы. Установлено, что расходные обязательства <адрес>, возникающие на основании настоящего Постановления, исполняются <адрес>ю самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на соответствующий финансовый год в установленном порядке соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы. Государственная программа устанавливает исключительно расходные обязательства <адрес> Таким образом, расходные обязательства органов муниципальной власти, в том числе сельского поселения Светлое Поле на реализацию указанной программы не предусмотрены. Цель программы - обеспечение условий, необходимых для предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки. Задача программы - обеспечение формирования земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете желающих бесплатно приобрести сформированные земельные участки. Создание необходимой инфраструктуры, в том числе, газо-, электро- и водоснабжение, строительство улично-дорожной инфраструктуры, на сформированных и предоставленных в рамках программы земельных участках указанной программой не предусмотрено. Во исполнение указанной Государственной программы администрацией м.<адрес> С/о на территории района сформировано 3403 земельных участка, предоставляемых многодетным семьям, в том числе 600 участков – в с<адрес> Все 600 участков, согласно информации КУМС администрации м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, представлены семьям указанной категории. Таким образом, полномочия муниципальных органов власти, в части сельских поселений, по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям, не предусмотрены ни Указом Президента, ни государственной программой. Следовательно, эти полномочия являются государственными. Согласно п.6 ч.1 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; В силу требований п. п. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно положениям п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ. Согласно ст.19 ФЗ № наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Административному ответчику отдельные государственные полномочия Правительства РФ по созданию необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых многодетным семьям, не передавались, финансовое обеспечение реализации этих полномочий не предусматривалось. На уровне субъекта Российской Федерации (<адрес>) не принято каких-либо специальных нормативно-правовых актов по обеспечению инфраструктурой и транспортной доступностью земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству. В соответствии со ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч. 2 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ). Источник финансирования мероприятий в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 600 в отношении семей, имеющих трех и более детей, отсутствует. В рамках Государственной программы С/о «Формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» на 2015-2021 годы, утвержденной Постановлением Правительства С/о от ДД.ММ.ГГГГ№, в полномочия и обязательства органа местного самоуправления не входит финансирование обязанностей по обеспечению инфраструктурой земельных участков. Обеспечение земельных участков граждан, имеющих трех и более детей, объектами инфраструктуры, решение инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в отношении указанной категории граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обеспечения дорожной деятельности, которые относятся к вопросам местного значения. Вместе с тем, инициируя обращение в суд с настоящим иском, прокурор фактически просил возложить на орган местного самоуправления, обязанность обеспечить строительство перечисленных выше объектов инфраструктуры. Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу прокурор ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, равно как и электроснабжения, подведению автомобильной подъездной дороги в приоритетном по отношению к ней порядке без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования. Обязанность органа местного самоуправления организовать благоустройство территории в том объеме, в котором заявил истец, в том числе организовать подведение автомобильной подъездной дороги к земельным участкам, принадлежащим истцам, законом или договором не предусмотрена. Более того, затраты, связанные со строительством объектов инфраструктуры, не сопоставимы стоимости земельных участков, находящихся в собственности истцов, в том числе и в случае предоставления им иных участков взамен имеющихся. Таким образом, по результатам рассмотрения дела бездействия администрации с.<адрес> м.<адрес> судом не установлено, поскольку прокурором не доказано наличие полномочий ответчика по строительству дорог и подъездных путей к 600 земельным участкам, предоставленным льготной категории граждан – многодетным семьям, на <адрес> Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Красноярского района не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд решил: Отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и многодетной семьи Ворониных к администрации с.п.Светлое Поле м.р.Красноярский Самарской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. В окончательной форме решение суда в соответствии с ч.2 ст.177 КАС РФ подлежит изготовлению в течение пяти дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Акинцев В.А. |