Дело № 2а-1283/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шали 24 августа 2016 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе судьи Зайнетдиновой М.Б.,
с участием прокурора г.Аргун ЧР Тамаева М.Ф.,
при секретаре Басхановой Ж.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора г.Аргун Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к мэрии <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,
установил:
Прокурор г.Аргун ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к мэрии <адрес> о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления мэрией <адрес> требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной детальности, по результатам которой в деятельности мэрии <адрес> (далее - Администрация) выявлены нарушения закона, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон.1 № 257-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся:
- установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Федеральным законом № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены полномочия по установлению порядка ремонта автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 18); порядка предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа и в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях; выдача разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования в границах городского округа; выдача разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения (п. 4 ч. 3 ст. 16); порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения (ч. 5 ст. 25), а также порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог местного значения (ч. 9 ст. 26).
Частью 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Соответственно, указанные дороги в силу закона находятся в собственности <адрес> и полномочия в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа реализуются Администрацией.
Между тем вопреки требованиям вышеуказанным норм закона мэрией <адрес> правовые акты, устанавливающие:
- методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
- порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
- порядок ремонта автомобильных дорог местного значения;
- порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах сельских поселений района и в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях; выдачи разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования в границах сельских поселений; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения;
- порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог местного значения;
- нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения до настоящего времени не приняты.
Неисполнение приведенных выше норм законодательства исключает возможность выполнения мероприятий по их ремонту, реконструкции и содержанию, в том числе в зимних условиях, что является одним из причин наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, участвующих в дорожном движении и их имуществу (транспортным средства.)
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее административное исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика мэрии <адрес> в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении представитель мэрии <адрес> требования прокурора признал полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст.194 Кодекса административного судопроизводства РФ, ему известны и понятны. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика мэрии <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Чеченской Республики.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд находит заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела по существу в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд считает, что признание мэрией <адрес> требований прокурора, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц и поэтому суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем требования прокурора г.Аргун в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии <адрес> незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным бездействие мэрии <адрес> выразившееся в непринятии правовых актов, устанавливающих:
- утверждение схемы дислокации дорожных знаков и дорожной
разметки автомобильных дорог местного значения на территории <адрес>.
- методику расчета и максимального размера платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего
пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных
дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами),
расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного
значения;
- порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения:
- порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
- порядок ремонта автомобильных дорог местного значения;
- порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений
на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах сельских поселений района и в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования в границах сельских поселений; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения;
- порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог местного значения;
- нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Обязать мэрию <адрес> разработать и принять правовые акты, определяющие:
- утверждение схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки автомобильных дорог местного значения на территории <адрес>.
- методику расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
- порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
- порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
- порядок ремонта автомобильных дорог местного значения;
- порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования местного значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах сельских поселений района и в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях; выдаче разрешений на строительство в
случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах
полосы отвода автомобильной дороги общего пользования в границах сельских
поселений; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на
ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам
общего пользования местного значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения;
- порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог местного значения;
- нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня вынесения.
Судья (подпись) М.Б. Зайнетдинова
Копия верна
Судья М.Б. Зайнетдинова