УИД 70RS0021-01-2022-000196-42
№ 2а-127/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Елисеевой Р.В., помощнике судьи /...../, с участием заместителя прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковского Е.В., в отсутствие представителя административного ответчика Администрации Тегульдетского района, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тегульдетского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка составления топливно-энергетических балансов на территории района, возложении обязанности утвердить в установленном порядке фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы на территории района на 2021 год, определить этапы и сроки составления прогнозного баланса,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился суд с административным иском к Администрации Тегульдетского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка составления топливно-энергетических балансов на территории района, возложении обязанности утвердить в установленном порядке фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы на территории района на 2021 год, определить этапы и сроки составления прогнозного баланса.
Как следует из административного искового заявления, по результатам проведенной прокуратурой Тегульдетского района проверки исполнения законодательства о газоснабжении и газификации выявлены нарушения действующего законодательства. В нарушение подп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 22 ст. 2, ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного приказом Минэнерго России от 29 октября 2021 № 1169, Администрацией Тегульдетского района фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы не утверждены.
С учетом изменений и уточнений прокурор Тегульдетского района Томской области просит признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского района, выразившееся в непринятии мер по утверждению порядка составления топливно-энергетических балансов на территории района за 2021 год, и возложить на Администрацию Тегульдетского района обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить в установленном законом порядке фактический топливно-энергетический баланс на территории района за 2021 г., определить этапы и сроки составления прогнозного баланса.
В судебном заседании заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Кулаковский Е.В. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Тегульдетского района ФИО1, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 г., в судебном заседании административные исковые требования прокурора Тегульдетского района Томской области признала в полном объеме, и пояснила, что в настоящее время фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы на территории района на 2021 год не утверждены.
Изучив доводы сторон, проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод.
Ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Тегульдетский район» к вопросам местного значения Тегульдетского района относится организация в границах Тегульдетского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Как следует из подп. 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Согласно подп. 22 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» топливно-энергетический баланс - документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов
В соответствии с п. 10 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определено, что развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Приказом Минэнерго России от 29 октября 2021 г. № 1169 утвержден Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (далее – Порядок).
В соответствии с п. п. 2, 4 указанного Порядка фактический и прогнозный топливно-энергетические балансы субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - фактический баланс, прогнозный баланс, баланс соответственно) содержат взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и их потребления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), устанавливают распределение ТЭР между системами снабжения ТЭР (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и иными системами снабжения ТЭР), потребителями (группами потребителей) ТЭР и определяют эффективность использования ТЭР. Баланс формируется в единых энергетических единицах - тоннах условного топлива (далее - т у.т.), в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля, равная 7000 ккал.
Пунктами 47 - 55 Порядка установлено, что составление фактического баланса осуществляется в несколько этапов. На первом этапе выполняется сбор данных из отчетов по формам федерального статистического наблюдения, указанным в пунктах 36 - 45 Порядка. На втором этапе выполняется определение расхода ТЭР на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам ТЭР.. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 46 Порядка, и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидких ТЭР, природного газа, прочих видов твердых ТЭР, электрической и тепловой энергии. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в баланс и проверка данных баланса. Составление фактического баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс. Этапы и сроки составления прогнозных балансов определяются субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) самостоятельно с учетом требований настоящего Порядка. Актуализация прогнозных балансов осуществляется не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в пять лет. Актуализация прогнозных балансов может осуществляться по требованию единого оператора газификации или регионального оператора газификации, реализующих межрегиональные или региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Действующий до 23 ноября 2021 г. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденный приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. № 600, предусматривал аналогичные этапы и срокам составления топливно-энергетических балансов.
Таким образом, вопросы, связанные составлением топливно-энергетического баланса, определения этапов и сроков составления прогнозного баланса, относятся к компетенции Администрации Тегульдетского района.
Судом установлено, что по результатам по результатам проведенной прокуратурой Тегульдетского района проверки исполнения законодательства о газоснабжении и газификации выявлены нарушения действующего законодательства. В нарушение подп. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 22 ст. 2, ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного приказом Минэнерго России от 29 октября 2021 № 1169, Администрацией Тегульдетского района фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы не утверждены.
В целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокурором Тегульдетского района Томской области 4 марта 2022 г. в адрес главы Тегульдетского района Томской области направлено представление об устранении нарушений законодательства о газоснабжении и газификации.
Из ответа главы Тегульдетского района на представление следует, что фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы находятся в разработке, будут утверждены до 1 октября 2022 г.
В судебное заседание ответчиком не представлено доказательств составления фактического топливно-энергетического баланса на территории района за 2021 г., определения этапов и сроков составления прогнозного баланса.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Администрацией Тегульдетского района фактический топливно-энергетический баланс за 2021 г. не составлен и не утвержден, этапы и сроки составления прогнозного баланса до настоящего времени не определены.
Вследствие бездействия административного ответчика не обеспечивается составление документа, на основании которого оценивается эффективность использования ресурсов и их распределение. Данные сведения необходимы в целях планирования деятельности органа местного самоуправления в рассматриваемой сфере для обеспечения, в том числе энергетической безопасности.
Нарушение административным ответчиком указанных требований законодательства влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на безопасную систему теплоснабжения, на бесперебойную поставку энергетических ресурсов, угрожают энергетической безопасности, препятствуют проведению надлежащей оценки эффективности использования ресурсов и их распределение.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, возложение обязанности на Администрацию Тегульдетского района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено только судебным решением.
Также суд полагает, что в данном случае требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
Административный ответчик административные исковые требования признал.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Как следует из части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание административным ответчиком административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Признание административного иска административным ответчиком подлежит принятию судом, так как не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что для реального исполнения решения суда, требуется время, исходя из целесообразности и разумности, суд считает необходимым определить административному ответчику срок для исполнения удовлетворенных исковых требований в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тегульдетского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка составления топливно-энергетических балансов на территории района, возложении обязанности утвердить в установленном порядке фактические и прогнозные топливно-энергетические балансы на территории района на 2021 год, определении этапов и сроков составления прогнозного баланса, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Тегульдетского района, выразившегося в непринятии мер по утверждению порядка составления топливно-энергетических балансов на территории района на 2021 год.
Возложить на Администрацию Тегульдетского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить в установленном законом порядке фактические топливно-энергетические балансы на территории района за 2021 г., определить этапы и сроки составления прогнозного баланса.
Об исполнении решения суда надлежит сообщить в Тегульдетский районный суд Томской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 04 октября 2022 года.
Председательствующий подпись А.В. Красов