Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:председательствующего судьи Подрейко С.В.,
при секретаре судебного заседания Толкуновой А.А.,
с участием административного истца Рычковой О.Н., представителя административного ответчика администрации Шебекинского городского округа Истратова А.В. (по доверенности), представителя административного ответчика МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» Купиной Н.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рычковой ФИО9 к администрации Шебекинского городского округа, МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» о признании незаконными решения межведомственной комиссии по отказу в признании граждан фактически проживающими в населенной пункте Шебекинского городского округа, о возложении обязанности,
установил:
Рычкова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Шебекинского городского округа, МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» о признании незаконными решения межведомственной комиссии по отказу в признании граждан фактически проживающими в населенной пункте Шебекинского городского округа, о возложении обязанности, с учетом изменения в ходе судебного разбирательства заявленных требований, просит признать незаконным решение от 03 августа 2023 года межведомственной комиссии по отказу Рычковой О.Н. в признании фактически проживающей в городе Шебекино по состоянию на 31 мая 2023 года; обязать административного ответчика вынести решение о подтверждении проживания Рычковой О.Н. в г.Шебекино по состоянию на 31 мая 2023 года с правом получения мер социальной поддержки согласно Постановлению Правительства Белгородской области от 08.06.2023; обязать административного ответчика выплатить единовременную выплату в сумме 50000 руб. и 10000 руб.
В обоснование требований сторона административного истца сослалась на то обстоятельство, что проживает по адресу: <адрес>, с 10 августа 2020 года. Зарегистрирована по адресу: <адрес>. С 01.11.2021 по 13.06.2023 работала в ООО «Белгородский бройлер» в должности <данные изъяты> «Нежегольское». В целях подтверждения фактического проживания в г.Шебекино 30.06.2023 обратилась с заявлением к главе администрации Шебекинского городского округа о подтверждении фактического проживания по состоянию на 31.05.2023. Ею были предоставлены все необходимые документы, указанные в приложении № 3, утвержденном постановлением администрации Шебекинского городского округа от 04.07.2023 № 753. Заявление установленной формы и необходимые документы были приняты сотрудниками УСЗН администрации Шебекинского городского округа. На ее вопрос о предоставлении дополнительных документов было сказано, что этих документов достаточно, и нужно ждать звонка по результатам рассмотрения заявления. При обращении 12.08.2023 в УСЗН ей была вручена выписка из протокола № 9 заседания межведомственной комиссии по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа от 03.08.2023, которая содержала информацию об отказе в подтверждении ее фактического проживания в г.Шебекино на 31.05.2023.
В судебном заседании Рычкова О.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что неоднократно к заявлению о подтверждении фактического проживания она предоставляла дополнительные документы. Ею были представлены выписка из ЕГРН, справка с места работы, из Шебекинской ЦРБ, из управляющей компании. При последнем обращении на приеме в УСЗН ей сказали, что документов достаточно, но впоследствии выдали отказ. Она работала в ООО «Белгородский бройлер», ОП «Нежегольское», расположенном <адрес>. График работы – 3 рабочих дня, 1 выходной. В течение мая 2023 года из-за постоянных обстрелов работали только по ночам. Из г.Шебекино она выехала утром 01.06.2023 года, прошла регистрацию в ПВР, проживала у знакомых. Комната в общежитии по адресу: <адрес>, не благоустроена, не пригодна для проживания.
Представители административных ответчиков администрации Шебекинского городского округа Истратов А.В., МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» Купина Н.В. возражали против удовлетворения иска. Указали, что решение от 03.08.2023 об отказе в признании граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа вынесено на основании представленных заявителем в межведомственную комиссию документов. 01.08.2023 в комиссию из документов, подтверждающих фактическое проживание, была представлена выписка из ЕГРН, акт комиссии. Ранее при обращениях Рычковой О.Н. представлялись справка из больницы, справка с места работы, но при последнем обращении эти документы приложены не были. В соответствии с постановлениями №312, 313 выплата денежных средств предусматривалась из областного бюджета, а по решениям межведомственной комиссии – из внебюджетных источников на основании Договора пожертвования от 14.07.2023, заключенного между Белгородским фондом поддержки регионального сотрудничества и развития и МБУСЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа». Денежные средства, поступившие в МБУСЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» для указанных целей полностью израсходованы, межведомственная комиссия по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа на данный момент уже расформирована и прекратила свою деятельность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства по предоставленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Белгородской области от 08.06.2023 N 312-пп "Об установлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции" установлены гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции, зарегистрированным по месту жительства на территории Белгородской области в населенных пунктах, подвергшихся или подвергающихся обстрелам, меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. Утвержден порядок предоставления единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции.
Постановлением Правительства Белгородской области от 08.06.2023 N 313-пп "Об установлении мер социальной поддержки в связи с частичной утратой имущества первой необходимости или невозможностью использования предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции" установлены гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции, зарегистрированным по месту жительства на территории Белгородской области в населенных пунктах, подвергшихся или подвергающихся обстрелам, меры социальной поддержки в виде единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости или невозможностью использования предметов первой необходимости в размере 50000 рублей. Утвержден порядок предоставления единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости или невозможностью использования предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции.
Город Шебекино Белгородской области находится в перечне населенных пунктов, граждане которых получают единовременную финансовую помощь в беззаявительном порядке.
Постановлением администрации Шебекинского городского округа от 04.07.2023 №753 в целях соблюдения равного обеспечения отдельной категории жителей Шебекинского городского округа в предоставлении мер социальной поддержки в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции создана межведомственная комиссия по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа, а также утверждено Положение о межведомственная комиссия по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа и Порядок подтверждения фактического проживания гражданина в населенном пункте Шебекинского городского округа.
В соответствии с п.5 Порядка подтверждения фактического проживания гражданина в населенном пункте Шебекинского городского округа обстоятельствами, которые могут подтвердить фактическое проживание на территории населенного пункта Шебекинского городского округа (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Шебекинского городского округа от 24.07.2023 № 804), являются:
1) посещение ребенком гражданина дошкольной образовательной или общеобразовательной организации, расположенной в населенном пункте Шебекинского городского округа;
2) нахождение гражданина, его (ее) супруга (супруги) на социальном обслуживании в органе социальной защите населения Шебекинского городского округа;
3) нахождение гражданина, его (ее) супруга (супруги), детей на медицинском обслуживании в медицинском учреждении, расположенном в населенном пункте Шебекинского городского округа;
4) наличие в собственности гражданина объекта недвижимости (жилого помещения, жилого дома), расположенного в населенном пункте Шебекинского городского округа;
5) фактическое проживание в населенном пункте Шебекинского городского округа сроком более 90 дней, подтвержденное территориальным органом администрации Шебекинского городского округа, под юрисдикцию которого подпадает населенный пункт, или организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом;
6) нахождение на воинском учете по месту жительства или по месту пребывания в населенном пункте Шебекинского городского округа;
7) сведения из ресурсоснабжающей организации об открытии в ней лицевого счета на имя гражданина.
В соответствии с п.7 Порядка гражданин при обращении к главе администрации Шебекинского городского округа для подтверждения фактического проживания представляет следующие документы:
1) заявление о подтверждении фактического проживания по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;
2) копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (страница 2-3, страница с регистрацией по месту жительства);
3) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 5 настоящего Порядка;
4) документ, подтверждающий обстоятельство, указанное в подпункте 1 пункта 8 настоящего Порядка;
5) документ, подтверждающий обстоятельство, указанное в подпункте 3 пункта 8 настоящего Порядка;
6) документ, подтверждающий обстоятельство, указанное в подпункте 4 пункта 8 настоящего Порядка;
7) копия решения суда, вступившего в законную силу.
Документами, указанными в настоящем подпункте являются: копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, на имя супруга (супруги) гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства. При предоставлении указанного в настоящем абзаце документа предоставляется копия свидетельства о заключении брака.
Согласно п. 8 указанного Порядка для принятия комиссией решения о подтверждении фактического проживания гражданина является одно из следующих оснований:
регистрация по месту пребывания в населенном пункте Шебекинского городского округа по состоянию на 31.05.2023 сроком не менее 1 года;
документальное подтверждение 3 (трех) обстоятельств из числа обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
фактическое проживание в населенном пункте Шебекинского городского округа по состоянию на 31 мая 2023 года, установленное участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Шебекинскому городскому округу;
фактическое проживание в населенном пункте Шебекинского городского округа по состоянию на 31 мая 2023 года, установленное судом.
проживание с 01.01.2023 в жилом помещении, расположенном в населенном пункте Шебекинского городского округа, на основании договора найма жилого помещения;
6) регистрация по месту жительства супруга (супруги) гражданина в населенном пункте Шебекинского городского округа, при условии, что брак между ними не расторгнут;
Пункт 8.1 Порядка гласит: «В случае подтверждения фактического проживания гражданина в населенном пункте Шебекинского городского округа, при наличии регистрации по месту жительства в другом месте, его дети, которые зарегистрированы по месту жительства в указанном месте, признаются фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа».
В силу п.9 Порядка основаниями для принятия комиссией решения об отказе в подтверждении фактического проживания гражданина являются:
не представление гражданином документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 7 настоящего Порядка;
не подтверждение гражданином 3 (трех) обстоятельств из числа обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
не представление гражданином документа, указанного в подпункте 4 пункта 7 настоящего Порядка;
не представление гражданином документа, указанного в подпункте 5 пункта 7 настоящего Порядка;
не представление гражданином документов, указанных в подпункте 6 пункта 7 настоящего Порядка;
не представление гражданином документов, указанных в подпункте 7 пункта 7 настоящего Порядка;
не представление гражданином документов, указанных в подпункте 8 пункта 7 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, Рычкова О.Н. трижды обращалась в межведомственную комиссию по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа.
Оспариваемым решением межведомственной комиссии по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа от 03.08.2023, оформленным протоколом заседания межведомственной комиссии № 9, заявителю отказано в подтверждении фактического проживания в Шебекинском городском округе.
Как следует из заявления Рычковой О.Н. от 01.08.2023, приложенных к нему документов, протокола заседания межведомственной комиссии № 9 от 03.08.2023, в межведомственную комиссию ею предоставлены следующие документы: копия паспорта; выписка из ЕГРН, подтверждающая принадлежность Рычковой О.Н. на праве собственности квартиры по адресу: <адрес><адрес>, акт и справка управляющей компании – ООО «Коммунальщик-Л» о проживании Рычковой О.Н. по указанному адресу с 2020 года.
При этом, к заявлениям от 16.06.2023 ею приобщались справка с места работы в ООО «Белгородский бройлер», ОП «Нежегольское» от 18.07.2023, и из Шебекинской ЦРБ от 18.07.2023, согласно которой Рычкова О.Н., проживающая по адресу: <адрес> наблюдается в ОГБУЗ «Шебекинская ЦРБ» с 2018 года.
Как следует из протокола, основаниям для принятия решения об отказе в подтверждении фактического проживания в Шебекинском городском округе является не предоставление полного поката документов.
Суд находит, что требования, указанные в п.п.2 п.8 Порядка Рычковой О.Н. полностью соблюдены. Ею представлены документы, подтверждающие: нахождение гражданина на медицинском обслуживании в медицинском учреждении, расположенном в населенном пункте Шебекинского городского округа; наличие в собственности гражданина объекта недвижимости (жилого помещения, жилого дома), расположенного в населенном пункте Шебекинского городского округа; фактическое проживание в населенном пункте Шебекинского городского округа сроком более 90 дней, подтвержденное организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
То обстоятельство, что указанные документы в совокупности не были приложены к последнему заявлению, не свидетельствуют о законности решения межведомственной комиссии, так как ранее документы предоставлялись в эту же комиссию. Из материалов дела не усматривается, что ранее Рычковой О.Н. при представлении части документов разъяснилась обязанность их повторного представления.
Факт проживания Рычковой О.Н. по адресу: <адрес>, на протяжении более двух лет подтвердили в судебном заседании и свидетели ФИО10., проживающий в этом же доме.
Оснований сомневаться в показаниях свидетелей у суда сомнений нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании решения межведомственной комиссии по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа от 03.08.2023 года об отказе Рычковой О.Н. в подтверждении фактического проживания в Шебекинском городском округе незаконным.
То обстоятельство, что межведомственная комиссия по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа прекратила свою работу, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из пояснений представителя МБУСЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Шебекинского городского округа» денежные средства, поступившие для социальных выплат, в настоящее время полностью израсходованы.
Как следует из п.4 постановления Правительства Белгородской области от 08.06.2023 N 312-пп "Об установлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции" и п.4 постановления Правительства Белгородской области от 08.06.2023 N 313-пп "Об установлении мер социальной поддержки в связи с частичной утратой имущества первой необходимости или невозможностью использования предметов первой необходимости гражданам, пострадавшим в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции" рекомендовано администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области определить уполномоченным органом по организации предоставления единовременной финансовой помощи в существующей структуре органов местного самоуправления орган, осуществляющий функции социальной защиты населения.
С учетом фактических обстоятельств дела, учитывая, что на администрацию Шебекинского городского округа возложена обязанность по определению уполномоченным органом по организации предоставления единовременной финансовой помощи в существующей структуре органов местного самоуправления орган, осуществляющий функции социальной защиты населения, а также с учетом того обстоятельства, что межведомственная комиссия по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа была создана на основании постановления Шебекинского городского округа, обязанность по выплате материальной и финансовой помощи следует возложить на администрацию Шебекинского городского округа Белгородской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Рычковой ФИО11 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии по признанию граждан фактически проживающими в населенном пункте Шебекинского городского округа от 03.08.2023 года об отказе в подтверждении фактического проживания в г.Шебекино Рычковой ФИО12.
Обязать администрацию Шебекинского городского округа произвести выплату Рычковой ФИО13, как лицу, пострадавшему в связи с обстрелами со стороны вооруженных формирований Украины в период проведения специальной военной операции, в размере 10000 руб. и единовременную финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости или невозможностью использования предметов первой необходимости в размере 50000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Подрейко С.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2023.