ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1286/20 от 20.08.2020 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-1286/2020

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 августа 2020 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Федько Н.В.,

при секретаре Гольтяпиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело №2а-1286/2020 по административному иску Жукова Александра Васильевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы о признании незаконными требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,

установил:

Жуков А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что в период с февраля по май 2019 года Инспекция ФНС №5837 по Первомайскому району г. Пензы предъявила ему требования от 04.02.2019 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 30556 руб. 81 коп. и пени в сумме 197 руб. 35 коп. и требование от 15.05.2019 №14730 об уплате страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование по состоянию на 15.05.2019 в сумме 9965 руб. 45 коп. и пени в сумме 51 руб. 49 коп. Требования получены им в октябре 2019 года, именно тогда ему стало известно о нарушении его прав. С указанными требованиями он не согласен, считает, что они являются незаконными, не подтверждаются документами, основания для взыскания страховых взносов с него отсутствуют.

Он имел намерение работать арбитражным управляющим, вступил в СРО арбитражных управляющих г. Самары, но в декабре 2017 года случился ..., в январе 2018 года ..., в апреле 2018 года .... С июня 2018 года он является ..., и ни о какой работе арбитражным управляющим речи не идет. В ИФНС по Первомайскому району г. Пензы в качестве индивидуального предпринимателя с видом деятельности арбитражный управляющий он не регистрировался, заявления о постановке на учет не подавал. Также он не был назначен ни в одну организацию в качестве арбитражного управляющего и денежного вознаграждения не получал.

С жалобой на действия ИФНС по Первомайскому району он обращался в Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, с решением которого не согласен. По смыслу ст. 85 Налогового кодекса РФ ИФНС России по Пензенской области начислять взносы должны следующим категориям: арбитражным управляющим, занимающимся частной практикой; арбитражным управляющим, только внесенным в сводный реестр саморегулируемых организаций; арбитражным управляющим, исключенным из сводного реестра; арбитражным управляющим, прекратившим свою деятельность. В соответствии со ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица, поданного в соответствии с п.п. 6, 7 или 7.2 ст. 83 НК РФ, в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в этот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет. Заявление о постановке на учет он не подавал, свидетельство о постановке на налоговый учет не получал. На ИФНС Первомайского района г. Пензы в соответствии с письмом ФНС МФ РФ №СА-4-7/18776@ от 20.09.2017 возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет, однако таких доказательств в ответах ИФНС он не получил.

С данным требованием он обращался в Арбитражный суд Пензенской области, однако заявление было оставлено без движения, поскольку статус индивидуального предпринимателя он утратил 16.04.2008.

Просил признать недействительным требование №3082 от 04.02.2019 по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 30556 руб. 81 коп. и пени в сумме 197 руб. 35 коп. и требование от 15.05.2019 №14730 об уплате страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование по состоянию на 15.05.2019 в сумме 9965 руб. 45 коп. и пени в сумме 51 руб. 49 коп.

Административный истец Жуков А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ИФНС по Первомайскому району г. Пензы Мерзликина И.Н., действующая на основании доверенности от 04.10.2019 №03-11/13092, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что в период с 22.01.2018 по 09.04.2019 Жуков А.В. являлся арбитражным управляющим, состоял на налоговом учете. Обязанность по уплате страховых взносов возникает у арбитражного управляющего с момента внесения в сводный государственный реестр арбитражных управляющих и заканчивается моментом исключения сведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих. Сумма страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, подлежащая уплате за период с 22.01.2018 по 31.12.2018, составила 25046, 49 руб. соответственно, исходя из следующего расчета: (25046, 49 руб. (фиксированный размер страховых взносов) /12 мес.)х 11 мес. + (26545/12 мес.) х10/31. Сумма страховых взносов на ОМС за данный период составила 5510,32 руб., исходя из расчета – (5840 руб. (фиксированный размер страховых взносов на ОМС) /12 мес.) х 11 мес. + (5840/12)х10/31. Сумма страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, подлежащая уплате за период с 01.01.2019 по 09.04.2019, составила 8072, 35 руб., исходя из расчета (29354/12 мес.)х3 мес.+(29354/12)х9/30. Сумма страховых взносов на ОМС, подлежащая уплате за указанный период, составила 1893, 10 руб. соответственно, исходя из расчета (6884/12)х3 мес. +(6884/12)х9/30. В связи с неуплатой в добровольном порядке страховых взносов в адрес Жукова А.В. ИФНС по Первомайскому району г. Пензы были направлены требования от 04.02.2019 №3082 об уплате страховых взносов за 2018 год и от 15.05.2019 №14730 об уплате страховых взносов за 2019 год. Срок направления требований, предусмотренный ст. 70 НК РФ, нарушен не был. Налоговый кодекс не предусматривает такого основания для освобождения от уплаты страховых взносов в отношении арбитражных управляющих как неполучение дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего. Страховые взносы рассчитывается в фиксированном размере и их размер не зависит от того, получался ли арбитражным управляющим доход или нет.

Представитель заинтересованного лица – УФНС России по Пензенской области, привлеченного к участию в деле определением суда от 11.08.2020, Пономарев Р.Я., действующий на основании доверенности от 04.03.2020 №05-31/02964, представивший диплом о высшем юридическом образовании, возражал против исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Федерального закона орган по контролю (надзору) включает сведения об арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, имеющий информационный характер, и ведет сводный государственный реестр арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно пункту 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В судебном заседании установлено, что Жуков А.В. являлся арбитражным управляющим, членом САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих», с 22.01.2018 по 09.04.2019 состоял на учете в ИФНС по Первомайскому району г. Пензы в качестве арбитражного управляющего, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.

В соответствии с п.п. 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ арбитражные управляющие являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В силу пункта 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

Согласно расчету ИФНС по Первомайскому району г. Пензы сумма страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере, подлежащая уплате Жуковым А.В. за период с 22.01.2018 по 31.12.2018 составила 25046,49 руб. и 5510, 32 руб. соответственно (срок уплаты 09.01.2019). Сумма страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере, подлежащая уплате за период с 01.01.2019 по 09.04.2019 составила 8072,35 руб. и 1893,10 руб. соответственно (срок уплаты 24.04.2019 в соответствии с положениями п. 5 ст. 432 НК РФ). Расчет страховых взносов является верным.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункты 1 и 4 статьи 69 НК РФ),

Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В связи с неоплатой административным истцом в добровольном порядке страховых взносов ИФНС по Первомайскому району г. Пензы в адрес Жукова А.В. было направлено требование №3082 о необходимости оплатить имеющуюся на 04.02.2019 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере в размере в сумме 30556 руб. 81 коп. и пени 197 руб. 35 коп. (л.д. 9).

Также ИФНС по Первомайскому району г. Пензы в адрес Жукова А.В. было направлено требование №14730 о необходимости оплатить имеющуюся на 15.05.2019 задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 9965 руб. 45 коп. и пени 51 руб. 49 коп. (л.д. 10).

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Оспариваемые требования направлены административным ответчиком в срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ, поскольку требованием от 04.02.2019 №3082 Жукову А.В. предлагалось оплатить недоимку по страховым взносам за 2018 года по сроку уплаты 09.01.2019, требованием от 15.05.2019 №14730 предлагалось оплатить недоимку по страховых взносам за 2019 год по сроку уплаты до 24.04.2019. Добровольно Жуковым А.В. обязанность по уплате страховых взносов исполнена не была.

Мировым судьей судебного участка №2 Первомайского района г. Пензы на основании заявлений ИФНС по Первомайскому району г. Пензы вынесены судебные приказы №2а-524 от 08.05.2019 и №2а-2285 от 26.12.2019 о взыскании, в том числе, страховых взносов на ОПС и ОМС за 2018, 2019 г.г.

Решением №06-09/33 от 28.04.2020 Управления ФНС России по Пензенской области от 28.04.2020 жалоба Жукова А.В. на действия должностных лиц ИФНС по Первомайскому району г. Пензы, выразившиеся в начислении страховых взносов на 2018-2019 годы, в направлении требований об уплате страховых взносов от 04.02.2019 №3082, от 15.05.2020 №14730, в ненаправлении уведомления о постановке на налоговый учет в качестве арбитражного управляющего удовлетворены частично (л.д. 19). Признаны незаконными действия должностных лиц ИФНС по Первомайскому району г. Пензы, выразившиеся в ненаправлении уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе №430293281 от 08.02.2018 (л.д. 18 об.-19).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд считает, что в связи с регистрацией в качестве арбитражного управляющего у Жукова А.В. возникла обязанность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС. Данная обязанность Жуковым А.В. добровольно исполнена не была, ИФНС по Первомайскому району г. Пензы с соблюдением ст. 70 НК РФ обоснованно выставлены требования об уплате страховых взносов в размере пропорционально периоду регистрации в качестве арбитражного управляющего. Размер страховых взносов, начисленных Жукову А.В. административным ответчиком, является верным. Нарушений прав административного истца действиями административного ответчика не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Доводы Жукова А.В. о том, что он не должен уплачивать страховые взносы, поскольку фактически деятельность в качестве арбитражного управляющего не осуществлял, денежного вознаграждения не получал, с июня 2018 года является ..., основаны на неверном толковании норм налогового законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Согласно п. 7 ст. 430 НК РФ данные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии предоставления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Таким образом, закон предусматривает исчерпывающий перечень случаев, в которых плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС: периоды прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др., а также в отношении адвокатов в случае приостановления статуса адвоката. При условии предоставления подтверждающих документов в налоговый орган.

В остальных случаях уплата страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Статьей 430 НК РФ предусмотрено, что периодом осуществления деятельности для арбитражного управляющего признается период с момента внесения сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих по момент исключения сведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих.

В период с 22.01.2018 по 09.04.2019 Жуков А.В. являлся арбитражным управляющим, что не оспаривал административный истец в судебном заседании, был поставлен на учет в налоговом органе и в этот период он обязан был уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС.

Основанием для уплаты страховых взносов является сам факт регистрации в качестве арбитражного управляющего. Законодателем обязанность по уплате страховых взносов в отношении арбитражных управляющих не поставлена в зависимость от получения дохода от данной деятельности, в связи с чем доводы административного истца о том, что его кандидатура не представлялась для утверждения в качестве арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства правового значения не имеют.

Утверждение административного истца о том, что уведомление о постановке на налоговый учет он не получал, не освобождает Жукова А.В. от уплаты страховых взносов, так как, регистрируясь в качестве арбитражного управляющего, он должен был знать об обязанности уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС.

Поскольку со стороны административного ответчика отсутствуют какие-либо нарушения при выставлении требования №3082 от 04.02.2019 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 30556 руб. 81 коп. и пени в сумме 197 руб. 35 коп. и требования №14730 от 15.05.2019 об уплате страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование по состоянию на 15.05.2019 в сумме 9965 руб. 45 коп. и пени в сумме 51 руб. 49 коп., оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск Жукова Александра Васильевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы о признании незаконными требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25.08.2020.

Судья:

...

...

...

...

...