ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1285/18 от 18.10.2018 Изобильненского районного суда (Ставропольский край)

дело № 2а-1285/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 г. г.Изобильный

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Сивцева С.А.,

при секретаре судебного заседания Тимонове С.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края об обязании Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского краявыдать справкуо сдаче жилого помещения, ранее представленного ФИО1 во временное пользование,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился административный истец ФИО1 с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края с требованиями: обязать Администрацию <...>, <...>, выдать справку о сдаче жилого помещения находящегося по адресу <адрес> ранее предоставленного ему во временное пользование; признать законными действия Администрации города Изобильный по передаче жилой площади по адресу: <адрес> членам семьи административного истца в собственность на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, ввиду отсутствия самостоятельного права обеспечения жилым помещением от Министерства обороны РФ в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В ходе рассмотрения дела административным истцом ФИО1 было представлено заявление, в котором он отказался от требования признать законными действия Администрации города Изобильный по передаче жилой площади по адресу: <адрес>, членам семьи административного истца в собственность на общих основаниях в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, ввиду отсутствия самостоятельного права обеспечения жилым помещением от Министерства обороны РФ в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Требования в иске мотивированы тем, что административный истец в период с июля 1992 по 14 марта 1997 находился на военной службе в Министерстве обороны РФ и принимал участие в строительстве жилых домов в городе Изобильном.

В связи с тем, что юридически значимым является установление факта получения военнослужащим в период прохождения военной службы жилого помещения (в собственность или пользование), предоставленного за счет средств федерального бюджета РФ, и получения справки о сдаче жилого помещения в марте 2018 года ФИО1 обратился в Администрацию города Изобильного. 05 июня 2018 года получен отказ.

В 1993 году на состав семьи из двух человек по неустановленным нормам муниципальным образованием Администрации города Изобильный на период строительства жилых домов выдана во временное пользование жилая площадь (однокомнатная квартира) по адресу: <адрес>.

Статус жилого помещения административному истцу неизвестен. Договорных отношений с муниципальным органом <адрес> или с Министерством обороны РФ у ФИО1 не было.

В связи с увольнением из Министерства обороны РФ 14 марта 1997 года и переездом в другой город на новое место службы в ином органе, вышеуказанное жилое помещение ФИО1 освободил и прекратил пользоваться. Супруга и дочь остались проживать вадресе. Собственником спорного жилого помещения ФИО1 не являлся. На регистрационном учете по месту пользования жилым помещением по адресу <адрес>, ФИО1 не состоял. Согласно действовавшего законодательства, правом выселения иных лиц и равными правами с нанимателем жилья он не обладал. В приватизации жилого помещения не участвовал.

Супруга административного истца самостоятельно изъявила желание оставить жилое помещение в собственность и обратилась с заявлением в Администрацию города Изобильного. На основании ст.7 и ст.8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Администрация осуществила передачу спорной квартиры супруге по договору от 14.05.1997 года (в приложении).

Сведения о выдаче административному истцу жилой площади в 1993 году в собственность в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих» в Администрации города Изобильный и в Министерстве обороны РФ отсутствуют.

На жилищном учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в Министерстве обороны РФ ФИО1 не состоял.

Согласно документа Администрации города Изобильный от 5 июня 2018 года ордер на вселение отсутствует, что не позволяет выявить содержащиеся в нём отметки «служебное» или «постоянное», таким образом выявить статус жилого помещения не представилось возможным.

Согласно документа приложению к постановлению главы г.Изобильного Изобильненского района от 16.06.1997 , собственником жилого помещения значится ФИО4, чем подтверждено документом прокуратуры города Изобильный.

Согласно документа-описания от 07.09.2007 года, сведений о владении объекта недвижимости на правах собственности за административным истцом не зарегистрировано.

Как следует из справки от 17 февраля 2017 года, сведения о зарегистрированных правах административного истца не зарегистрированы, право на приватизацию им не использовано.

В соответствии с документом Администрации города Изобильный от 25.08.2017 г., сведения о наличии разрешения административного истца или согласия на приватизацию жилой площади, отсутствуют.

Согласно дела правоустанавливающих документов Министерства экономического развития РФ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Изобильненского района, данные о владении объектом недвижимости находящегося по адресу: <адрес>, на его правах собственности или о передаче в пользование Министерству обороны РФ отсутствуют.

Согласно документа Министерства обороны РФ от 06.02.2017 г. жилое помещение в пользование Министерству обороны РФ не передавалось.

Поэтому, ввиду отсутствия правовых оснований выдавать жилую площадь в собственность в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих» и отсутствием договорных отношений с муниципальным органом с указанием порядка сдачи жилого помещения после убытия ФИО1 из города Изобильного, жилая площадь оставлена Администрации города Изобильный для последующего инвентаризационного учёта. А поскольку статус жилого помещения административному истцу неизвестен до сих пор, справку о сдаче жилого помещения он не требовал и полагал, что эту справку военнослужащие получают в КЭЧ войсковой части Минобороны РФ.

Однако Министерство обороны РФ справку о сдаче жилого помещения предусмотренной приложением № 10 к Инструкции утвержденной приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года предоставить ФИО1 не смогло ввиду отсутствия спорной жилой площади на бюджетном учёте в Министерстве обороны РФ и самого жилищного учёта в Министерстве обороны РФ.

Так как для жилищного учёта административный истец должен предоставить справку об освобождении жилого помещения за период пользования спорным жильём в городе Изобильном в жилищную комиссию для принятия соответствующего решения, полагает, что обратился за справкой в Администрацию города Изобильный правомерно. Просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, с учетом заявления об исключении второго пункта, по изложенным в административном иске основаниям, настаивал на его удовлетворении. Указал, что администрация города Изобильного указано в резолютивной части искового заявления ошибочно, иск он предъявил к Администрации Изобильненского городского округа и требования относятся именнок Администрации Изобильненского городского округа.

Представитель административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что административный истец привлекает в качестве административного ответчика администрацию Изобильненского городского округа, а требования предъявляет к Администрации города Изобильного, что делает невозможным удовлетворение административного иска.

В связи с тем, что административный истец не требует признать действия Администрации г.Изобильного незаконными, считает, что данное требование не подлежащим удовлетворению в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ, который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Выдать запрашиваемую справку о сдаче жилого помещения, указанного в административном иске, не представляется возможным, так как фактически ранее выданное помещение административным истцом не сдавалось.

Согласно Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ от 12.07.2011 года № 1133, справка о сдаче жилого помещения (далее именуется - справка) является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее -военнослужащий), и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.

Оформление справки осуществляется уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) и специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) в течение 5 рабочих дней с даты поступлениядокументов, подтверждающих фактическое освобождение жилого помещения, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции.

Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, за которыми на праве оперативного управления закреплены жилые помещения, либо лица, действующие по их доверенностям, после сдачи жилого помещения военнослужащим в двухдневный срок направляют сведения о сдаче жилого помещения в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.

Исходя из вышеизложенного, администрация г.Изобильного и администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края не уполномочены выдавать справки о сдаче жилого помещения.

Суд, выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц.

Формы и порядок реализации военнослужащими права на жилище установлены статьей 15 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из анализа положений названной статьи следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в нормах данного Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.

В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждены Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений.

Согласно пункту 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложение 10 к настоящей Инструкции.

Пунктом 18 той же Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 указанной Инструкции.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 1133 утверждена Инструкция об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы.

Согласно пункту 1 названной Инструкции справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость и устанавливает порядок сдачи ранее занимаемого военнослужащим жилого помещения в целях последующего обеспечения жильем, в том числе по избранному месту жительства.

По делу установлено, что в 1993 году административному истцу ФИО1, проходившему на тот момент службу в Министерстве обороны РФ, и членам его семьи была выделена во временное пользование <адрес> края. Этот факт подтверждается архивной выпиской из постановления главы <адрес> от 08.07.1993 «О выдаче ордеров в доме по <адрес>», в котором в списке окружной жилищной комиссии под номером 1.47 указано «на <адрес> из одной комнаты, жил пл. 17,2 кв.м., ФИО1, состав семьи - 2 человека, жена - ФИО2».

Как указывает административный истец ФИО1, 14 марта 1997 года в связи с увольнением из Министерства обороны РФ и переездом в другой город на новое место службы в ином органе, вышеуказанное жилое помещение он освободил и прекратил им пользоваться. Его супруга и дочь остались проживать в квартире.

Согласно договора передачи жилой площади от 14.05.1997, квартира по адресу: <адрес>, была переданаАдминистрацией города Изобильного в общедолевую собственность ФИО2 и несовершеннолетней ФИО5 в равных долях (по 1/2 доли каждой)в порядке приватизации. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.

Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 (далее - Инструкция) справка о сдаче жилого помещения выдается после фактического освобождения жилого помещения и снятия с регистрационного учета всех членов семьи.

Факт приватизации квартиры в собственность супруги и дочери административного истца и их дальнейшее проживание в данной квартире свидетельствует о том, что при изменении места военной службы занимаемое жилое помещение не было сдано военнослужащим в установленном порядке, соответственно основания для выдачи справки о сдаче этого жилого помещения у административного ответчика отсутствовали.

Утверждение административного истца об обратном, основанное на неверном толковании норм действующего законодательства.

Установленный законом порядок сдачи жилого помещения военнослужащим каких-либо исключений не содержит.

О сдаче жилого помещения свидетельствует его фактическое освобождение не только военнослужащим, но и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.

В данном случае жилое помещение было освобождено только военнослужащим.

Ссылки административного истца ФИО1 на то, что отсутствие справки о сдаче жилья по прежнему месту военной службы лишает административного истца и членов его семьи права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований. При отсутствии факта сдачи жилого помещения требуемая административным истцом справка выдана быть не может.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-176, ст.180, ст.219 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления администратвому истцу ФИО1 об обязании Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края выдать справку о сдаче жилого помещения,расположенного по адресу: <адрес>, ранее предоставленного ФИО1 во временное пользование, - отказать.

Решение может быть обжаловано в административную судебную коллегию Ставропольского краевого суда в течение месяца через Изобильненский районный суд Ставропольского края.

председательствующий судья С.А. Сивцев