ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-127/2021 от 12.01.2021 Адыге-хабльского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Решение

Именем Российской Федерации

12 января 2021 года аул Адыге-Хабль

Судья Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Косов Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу и об обязании администрации Апсуанского сельского поселения в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, в ауле Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу и об обязании администрации Апсуанского сельского поселения в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, в ауле Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законности и эффективности использования муниципальными образованиями Адыге-Хабльского района муниципального имущества выявлены нарушения порядка распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Решением Совета Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 16 марта 2020 года №2 бесхозяйные муниципальный улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Апсуанского сельского поселения согласно приложению №1 – перечня дорог по Апсуанскому сельскому поселению.

Автомобильная дорога аула Апсуа по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, внесена в перечень имущества казны под №1.

Таким образом, на основании положений законодательства автомобильная дорога по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, является муниципальным недвижимым имуществом, подлежит государственной регистрации и обособлению в казне муниципального образования Апсуанского сельского поселения с присвоением идентификационного номера.

В ходе проведенной проверки установлено, что право собственности Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на указанную дорогу в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Просил суд: признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, незаконным и обязать администрацию Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик не возражает в рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства. На момент рассмотрения дела от административного ответчика не поступило возражение против рассмотрения административного дела в упрощенном порядке, что в силу статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право суду рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской федерации» введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года, за исключением положений, для которых настоящим федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.

В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе и административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, административное исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу и об обязании администрации Апсуанского сельского поселения в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, в ауле Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности сельского поселения.

Согласно статьи 3 вышеуказанного закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильная дорога по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации является недвижимой вещью. В соответствии с требованием статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации. Данная регистрация имеет правоустанавливающий характер, как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц.

Согласно статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Решением Совета Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 16 марта 2020 года №2 бесхозяйные муниципальные улично-дорожные сети местного значения поставлены на баланс Апсуанского сельского поселения согласно приложению №1 – перечня дорог по Апсуанскому сельскому поселению.

Автомобильная дорога по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа, внесена в перечень имущества казны под №1.

Таким образом, на основании положений законодательства автомобильная дорога по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа является муниципальным недвижимым имуществом, подлежит государственной регистрации и обособлению в казне муниципального образования Апсуанского сельского поселения с присвоением идентификационного номера.

Кроме того, часть 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля, в том числе, земли автодорог используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 49, 50, 51 Федеральною закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Проверкой Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры установлено, что право собственности Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на указанную дорогу в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о включении автодороги в реестр муниципального имущества, обособлению в казне муниципального образования Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики с присвоением идентификационного номера и отсутствии государственной регистрации права собственности на автодорогу может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц муниципального образования Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, незаконной передаче земельных участков являющихся частью автодороги третьим лицам, утрате указанных земельных участков.

Отсутствие зарегистрированного права собственности на автодорогу делает невозможным получение дохода от предоставления в пользование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и т.д. в полосе отвода и придорожной полосе автодороги.

Кроме того, несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности может привести к самозахвату и утрате земельных участков, являющихся составной частью автодороги и затруднит судебную защиту имущественных прав муниципального образования. Тем самым нарушается право на использование и охрану земель, как основу жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае на территории Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, закрепленное в Конституции Российской Федерации.

Помимо этого несвоевременное проведение государственной регистрации права собственности на автодорогу нарушает права граждан на использование данных земельных участков на праве аренды, для установки рекламных конструкций, объектов дорожного сервиса и т.д.

Кроме того, нарушены основы федеральной политики в области регулирования земельных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а также интересы Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования.

В отношении распоряжения муниципальным имуществом унифицированные права и обязанности установлены Гражданским кодексам Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу и об обязании администрации Апсуанского сельского поселения в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, в ауле Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившееся в не проведении государственной регистрации права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, незаконным.

Обязать администрацию Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение одного года после принятия судом решения произвести государственную регистрацию права собственности на автодорогу по улице Подгорная, протяженностью 1100 (одна тысяча сто) метров, аула Апсуа Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Ю.А. Косов