ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1287/2023 от 21.07.2023 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2023 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Филипенко Ю.А., с участием представителя административного истца Салиевой Ф.Ф., представителя административного ответчика Предвечной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело № 2а-1287/2023 по административному исковому заявлению заместителя Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о признании незаконным бездействия в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Заместитель Ахтубинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Ахтубинск» о признании незаконным бездействия в сфере безопасности дорожного движения. Указал, что Ахтубинской городской прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО «Город Ахтубинск» не реализованы полномочия по установлению порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, реестр парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, не ведется. По результатам выявленных нарушений 14 февраля 2023 года главе администрации МО «Город Ахтубинск» внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления административным ответчиком нарушения не устранены. Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Город Ахтубинск», в части непринятии мер, направленных на установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; обязать администрацию МО «Город Ахтубинск» разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, обеспечить ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Представитель административного истца Салиева Ф.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что требуемые законом акты и действия административным ответчиком до настоящего времени не предприняты.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Город Ахтубинск» Предвечная Е.С. в судебном заседании заявленные требования не признала. Представила суду постановление «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра парковой на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области». Пояснила, что требуемый прокурором порядок в настоящее время разрабатывается, а также составляется реестр парковок на территории муниципального образования. В связи с этим, полагала, что бездействие администрацией не допущено.

Выслушав представителя стороны, исследовав и, оценив в совокупности материалы административного дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 01 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (статья 13 Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно статьи 8 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск», принятого решением Совета МО «Город Ахтубинск» от 17 февраля 2021 года № 75/19 к вопросам местного значения города Ахтубинска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и границах населенных пунктов г. Ахтубинска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов г. Ахтубинска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой по поручение прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения (л.д. 6,7).

Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО «Город Ахтубинск» не реализованы полномочия по установлению порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, реестр парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, не ведется.

По результатам выявленных нарушений 14 февраля 2023 года главе администрации МО «Город Ахтубинск» вынесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений (л.д. 8).

По результатам рассмотрения представления 13 марта 2023 года административным ответчиком в адрес заместителя Ахтубинского городского прокурора направлено письмо, согласно которому, разрабатывается проект постановления «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра парковой на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» (л.д. 9).

В судебное заседание административным ответчиком представлено постановление «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра парковок на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории МО «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» с проектом реестра.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела сам данный Реестр в соответствии с утвержденным Положением еще не ведется.

Представитель административного ответчика указал, что ведутся работы по формированию данного Реестра и в ближайшее время также будет принят Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Таким образом, органом местного самоуправления, не исполнены возложенные на него законом обязанности, соответственно, допущено бездействие. В связи с этим, с учетом социальной значимости рассматриваемого вопроса, нарушаются права неопределенного круга лиц.

На момент вынесения настоящего решения, указанные в административном иске прокурора нарушения, не устранены.

При таких обстоятельствах, требования заместителя Ахтубинского городского прокурора о признании бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» незаконным, являются законными и обоснованными.

Из пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом этого, суд полагает необходимым в целях защиты прав неопределенного круга лиц возложить на администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» обязанность устранить допущенные нарушения.

Также суд считает, с учетом характера возложенных обязанностей, установить административному ответчику трехмесячный срок для их исполнения, что является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» о признании незаконным бездействия в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» в части непринятия мер, направленных на установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области» в течение трех месяцев года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу разработать Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, обеспечить ведение Реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Шалекешов А.Х.