Дело Уа-2570/2017
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Х 03 мая 2017 года
Октябрьский районный суд Х в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при секретаре А2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску А1 к Управлению Росреестра по Х о признании незаконным отказа от 00.00.0000 года в государственной регистрации права собственности на подпорную стену, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
А1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Х от 00.00.0000 года об отказе в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности. Мотивировал свои требования тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером У, который предоставлен для строительства объекта благоустройства (подпорной стенки). Администрацией Х ему было отказано в выдаче разрешения на строительства объекта вспомогательного использования по основаниям, предусмотренным ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. В 2016 года А1 как арендатором земельного участка на земельном участке была возведена подпорная стена общей площадью 570 кв.м., за регистрацией права собственности в упрощенном порядке на которую истец обратился в Управление Росреестра по Х. Обжалуемым решением от 00.00.0000 года истцу отказано в государственной регистрации права собственности на объект как не относящийся к объектам капитального строительства. А1 указывает, что им возведен объект капитального строительства, в связи с чем право на него подлежит государственной регистрации. Истец полагает, что принятое ответчиком решение незаконно, поскольку в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» им был предоставлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на подпорную стенку. С учетом изложенного, истец просит суд признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Х от 00.00.0000 года об отказе в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости; возложить на Управление Росреестра по Х обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, а именно сооружение – подпорную стенку, общей площадью 570 кв.м., на основании заявления от 00.00.0000 года и представленных документов.
Административный истец А1 в судебное заседание не явился. извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы А3
Представитель административного истца А3, действующий на основании доверенности от 00.00.0000 года (л.д. 21, 24), в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, настаивал на удовлетворении.
Представитель административного ответчика А4, действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года (л.д. 47), в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно письму Департамента градостроительства администрации Х на основании представленной заявителем проектной документации (пояснительной записке раздел У «Сведения о функциональном назначении объекта строительства») сооружение, за регистрацией права собственности на которое обратился А1, является вспомогательным объектом и служит для обеспечения эксплуатационной надежности объекта, расположенного по адресу: Х «Г», стр. 1, является объектом благоустройства. Кроме этого, в письме указано, что заявленный объект «подпорная стена» не относится к объектам капитального строительства.
Заинтересованные лица Департамент градостроительства администрации Х и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Как следует из материалов дела, в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Х00.00.0000 года обратился представитель А1 – А5 с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение – подпорную стенку, расположенное по адресу: Х, южнее земельного участка по Х «Г», строение 1, стр. 2.
В качестве документа, подтверждающего факт создания объекта, представил декларацию об объекте недвижимого имущества от 00.00.0000 года, согласно которой заявленное на государственную регистрацию сооружение – подпорная стенка, расположено на земельном участке с кадастровым номером У, переданным А1 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Х в аренду по договору У от 00.00.0000 года (л.д. 215-221) для строительства объектов благоустройства (строительства подпорной стенки). Согласно декларации подпорная стенка возведена в 2016 году, имеет общую площадь 570 кв.м.
Кроме этого, на государственную регистрацию представлено письмо Департамента градостроительства № Б-1407-ек от 00.00.0000 года, в котором отражено, что на основании пояснительной записки раздела У проектной документации «Сведения о функциональном назначении объекта строительства» подпорная стена является вспомогательным объектом и служит для обеспечения эксплуатационной надежности объекта, расположенного по адресу: Х «Г», стр. 1, является объектом благоустройства, то есть не относится к объектам капитального строительства.
В силу ч. 3 ст. 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ от 00.00.0000 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Абзацем 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 00.00.0000 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривалось, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 00.00.0000 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её про ведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусматривалось, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Указанные документы должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
В силу ч. 1 ст. 13 государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
На стадии правовой экспертизы документов установлено, что в соответствии с указанным выше письмом Департамента градостроительства № У от 00.00.0000 года, подпорная стена, за регистрацией права на которую обратился А1 является объектом благоустройства, вспомогательным объектом, служит для обеспечения эксплуатационной надежности объекта, расположенного по адресу: Х «Г», стр. 1, и не относится к объектам капитального строительства.
00.00.0000 годаА1 было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что сооружение – подпорная стена не обладает качествами самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на подпорную стену не подлежит государственной регистрации независимо от физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь сооружения с земельным участком. Кроме этого, в уведомлении указано, что срок государственной регистрации истекает 00.00.0000 года и если до окончания срока государственной регистрации не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации, то государственный регистратор будет обязан отказать в регистрации по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
В установленный государственным регистратором срок причины, препятствующие государственной регистрации права, А1 устранены не были, последнему на основании абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона о регистрации было отказано в государственной регистрации права собственности на подпорную стену.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности отказа А1 в государственной регистрации права собственности на подпорную стену, поскольку подпорная стена является неотъемлемой частью здания (домовладения) по адресу: Х «Г», стр. 1 как объект благоустройства, создана для обслуживания основного объекта (домовладения), в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения, выдача разрешения на строительство которого не требуется и который следует судьбе основного объекта.
Доводы представителя административного истца о том, что возведенная подпорная стена обладает признаками объекта капитального строительства, поскольку имеет фундамент, неразрывно связана с землей, её перемещение без несоразмерного ущерба земельному участку невозможно, не имеют правового значения по существу рассматриваемого спора, поскольку подпорная стена в силу приведенных выше норм ст. 135 ГК РФ и п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного использования, следует судьбе главной вещи, а такой признак, как капитальность подпорной стены не является обусловливающим необходимость государственной регистрации права на неё, поскольку государственной регистрации подлежат самостоятельные объекты недвижимого имущества, тогда как подпорная стена будучи объектом благоустройства и вспомогательного использования признаком самостоятельности не обладает, поскольку границы данного объекта отдельно от здания по адресу: Х «Г», стр. 1 невозможно описать.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 130 ГК РФ часть здания может быть отнесена к объекту недвижимого имущества в случае, если границы объекта описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В отсутствие описания границ подпорной стены, в отсутствие отнесения её ни к объектам благоустройства, ни к объектам вспомогательного использования, подпорная стена не является недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.
Сведений о том, что подпорная стена не является объектом благоустройства, вспомогательного использования, принадлежностью к дому на государственную регистрацию не представлено, из представленных А1 на государственную регистрацию декларации, письма Департамента градостроительства администрации Х, а также договора аренды земельного участка, не следует.
При указанных обстоятельствах, требования А1 о признании незаконным решения Управления Росреестра по ХУ от 00.00.0000 года об отказе в государственной регистрации права собственности на подпорную стену и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – сооружение подпорная стена, общей площадью 570 кв.м., не подлежат удовлетворению.
В случае возведения А1 самостоятельного объекта недвижимого имущества, а не объекта вспомогательного использования, объекта благоустройства, истец вправе получить разрешительные документы в административном порядке, повторно обратиться в Управление Росреестра, а также реализовать право на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства, защитить нарушенное право иным предусмотренным законом способом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления А1 к Управлению Росреестра по Х о признании незаконным отказа от 00.00.0000 года в государственной регистрации права собственности на подпорную стену, возложении обязанности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хвой суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд Х.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: Ерохина А.Л.