ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1288/2018 от 07.05.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рязань 07 мая 2018 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре Ляховченко Г.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика УМВД России по Рязанской области - ФИО2, действующей на основании доверенности и диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Абдуллаева Шамо Эльбрус оглы к УМВД России по Рязанской области об оспаривании решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что он, являющийся уроженцем <данные изъяты> Республики, в марте 1992 года переехавший в Россию и по настоящее время проживающий в <данные изъяты> с имеющими гражданство Российской Федерации членами своей семьей, признан лицом без гражданства. После установления факта его постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1992 года вступившим в законную силу решением Железнодорожного суда г.Рязани от 07 июля 2017 года, он обратился в органы миграционной службы с заявлением о предоставлении ему гражданства Российской Федерации, но получил извещение о принятии 12 октября 2017 года решения об отклонении заявления на основании п. «а» ч.1 ст. 16 Закона «О гражданстве Российской Федерации», как лицу, выступающему за насильственное изменение основ конституционного строя или иным образом создающему угрозу безопасности Российской Федерации. Ссылаясь на то, что такое решение, ограничивающее его права без объяснения вразумительных причин, является злоупотреблением властных полномочий и несоответствующим требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. 67-80 Постановления Европейского суда по правам человека от 27 сентября 2011 года, просил суд отменить решение УМВД России по Рязанской области.

Впоследствии административный истец административный иск уточнил, в окончательной форме просил суд признать незаконным решение УМВД России по Рязанской области от 12 октября 2017 года об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика административный иск не признала, указывая на то, что оспариваемое решения является законным, обоснованным и вынесено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

По общему правилу, установленному ст. ст. 218, 219 КАС РФ, гражданин, если полагает, что решением, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться в суд в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, с требованиями об оспаривании таких решения, действия или бездействия.

Вместе с тем, по смыслу положений ст. ст. 62, 180, 227 КАС РФ, при установлении судом факта пропуска без уважительных причин срока на обращение в суд с административным иском, и (или) соответствия оспариваемого акта требованиям закона, и (или) отсутствия факта нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца, по результатам рассмотрения административного иска об оспаривании решения, действий (бездействия) выносится решение об отказе в его удовлетворении.

В судебном заседании установлено:

31 августа 2017 года ФИО1 О., <данные изъяты> года рождения, уроженец <данные изъяты>, личность которого была установлена по протоколу опознания по фотографии и по результатам опроса свидетелей, с марта 1992 года постоянно проживающий на территории Российской Федерации с имеющими гражданство Российской Федерации членами своей семьи и признанный лицом без гражданства, обратился в УМВД России по Рязанской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации на основании ст. 41.3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которое было направлено для согласования в УФСБ России по Рязанской области.

Решением УФСБ России по Рязанской области от 10 октября 2017 года № вопрос о приеме ФИО1 О. в гражданство Российской Федерации согласован не был, со ссылкой на положения п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Решением УМВД России по Рязанской области от 12 октября 2017 года заявление ФИО1 О. отклонено.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

Давая оценку законности решения УМВД России по Рязанской области, оспоренного административным истцом в пределах установленного законом трехмесячного срока, исчисляемого с даты получения извещения о результатах рассмотрения его заявления, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, закрепляя равенство в Российской Федерации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, одновременно предусматривает возможность ограничения их прав и свобод федеральным законом, в том числе в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов ее граждан, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение государством прав иностранных граждан, лиц без гражданства по таким основаниям является одним из признаков государственного суверенитета (п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), п. 3 ст. 2 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) и ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)).

Так, ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) предусмотрены условия приема в гражданство Российской Федерации лиц, не приобретших его по рождению, в общем порядке.

В частности, согласно ч.1 указанной статьи лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, при условии: а) их проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением в течение 5 лет непрерывно (срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства); б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; д) владеют русским языком.

Главой VIII.I Федерального закона определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

К указанным лицам, в частности относятся: дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего права на проживание в иностранном государстве.

В соответствии с ч.1 ст. 43.1 Федерального закона, такие лица принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требований о соблюдении ими условий, предусмотренных п.п. «а, в и д» ч.1 ст.13, без предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство, но при отсутствии оснований отклонения заявления, предусмотренных ст. 16 того же закона.

Одним из таких оснований признается подача заявления лицом, выступающим за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или лицом, иными своими действиями создающим угрозу безопасности Российской Федерации (п. «а» ч. 1 ст. 16 Федерального закона).

Во исполнение требований данных норм, в целях выявления оснований для отказа в приеме в гражданство, на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы возложена обязанность проверять факты и предоставленные для обоснования заявления документы, а в необходимых случаях запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах (ст.30 Федерального закона).

Согласно пп. 36.2, 37 «Положия о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №, решения по заявлению о признании гражданином Российской Федерации принимаются по согласованию с территориальными органами безопасности.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 16 Федерального закона оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.

Решения об отклонении заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Аналогичные положения содержатся в п.п.17.4 - 17.6 «Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве», утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2018 года № и в силу положений ст. 35 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере миграции» в полном объеме распространяющего свое действие на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

При этом проверка правильности и обоснованности соответствующих решений органов Федеральной службы безопасности, так и проверка самой деятельности иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Российской Федерации на предмет наличия угрозы национальной безопасности Российской Федерации, к числу полномочий органов в сфере миграции не отнесена («Положение о Федеральной миграционной службе», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года №, «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года №, «Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № от 21 июля 2017 года).

Напротив, определенный в Федеральном законе от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» правовой статус и назначение органов федеральной службы безопасности, именно их относит к органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

По смыслу положений ст.ст. 1, 12 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» и п. п. 36 п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960, в пределах своих соответствующих полномочий органы федеральной службы безопасности участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации.

При таком положении дела, при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации, у УМВД России по Рязанской области было обязано принять решение об отказе в приеме ФИО1 О. в гражданство Российской Федерации.

Вопреки, заведомо ошибочной позиции административного истца, выявление конкретных обстоятельств, повлекших выводы службы безопасности о наличии в действиях ФИО1 О. признаков выступления за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или создания иной угрозы безопасности Российской Федерации, и как следствие, принятие решения о несогласовании приема в гражданство, находилось вне пределов компетенции миграционного органа и выходит за рамки рассматриваемого дела.

Исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемое решение было принято УМВД России по Рязанской области в пределах своей компетенции, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и на иных, чем предусмотрено законом основаниях, прав административного истца не нарушает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.172-180, 228, 295-298 Кодекса административных судопроизводств Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Абдуллаева Шамо Эльбрус оглы к УМВД России по Рязанской области об оспаривании решения УМВД России по Рязанской области от 12 октября 2017 года об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья