ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/20 от 28.09.2020 Тернейского районного суда (Приморский край)

25RS0028-01-2020-000228-86

Дело № 2а-127/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморского края

Тернейский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Богомазова С.В.,

при секретаре судебного заседания Крутик С.В.,

с участием административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете.

Административный истец ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете.

Определением Тернейского районного суда от 2 сентября 2020 г. административное дело N 2а-127/2020 по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и административное дело N 2а-128/2020 по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края объединены в одно производство N 2а-127/2020.

Административные истцы в обоснование иска ссылаются на то, что в апреле 2020 года они обратились к административному ответчику с заявлениями о проставлении в их охотничьих билетах федерального образца отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». Решениями Министерства от 20 апреля 2020 года № р25/38-05-291 и № р25/38-05-291 в проставлении вышеуказанной отметки было отказано в связи с непредоставлением сведений об осуществлении традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также о том, что охота является основой существования и самобытности. Административные истцы считают отказы незаконными и нарушающими их права, поскольку они являются представителями малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, постоянно проживают на территории традиционного проживания малочисленных народов. Административные истцы занимаются охотой и рыболовством на основании разрешительных документов, что является основой существования их семей, т.е. ведут традиционный образ жизни. Истцы не имеют возможности приобретать разрешение на добычу животного для обеспечения семей из-за отсутствия необходимых денежных средств. На территории Тернейского района нет организации, занимающейся промысловой охотой. Просят:

- отменить решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 20 апреля 2020 года № р25/38-05-291 об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете федерального образца, выданного на имя административного истца ФИО5, в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета;

- отменить решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 20 апреля 2020 года № р25/38-05-292 об отказе в проставлении отметки в охотничьем билете федерального образца, выданного на имя административного истца ФИО3, в соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета;

- обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края проставить отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете федерального образца серия 25 № 003864 от 10.02.2012 г., выданного на имя административного истца ФИО5;

- обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края проставить отметку «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете федерального образца серия 25 № 003866 от 10.02.2012 г., выданного на имя административного истца ФИО3;

В судебном заседании административный истец ФИО3, также являющийся представителем административного истца ФИО5 на основании на основании ордера № 518 от 02.09.2020г., на заявленных требованиях настаивал, пояснив, охота является для истцов основой существования, их предки занимались охотой. Адвокатская деятельность - это подсобное занятие, а охота - традиционное занятие. Полагает, что они не обязаны доказывать, что охота является для них основой жизнедеятельности, что основная их пища - это мясо и рыба.

Представитель административного ответчика - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО4, действующий на основании доверенности № 4 от 14.01.2020г., с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) установлено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования

Пунктом 11 Приказа Минприроды РФ от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» (далее - Порядок выдачи охотничьего билета), установлено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является

основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота * целязЯ обеспечения ведения традиционного образа жизни и осущес^рсния традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких- либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".

Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российское Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», установлены места проживания и виды деятельности коренных малочисленных народов.

В соответствии с указанным постановлением к местам проживания коренных малочисленных народов отнесены 5 муниципальных районов Приморского края (в том числе Тернейский район), а к деятельности в области охоты относится промысловая охота и переработка и реализация охотничьей продукции. В 6 абзаце п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2019 № 21-П «По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО6» указано, что традиционная охота выступает для коренных малочисленных народов основой существования и самобытности.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что для проставления отметки в охотничий билет необходимо выполнение следующих условий:

- отнесение лица к коренным малочисленным народам;

- постоянное проживание в местах традиционного проживания и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

- охота должна является основой существования.

В рассматриваемом случае, истцами предоставлены сведения о том, что они по национальности удэгейцы, которые относятся к коренным малочисленным народам и проживают в местах традиционного проживания.

Вместе с этим, на момент рассмотрения заявлений сведений о том, что истцы осуществляют традиционный образ жизни, традиционную хозяйственную деятельность в области охоты, а также что охота является основой существования не предоставлено.

Кроме этого, ФИО3 является пенсионером и действующим адвокатом, в этом случае охота не может являться основой существования, так как основным источником является государственная пенсия и вознаграждения получаемые адвокатом при ведении дел.

ФИО5 является председателем ТСО КМН ПК «Тернейская» основным видом деятельности которой является рыболовство. При этом у ТСО КМН ПК «Тернейская» дополнительным видом деятельности указана охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. Однако сведений о ведении данной деятельности никаких не предоставлено ни при подачи заявления в Министерство, ни при рассмотрении дела. Сам по себе факт отнесения лица к коренным малочисленным народом и проживание в местах традиционного проживания не может являться основанием для проставления отметки в охотничий билет, в связи с этим у Министерство не имелось оснований для удовлетворения заявлений административных истцов.

Кроме того, представителем ответчика указано, что административными истцами пропущен установленный срок для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца;

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) установлено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

Пунктом 11 Приказа Минприроды РФ от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета », установлено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

Таким образом, из указанных норм права следует, что для проставления отметки в охотничий билет необходимо выполнение следующих условий:

отнесение лица к коренным малочисленным народам;

2) постоянное проживание в местах традиционного проживания и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

3) ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности

4) охота должна является основой существования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены удэгейцы, проживающие на территории Хабаровского края, Приморского края и Сахалинской области.

Удэгейцы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этот Перечень включены, в числе прочих, Пожарский и Тернейский мцниципальные районы Приморского края, Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края.

Этим же распоряжением утвержден Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который, среди прочих, включены такие виды деятельности как промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.

Согласно пункту 10 статьи Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ под промысловой охотой понимается охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты.

Свидетельством о рождении ФИО3, сведениями о его регистрации по месту жительства подтверждается, что ФИО3 родился и постоянно проживает на территории Приморского края в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, его отец являлся по национальности удэгейцем.

Свидетельством о рождении ФИО5, сведениями о его регистрации по месту жительства, справкой администрации Тернейского городского поселения подтверждается, что ФИО5 родился на территории Хабаровского края и постоянно проживает на территории Приморского края в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, его отец является по национальности удэгейцем.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административные истцы являются удэгейцами, относятся к коренным малочисленным народам Севера, проживают на территории Тернейского муниципального района Приморского края, которая определена в Перечне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», административные истцы обратились в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края с заявлениями о внесении в их охотничьи билеты отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

20 апреля 2020 г. Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края административным истца ФИО3 и ФИО5 направлены ответ, согласно которым заявителям отказано в проставлении вышеуказанной отметки в охотничьи билеты, так как ими не представлены сведения, подтверждающие осуществление традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, а также, что охота является для них основой существования.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализируя действия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об отказе в проставлении вышеуказанной отметки в охотничьи билеты истцов, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются законными и обоснованными, основанными на требованиях действующего законодательства.

Административными истцами к административному исковому заявлению не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства ведения ФИО3 и ФИО5 традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, осуществления охоты в целях постоянного обеспечения своей семьи продуктами питания, а также заготовки и продажи продукции охоты для получения денежных средств, являющихся одним из основных источников средств к существованию семьи.

Принадлежность к национальности удэгеец и проживание на территории Тернейского района Приморского края не является безусловным основанием для внесения в охотничий билет отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», поскольку необходимы доказательства ведения административными истцами традиционного образа жизни и осуществления промысловой охоты.

Расторжение ФИО5 с 01 июня 2020 г. трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) и отсутствие в настоящее время места работы не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения ответчика.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления административными истцами ФИО3 и ФИО5 охоты в целях постоянного обеспечения своей семьи продуктами питания, а также заготовки и продажи продукции охоты для получения денежных средств, являющихся одним из основных источников средств к существованию семьи.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (части 1, 5).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 года N 308-О, под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.

С настоящим иском ФИО3 и ФИО5 обратились в суд 6 августа 2020 г., то есть с нарушением установленного законом трехмесячного срока. При этом первоначальное обращение истцов во Фрунзенский районный суд г. Владивостока суд не принимает в качестве уважительной причины, поскольку такое обращение, произведенное с нарушением требований закона, не прерывает течение указанного срока и не может быть принято во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении сроков на обращение в суд.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края об оспаривании решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тернейский районный суд.

Судья С.В. Богомазов