ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1288/2021 от 07.10.2021 Чебоксарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Иванова С.В.

при секретаре Павловой В.П.

с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2, к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» ФИО4, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» Управлению Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным и отмене решения дисциплинарной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Административный истец, ФИО1, обратился в суд с административным иском к административному ответчику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, в котором просит признать незаконным решение дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ. Требования ФИО2 мотивированы тем, что согласно приговора Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербург он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии и ДД.ММ.ГГГГ решением дисциплинарной комиссии на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде в водворения в штрафной изолятор на срок 14 суток, за нарушение ношения формы одежды установленного в штрафном изоляторе, которое он считает незаконным и подлежащим отмене со ссылкой на положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. Во время проведения дисциплинарной комиссии он ходатайствовал об ознакомлении с материалами дела о дисциплинарном нарушении для возможности дать объяснения по указанному факту. Однако начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике отказал ему в этом. Таким образом, как указывает административный истец, при производстве дела о дисциплинарном нарушении грубейшим образом были нарушены гарантированные ему права, указанные в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. При вынесении дисциплинарного взыскания были нарушены положения ч. 1 ст. 117 УИК РФ. Так не были учтены обстоятельства совершения нарушения, его личность. Считает, что наложенное взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Также полагает, что до наложения взыскания с него должны были изъять письменные объяснения. Кроме того указывает, что при составлении рапорта о дисциплинарном нарушении не были соблюдены требования п. 56 Европейский пенитенциарных прав, указывающих на использование администрацией учреждения перед составлением рапортов о дисциплинарном нарушении механизмов восстановительного правосудия.

На судебном заседании административный истец ФИО2 административное исковое заявление поддержал по изложенным в нём основаниям и просил удовлетворить в полном объёме.

На судебное заседание административный ответчик, УФСИН России - Управление Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике надлежаще и своевременно извещённый, своего представителя не направил.

Административный ответчик начальник Учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике в судебное заседание не явился.

Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие каких-либо нарушений при применении ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии в отношении ФИО2 взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок 14 суток за допущенное ДД.ММ.ГГГГ нарушение правил установленного порядка отбывания наказания.

Выслушав пояснения административного истца и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Также согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Также при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Разрешая заявленные исковые требования, основываясь на вышеуказанных нормах права и оценивая представленные доказательства по правилам КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец .Ю. отбывает в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии уголовное наказание по приговору Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербург от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ младшим инспектором безопасности ФИО5 и младшим инспектором отдела безопасности ФИО6 был зафиксирован факт нахождения ФИО2 в камере ШИЗО с нарушением формы одежды установленного образца для ношения в камерах ШИЗО, а именно находился без хлопчатобумажного костюма оранжевого цвета.

При этом согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником отряда ФИО7 административный истец ФИО2 во время водворения в ШИЗО был обеспечен установленной формы одежды для ношения в ШИЗО.

Так, приказом руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ под установлена обязанность несения находящихся в ШИЗО осужденных хлопчатобумажного костюма оранжевого цвета.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был вызван на беседу по факту допущенного нарушения требований гл. 3 п. 16 Правил, приказа начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой факт нарушения в устной форме признал, однако от письменных объяснений отказался.

Сомнений в достоверности указанного акта не имеется, в связи с чем доводы административного истца, приведённые им в административном иске о том, что его не ознакомили с соответствующим рапортом для дачи объяснения, признаются необоснованными.

Из выписки из протокола дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ под следует, что за нарушение административным истцом ФИО2 формы одежды установленного образца, а именно без хлопчатобумажного костюма оранжевого цвета принято решение водворить осужденного, административного истца ФИО2, в штрафной изолятор.

При этом также до этого начальником отряда ФИО7 составлена соответствующая справка от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендациями о наказании административного истца ФИО2 за вышеуказанные нарушения именно в виде водворения в штрафной изолятор, исходя из его отрицательной характеристики, признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также учитывая ранее допущенные им нарушения режима содержания, о чём также имеется соответствующая справка от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно нарушение требований п. 16 гл. 3 и п. 159 гл. 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, был водворен в штрафной изолятор на 14 суток.

При этом, при вынесении указанного постановления, было также учтено, что осужденный систематически, сознательно допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет 59 взысканий, из них 14 водворений в ШИЗО и 45 выговоров.

Также на предложение ознакомиться с вышеуказанным постановлением путем постановки своей личной подписи в соответствующей графе в постановлении, административный истец ФИО2 ответил отказом, ничем не мотивируя свой отказ, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, ст. 10 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Также ст. 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).

При этом, ч. 1 ст. 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться в том числе мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток (пункт «в»).

Согласно ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Так, согласно абз. 13 п. 16 гл. 3 вышеуказанных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденный обязан носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками и образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

Также согласно п. 159 гл. 24 указанного выше Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.

Таким образом, из материалов дела следует, что в нарушение абз. 13 п. 16 гл. 3 и п. 159 гл. 24 Правил внутреннего распорядка, осужденный ФИО2 административный истец по делу, нарушил форму одежды установленного образца для ношения в камерах ШИЗО, установленного вышеуказанным приказом руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ под , а именно находился без хлопчатобумажного костюма оранжевого цвета, тем самым нарушил установленный порядок отбывания наказания.

Таким образом, у администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии имелись основания для наложения на данного осужденного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок 14 суток за вышеуказанное нарушение, поскольку со стороны заявителя в данном случае имело место неисполнение обязанностей осужденного, нарушение установленных правил отбывания наказания.

Таким образом, оспариваемое постановление соответствуют нормам действующего законодательства, не нарушают права административного истца как осужденного и содержащегося в исправительной колонии, а имеющиеся в деле доказательства опровергают его доводы о допущенных нарушениях норм права при наложении указанного взыскания в виде водворения его в штрафной изолятор.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска в заявленных пределах и признании незаконными оспариваемого постановления должностного лица исправительной колонии, не имеется.

Также в силу требований ч. 2 ст. 114 КАС РФ с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку административным истцом не представлено доказательств того, что он имеет льготы по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, к начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике – Чувашии» ФИО4, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике-Чувашии» Управлению Федеральной службы исполнений наказаний по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным и отмене решения дисциплинарной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о водворении в штрафной изолятор на срок 14 суток, отказать.

Взыскать с ФИО2, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.

Судья С.В. Иванов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ