УИД: 59RS0004-01-2022-000592-30
Дело № 2а-1284/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2022 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Фоминой В.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Перми Главному управлению МЧС России по Пермскому краю, начальнику отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 о признании отказа незаконным,
установил:
Администрация г. Перми обратилась в суд с административным иском к ГУ МЧС России по Пермскому краю, начальнику отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3, просит признать незаконным отказ в рассмотрении жалобы на результаты контрольного (надзорного) мероприятия под номером 592101224201, изложенный в письмах начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 от 23.12.2021 № ИВ-168-4-10856 и от 24.12.2021 №ДОК-249.
В обоснование своих требований указала, что на основании письменного распоряжения начальника 1 ОНПР по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО7. от 13.10.2021 № 995 в период с 25 октября 2021 года по 19 ноября 2021 года должностными лицами 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка администрации города Перми с целью контроля за соблюдением требований в области пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки администрации г. Перми выданы акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 19.11.2021 № 995 и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара № 995/1/1. Жалоба направлена 02.12.2021 в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также представлена 03.12.2021 непосредственно в Главное управление МЧС России по Пермскому краю на бумажном носителе. Письмами начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 от 23.12.2021 № ИВ-168-4-10856 и от 24.12.2021 № ДОК-249 в рассмотрении жалобы отказано, мотивировав отсутствием правового регулирования порядка обжалования в досудебном порядке предписаний, выданных органам местного самоуправления, предложено обжаловать решения должностных лиц Главного управления МЧС России по Пермскому краю в судебном порядке. ФИО3 сделан вывод, о том, что положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при обжаловании результатов проверок, проведенных в отношений органов местного самоуправления, не применяются. Должностное лицо, принявшее решение об отказе в рассмотрении жалобы – ФИО3, не является уполномоченным лицом для рассмотрения жалобы. Отказывая в рассмотрении жалобы в досудебном порядке по причине отсутствия правового регулирования данного вопроса, административные ответчики ставят под сомнение законность применения должностными лицами Главного управления МЧС России по Пермскому краю Положения о пожарном надзоре при проведении проверки. Пунктом 57 Положения о пожарном надзоре предусмотрено, что жалоба на решение органа государственного пожарного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Государственного пожарного надзора либо вышестоящим органом государственного пожарного надзора. Таким образом, администрация города Перми вправе обратиться с жалобой на предписание, вынесенное должностными лицами 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю в Главное управление МЧС России по Пермскому краю в досудебном порядке, а вышестоящее должностное лицо ГУ МЧС России по Пермскому краю обязано рассмотреть жалобу по существу.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 51-53).
Административный ответчик - начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 о месте и времени рассмотрения дела извещался судом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения начальника 1 ОНПР по г. Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 13.10.2021 года № 995 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации г.Перми с целью контроля исполнения пунктов предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 27.09.2019 года № 124/1/1, от 16.11.2020 года № 24/1/1. Срок проведения проверки установлен с 25.10.2021 по 19.11.2021 (л.д. 54-56).
Согласно пункту 9 Распоряжения правовыми основаниями проведения проверки явились статьи 6, 6.1, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», часть 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 1,2 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.11.2021 года № 995 (л.д. 57-59).
По результатам вышеуказанной проверки 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю в адрес администрации г.Перми вынесено предписание № 995/1/1 (л.д. 60-62), в котором указано об устранении нарушений требования пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки.
20.12.2021 года администрацией г. Перми в ГУ МЧС России по Пермскому краю подана жалоба на акт проверки № 995 от 19.11.2021 года и предписание № 995/1/1 (л.д. 18-20, 21).
23.12.2021, 24.12.2021 года начальником отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 даны ответы, что рассмотреть обращение в досудебном порядке обжалования принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решения и (или) действий должностных лиц органов ГПН не представляется возможным. Предложено обжаловать решение должностных лиц ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном порядке (л.д. 22-23).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок организации контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определен статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 70 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, который предусматривал досудебное оспаривание (обжалование) решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Приказом МЧС России от 09.06.2021 N 372 "О признании утратившим силу приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2021 N 64079), данный документ признан утратившим силу, в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Согласно ст. 39 Федерального закона № 248-ФЗ, правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 248-ФЗ, жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 40).
Таким образом, положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено право контролируемого лица на досудебное обжалование актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
Согласно ст. 42 Федерального закона № 248-ФЗ, уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 настоящего Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Из совокупного анализа указанных положений нормативных правовых актов следует, что у административного ответчика не было правовых оснований для отказа в рассмотрении жалобы администрации г. Перми в досудебном порядке по причине отсутствия правового регулирования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа в рассмотрении жалобы на результаты контрольного (надзорного) мероприятия изложенный в письмах начальника отдела организаций надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной Деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 от 23.12.2021 № ИВ-168-4-10856 и от 24.12.2021 №ДОК-249.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть жалобу администрации города Перми от 02.12.2021 года на акт проверки от 19.11.2021 года № 955 и предписание № 955/1/, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика необходимо возложить обязанность сообщить администрации г. Перми и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
ответы начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО3 о невозможности рассмотрения жалобы администрации г. Перми в досудебном порядке обжалования принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействий должностных лиц органов государственного пожарного надзора, изложенные в письме № ИВ-168-4-10856 от 23.12.2021 года и в письме № ДОК-249 от 24.12.2021 года – признать незаконными.
Возложить на Главное управление МЧС России по Пермскому краю обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть жалобу администрации города Перми от 02.12.2021 года на акт проверки от 19.11.2021 года № 955 и предписание № 955/1/, в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем сообщить административному истцу и суду.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2022 года.
Подлинник документа находится в деле № 2а-1284/2022
в Ленинском районном суде г. Перми.