ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1287/20 от 24.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0001-02-2019-002521-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2а-1287/2020 г

24 июля 2020 года Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе :

председательствующего судьи Семеновой Е.А.,

при секретаре Пушиной А.Н.,

представителя административного ответчика ФИО1 ( доверенность от 26 декабря 2019 года , диплом от 10 июля 2017 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Администрации МО « город Ижевск» о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы и заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ :

ФИО2 обратилась с административным иском об оспаривании отказа Администрации города Ижевска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и земель государственной собственности в кадастровом квартале , выраженный в протоколе от 05.09.2019 года Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска. Просит возложить на Администрацию города Ижевска обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> и о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, и земель государственной собственности в кадастровом квартале . Требования мотивированы тем, что 19 августа 2019 года истец обратилась в Администрацию города Ижевска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале Согласно письму от 11.09.2019 года за , Комиссия по землепользованию и застройки города Ижевска отказала в удовлетворении требований истца по следующим основаниям: перераспределение границ земельного участка приведет к нарушению сформировавшейся линии застройки <адрес>, сокращению территории общего пользования; испрашиваемый земельный участок попадает в охранную зону ЛЭП высокого напряжения; перераспределение границ земельного участка приведет к изломанности границ <адрес> основания отказа являются необоснованными и не соответствуют требованиям закона. Основания для отказа в перераспределении земельных участков содержаться в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ. Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами. К рассматриваемому вопросу данное положение закона не относится, поскольку при перераспределении земельного участка сохраняется его правильная форма, вклинивания, вкрапления в какой-либо иной сформированный земельный участок не происходит. Чересполосицы и иных оснований, препятствующих перераспределению, также не имеется. Попадание земельного участка в охранную зону ЛЭП не является препятствием для предоставления, перераспределения земельного участка. Более того, указания на охранную зону ЛЭП в открытых источниках не содержится. Границы улицы <адрес> не установлены, в связи с чем нельзя говорить об изломанности границ улицы <адрес>. Испрашиваемая часть земельного участка не является частью какого-либо иного сформированного земельного участка и более того не занята ни площадями, ни улицами, ни проездами, ни дорогами и т.д., ее использование не препятствует третьим лицам. ФИО3 линий вблизи испрашиваемой части земельного участка не установлено.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом по месту регистрации, конверт возвращен в суд с отметкой об истечении срока хранения.

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал письменный отзыв, имеющийся в материалах дела, пояснил, что перераспределенный земельный участок относится к землям общего пользования, правовой режим которых установлен ЗК РФ, данная территория не подлежит приватизации, кроме того представленная схема не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, поскольку охранная зона на схеме не нанесена, но в действительности на данной территории расположена охранная зона ЛЭП. В связи с чем просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратилась с иском в установленный срок.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Кодекса.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Согласно пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 названного кодекса. Так, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Администрация обращение ФИО2 оставила без удовлетворения и отказала в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании пп. 11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Ижевска, предусмотренные п. 16. ст. 11.10 ЗК РФ. Согласно пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ представленная схема разработана с нарушениями требований, предусмотренных п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно подготовка схемы в соответствии с п.2 ст.11.10 ЗК РФ осуществляется с учетом:

- территорий общего пользования (перераспределение границ земельного участка приведет к нарушению сформировавшейся линии застройки <адрес>, сокращению территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации);

- зон с особыми условиями использования территории (испрашиваемый земельный участок попадает в охранную зону ЛЭП высокого напряжения. Охранная зона на схеме не указана).

Кроме того, в соответствии п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатками (перераспределение границ земельного участка приведет к изломанности границы <адрес>).

Пункт 12 ст. 85 ЗК РФ, предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).

Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

Как следует из ГрК РФ, красные линии отображаются в документации по планировке территории (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 1 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (ст. 23 ГрК РФ).

Возможность нанесения красных линий на карты генерального плана муниципального образования предусматривалась п. 9 разд. 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150, действовавшей до 23.07.2018, а также п. п. 3.8 и 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, в случае совмещения генерального плана и проекта детальной планировки.

Территория общего пользования по <адрес> не обозначена красными линиями, документов, подтверждающих наличие красных линий, не представлено, представитель административного ответчика данный факт не оспаривал.

В то же время, запрет, установленный п. 12 ст. 85 ЗК РФ не может быть поставлен в зависимость о каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством ( определение ВС РФ № 32-КГ18-8).

Довод административного истца, что отказ в согласовании схемы по мотиву вхождения земельного участка в состав земель общего пользования, не обоснован, т.к. отсутствуют красные линии, судом не принимается по указанным выше обстоятельствам.

Представителем административного ответчика представлен технический паспорт автомобильной дороги по <адрес>. Согласно сведений их технического паспорта ширина проезда дороги 26,2 м, проезжая часть от 3 до 7,3 м, тротуары 1 м, площадки по нечетной стороне улицы ширина 6,3 м., предусмотрены также газоны. Из плана участка, на котором расположен земельный участок истца следует, что на 2014 год испрашиваемый истцом земельный участок не был самовольно ею занят, территория была свободной от построек истца, были определены две площадки для заезда.

Таким образом, понятие автомобильные дороги включает проезжую часть дороги, тротуары, газоны, входящие в соответствующие отводы земельных участков дорог и проходящие от красных линий, а если красные линии не обозначены, от строения до строения напротив, что отражается в Техническом паспорте автомобильной дороги.

Суд соглашается с возражениями административного ответчика, что испрашиваемый истцом земельный участок можно отнести в территории автомобильной дороги.

В соответствии с п.10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон ( далее Правила). Согласно п.5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Согласно приложению к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении. Протяженность охранной зоны зависит от класса напряжения линий электропередач.

Согласно пункту "б" пункта 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

В соответствии с пунктами 10 и 12 вышеуказанных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

С учетом требований указанных нормативных правовых актов на схеме должна быть указана охранная зона, требование ГУАиГ обосновано, отказ в данной части не может быть признан незаконным.

В соответствии со ст. 11.9 п.6 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комиссия ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказала в утверждении схемы также по основанию, что перераспределение границ земельного участка приведет к изломанности границы <адрес>.

На топографической съемке и фотографиях видно, что застройка <адрес> является сложившейся, линия застройки определяется, испрашиваемый истцом земельный участок выступает за общую линию застройки, прослеживается изломанность границ. Ссылка представителя административного истца на наличие изломанности границ на других улицах, по мнению суда, не корректна.

С учетом изложенного, поскольку схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 ЗК РФ, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в ее утверждении. Оснований для признания отказа незаконным суд не установил, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным отказа Администрации города Ижевска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу : <адрес> и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 18:26:041117:81 и земель государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:041117, оформленный протоколом от 5 сентября 2019 года Комиссией по землепользованию и застройке г. Ижевска, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка по адресу : <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2020 года.

Судья- Семенова Е.А.