Дело № 2а-1289/2019 КОПИЯ+
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 24 апреля 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к уполномоченному лицу Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании действий незаконными, наложении обязанности,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к уполномоченному лицу Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании действий незаконными, наложении обязанности. Мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации объекта недвижимости – гаражного бокса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В ДД.ММ.ГГГГ. от Управления Росреестра в подразделении МФЦ (пгт. Березовка) получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (№ №1) о возврате приложенных документов без рассмотрения, поскольку к заявлению приложена квитанция об оплате госпошлины не на 2 000 руб., а только на 350 руб., и в течение 5 рабочих дней, после подачи заявления о государственной регистрации права доплата госпошлины не произведена. ДД.ММ.ГГГГ истцом повторно поданы документы для государственной регистрации гаражного бокса и дополнительно приложен чек от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 1 650 руб. ДД.ММ.ГГГГ гаражному боксу был присвоен кадастровый №. Согласно решению Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности в порядке наследования на гаражный бокс, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов; с видом разрешенного использования – для строительства гаражного бокса. В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. При таких обстоятельствах, учитывая, что решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ было представлено на государственную регистрацию, оснований для возвращения документов по мотиву неполной уплаты госпошлины не имелось. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 руб. Однако, в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для индивидуального гаражного строительства, либо на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере 350 рублей. Несмотря на то, что п. 3 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен возврат заявления со всеми документами, если отсутствует информация в ГИС «Платежи» об оплате государственной услуги (либо нарочно квитанции об оплате государственной пошлины не представлены заявителем), по истечении 5-ти дней с даты подачи соответствующего заявления, государственный орган принял решение о возврате спустя 15 календарных дней, что неосновательно увеличило время ожидания административного истца, права которого и без того были нарушены принятым незаконным решением. Кроме того, при возврате документов Управлением Росреестра не возвращена заверенная надлежащим образом копия решения Сосновоборского городского суда Красноярского каря от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ФИО1 переплатила госпошлину за государственную регистрацию объекта недвижимости на 1 650 руб., неосновательно была вынуждена ждать незаконного решения более установленного ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" срока, а также не получила всего объема документов, который сдавала на государственную регистрацию. За составление настоящего административного искового заявления истцом были понесены расходы в размере 5 500 руб., а также оплачена госпошлина за рассмотрение административного иска в размере 300 руб. На основании изложенного, ФИО1 просит: признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате приложенных документов без рассмотрения, вынесенное уполномоченным лицом Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2; признать незаконным действия уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, выразившиеся в возврате приложенных документов без рассмотрения (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № №) по истечении 15 дней, а не 5–ти дней, как предусмотрено законом; признать незаконными действия уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, выразившиеся в возврате приложенных документов без рассмотрения (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № не в полном объеме (не приложена копия решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ); признать незаконными действия государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, выразившиеся в принятии государственной пошлины в размере 2000 рублей, а не 350 рублей, за постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности; обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю возвратить излишне уплаченную госпошлину в размере 1650 рублей, а также заверенную надлежащим образом копию решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ путем ее приобщения к материалам административного дела для рассмотрения дела по существу; обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю возместить истцу судебные расходы в размере 6 400 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в административном исковом заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО4 ( полномочия проверены) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на письменные возражения, в которых указала, что согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества на территории Красноярского края. Таким образом, государственный регистратор Управления является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Уведомление ФИО1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав документов без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта, принято в полном соответствии с действующим законодательством. Государственный кадастровый учет или государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась истец в лице представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении спорного объекта. В силу пп. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Государственным регистратором прав установлено, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлена копия решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что истец является родной сестрой ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который в 2014 г. завершил строительство гаражного бокса за счет собственных средств. При этом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между УГИЗО Администрации г. Сосновоборска и ГСЭК «Дельта» был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке. Впоследствии, между ГСЭК «Дельта» и ФИО6 был заключен договор о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ В решении суда, указано, что ФИО6 фактически являлся собственником гаражного бокса, данный объект недвижимости подлежит включению в наследственную массу наследодателя. В связи с чем, суд признал за истцом право собственности в порядке наследования на гаражный бокс. Право собственности на наследуемое имущество у наследника, принявшего наследство, возникает в силу закона. С учетом того, что наследник, принявший наследство, уже стал собственником входящего в состав наследства имущества, в том числе и недвижимого, факт отсутствия государственной регистрации прав на это имущество юридического значения не имеет. Согласно статьей 17 ФЗ № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ. При этом, представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако, при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления, орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения. Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ для государственной регистрации представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ№, подтверждающий уплату истцом государственной пошлины за государственную регистрацию прав в размере 350 рублей. В соответствии с п. 3 ст. 25 ФЗ № 218-ФЗ, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимого имущества составляет 2 000 рублей. Сведения об уплате государственной пошлины в названном размере отсутствовали в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, документ об оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей не представлен. Государственным регистратором прав установлено, что в качестве документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, ФИО1 в лице представителя ФИО5 представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350 рублей, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом принято решение о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, поскольку государственная пошлина уплачена не в полном объеме. Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате прилагаемых к заявлению документов, тем же способом, которым они были представлены. Представленными на государственную регистрацию документами не подтверждается, что за регистрацией права собственности на свое имя на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества обратилось физическое лицо, которому земельный участок с таким назначением предоставлен и принадлежит. Доказательств того, что истец являлась на момент обращения в орган регистрации прав владельцем или арендатором земельного участка, на котором расположен гараж, либо, что он был предоставлен ей для строительства гаража, не представлено. На основании ч. 5 ст. 21 ФЗ № 218-ФЗ, копии судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, возвращается заявителю. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю наделен полномочиями: загрузки содержащихся в поступивших для осуществления государственной регистрации прав документов и дополнительных сведений во ФГИС ЕГРН, ведения книг учета входящих документов, приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Соответственно, Управление данные полномочия не осуществляет. Кроме того, вышеуказанными полномочиями наделены МФЦ, согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№. Управление не осуществляет взаимодействие с заинтересованными лицами по приему и выдаче документов. При этом, с целью получения неполученных документов административный истец или уполномоченное им лицо, при наличии нотариально удостоверенной доверенности, не лишены возможности обратиться в офис Филиала или КГБУ МФЦ, указав в заявлении о выдаче неполученных документов. Также полагала, что оснований для взыскания судебных расходов не имеется. Просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Административные ответчики должностные лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных, муниципальных услуг» (далее КГБУ «МФЦ») ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ (сроком на 2 года), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя КГБУ «МФЦ», а также отзыв на административное исковое заявление и дополнение к отзыву, в которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ в структурном подразделении КГБУ «МФЦ» п. Березовка было принято заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ФИО1 по доверенности уполномоченного лица ФИО5, на регистрацию прав на гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес> Согласно п. 2.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № № специалист, осуществляет прием заявления и прилагаемых документов. В п. 2.6. названного Приказа указано, что специалист приема осуществляет формирование заявления в соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п. 2.7. Приказа специалист приема проверяет наличие документа об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав или уточняет об осуществлении данной уплаты, либо проверяет наличие документа, подтверждающего наличие льгот в соответствии со статьей 333.35 НК РФ. При отсутствии внесения государственной пошлины специалист приема выдает заявителю квитанцию на уплату государственной пошлины, содержащую уникальный идентификатор начисления, сформированную посредством программного комплекса приема-выдачи документов. В п. 2.8. Приказа указаны документы, необходимые для государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, которые должны быть приложены к заявлению, если Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не установлен иной порядок представления документов, а именно документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, иные документы, предусмотренные законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. ДД.ММ.ГГГГ в СП КГБУ «МФЦ» заявителем был предоставлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ на оплату госпошлины в размере 350 рублей. Вышеуказанный гаражный бокс № расположен на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаражного бокса. Согласно п. 3.2. Приказа проведение предварительной правовой экспертизы поступивших документов проводится строго по представленным документам на бумажном носителе на предмет наличия или отсутствия оснований для возврата документов без рассмотрения. Предварительную правовую экспертизу осуществляют специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю и специалисты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. В п. 3.3. Приказа указано, что после проведения проверок и отсутствия оснований для возврата документов без рассмотрения, пакет документов поступает в работу к соответствующему сотруднику производственного отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, после чего - государственному регистратору для принятия решения. В соответствии с п. 3.4. Приказа, после получения в ПК ПВД специалистом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, в подсистеме приема и обработки запросов сотрудником Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю информации о принятии государственным регистратором соответствующего решения по пакету документов на бумажном носителе, вышеуказанный специалист осуществляет: печать соответствующего документа, проставление и заполнение специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, передачу соответствующих документов для подписания ответственным государственным регистратором, находящимся в соответствующем офисе. Согласно п. 3.5. Приказа, после подписания соответствующих документов государственным регистратором, документы передаются в офис по месту подачи документов для личного получения заявителем, либо направляются заявителю посредством почтового отправления, в зависимости от указания заявителем в заявлении способа получения документов. ДД.ММ.ГГГГ в СП КГБУ «МФЦ» поступило уведомление из территориального отдела Березовский Управления Росреестра Красноярского края о возврате заявления без рассмотрения. ДД.ММ.ГГГГ в СП КГБУ «МФЦ» было выдано нарочно ФИО5 уведомление о возврате заявления без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг по заявлению № № от ДД.ММ.ГГГГ, после проведения государственной регистрации документы выданы ДД.ММ.ГГГГФИО5 Опись документов, принятых для оказания государственных услуг по заявлению № № от ДД.ММ.ГГГГ, не была предоставлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю. Также Управлением Росреестра предоставлено дополнение к письму о том, что Управлением пакеты были переданы. По каким причинам сотрудник, отвечающий за формирование пакета документов для выдачи, не включил решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ пояснить не предоставляется возможным, в связи с тем, что в их компетенцию не входит функция по выдаче документов.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи полагая, что не явившийся административный истец, административные ответчики ФИО2, ФИО3, представитель заинтересованного лица КГБУ «МФЦ», не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, а также требований ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества с физических лиц взимается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Согласно пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества государственная пошлина уплачивается в размере 350 рублей.
Статьей 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 3 ст. 29 названного ФЗ, орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов с указанием причин возврата в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, а также возвратить указанные документы заявителю тем же способом, которым они были представлены.
В соответствии с п. 3 ст. 25 названного ФЗ, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Из материалов дела судом установлено, что решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право собственности в порядке наследования на гаражный бокс №, общей площадью 113, 1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, имея намерение оформить гаражный бокс в свою собственность, в лице своего представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, обратилась в КГБУ «МФЦ» структурное подразделение Березовка с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес>.
К заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на гаражный бокс административным истцом были приложены: технический план сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, решение Сосновоборского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № №, чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате госпошлины на сумму 350 рублей.
Уполномоченным лицом Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № № в соответствии с п. 3 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о возврате документов представленных на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, без рассмотрения в связи с тем, что государственная пошлина от имени ФИО1 уплачена не в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в лице своего представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, повторно обратилась в КГБУ «МФЦ» структурное подразделение Березовка с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, дополнительно приложив к заявлению, помимо ранее представленных документов, чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате госпошлины на сумму 1 650 рублей.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, в связи с созданием, образование объекта недвижимости в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес> было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы документов, в порядке п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона, установлено, что GUID технического плана от ДД.ММ.ГГГГ не уникальный, ранее был указан в обращении: №. Данное обстоятельство является основанием для приостановления государственной регистрации на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в лице своего представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, дополнительно представила в КГБУ «МФЦ» структурное подразделение Березовка технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о праве собственности ФИО1 на сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного бокса, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости в видом (-ами) разрешенного использования: для строительства гаражного бокса, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ограничение прав и обременении объекта недвижимости в виде аренды за ФИО6 на срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, договора о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В связи с этим, за государственную регистрацию права собственности физического лица на созданный объект недвижимости на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (350 рублей), однократно, т.е. за возникновение права собственности на данный объект.
В случае государственной регистрации прав на ранее созданный объект недвижимого имущества, находящийся на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, или сделки об его отчуждении государственная пошлина уплачивается в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (2 000 рублей), поскольку факт создания данного недвижимого имущества был документально подтвержден.
Вместе с тем, из представленных на государственную регистрацию административным истцом документов не подтверждается, что за регистрацией права собственности на свое имя на созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества обратилось физическое лицо, которому земельный участок с таким назначением предоставлен и принадлежит. Доказательств того, что ФИО1 являлась на момент обращения в орган регистрации прав владельцем или арендатором земельного участка, на котором расположен гаражный бокс, либо что он был ей предоставлен для строительства гаражного бокса, не представлено.
Напротив, решением Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что строительство гаража осуществил ФИО6 на земельном участке, предоставленном ему специально для этой цели, на основании договора аренды.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ за государственной регистрацией права собственности на гаражный бокс административным истцом ФИО1 не был предоставлен документ об оплате государственной пошлины в размере, предусмотренном пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (2 000 рублей), суд приходит к выводу, что поданные ФИО1 в лице представителя ФИО5 документы обоснованно были возвращены без рассмотрения, в связи с чем, в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным уведомления уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате документов без рассмотрения, о признании незаконными действий государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, выразившихся в принятии государственной пошлины в размере 2000 рублей, а не 350 рублей, за постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, а также в удовлетворении требований о наложении обязанности на Управление Росреестра по Красноярскому краю вернуть излишне уплаченную госпошлину в размере 1650 рублей, надлежит отказать.
В силу положений ч. 5 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", копии судебных актов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в одном экземпляре, который после сканирования при выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав возвращается заявителю.
При этом, Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» отдельными полномочиями органа регистрации прав, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю наделен, в том числе, полномочиями по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Кроме того, Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден Порядок взаимодействия сотрудников Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» по Красноярскому краю и краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» при оказании государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 3.5 вышеуказанного Приказа, после подписания соответствующих документов государственным регистратором, документы передаются в офис Филиала, МФЦ (по месту подачи документов) для личного получения заявителем, либо направляются заявителю посредством почтового отправления, в зависимости от указания заявителем в заявлении способа получения документов.
В соответствии с п. 3 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Из буквального толкования положений п. 3 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что срок 5 дней установлен именно для предоставления информации об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах или документа об уплате государственной пошлины заявителем.
Частью 2 ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установлено, что возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а по основанию, указанному в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ в КГБУ «МФЦ» структурное подразделение Березовка поступило уведомление из территориального отдела Березовский Управления Росреестра Красноярского края о возврате без рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ в КГБУ «МФЦ» структурное подразделение Березовка представитель административного истца ФИО5 получил уведомление о возврате заявления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в п. 3 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку, Управление Росреестра по Красноярскому краю, в силу названных выше нормативно-правовых актов, не осуществляет функции по приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и выдаче документов, требования административного истца о признании незаконными действий Управления Росреестра о Красноярскому краю, выразившиеся в возврате документов не в полном объеме – без надлежащим образом заверенной копии решения Сосновоборского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования о наложении обязанности возвратить надлежащим образом заверенную копию решения Сосновоборского городского суда путем ее приобщения к материалам настоящего административного дела и требования о признании незаконными действий должностного лица ФИО2 в возврате документов по истечению 5-ти дневного срока, суд находит не подлежащими удовлетворению.
При этом суд отмечает, что при подаче иска ФИО1 была приложена копия названного выше решения суда и оснований для приобщения иной копии по заявленным требованиям истца суд не находит. В случае не получения ФИО1 копии решения суда при возврате документов, административный истец не лишена возможности обратиться в филиал или КБУ МФЦ с заявлением о выдаче ранее представленного судебного акта. Также суд отмечает, что на момент подачи настоящего иска, на основании вышеназванного судебного акта право собственности на гараж за ФИО1 было зарегистрировано и впоследствии указанный выше гараж был продан административным истцом в лице представителя ФИО5, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ То есть, каких либо препятствий в осуществлении прав административного истца, как собственника объекта из-за невозврата в 5-ти дневный срок документов без надлежащим образом заверенной копии решения суда, не установлено.
На основании п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, судом не установлено, оспариваемое ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № №, принято в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных административным ответчикам полномочий; оспариваемое решение не создает административному истцу препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Поскольку, нарушение административными ответчиками каких-либо прав административного истца судом не установлено, в удовлетворении требований о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № №, а также о признании незаконными действий уполномоченного лица Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, государственного регистратора прав Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, наложении обязанности вернуть госпошлину в размере 1650 рублей, наложении обязанности возвратить надлежащим образом заверенную копию решения суда путем приобщения ее к материалам настоящего административного дела, суд отказывает.
Поскольку в административных исковых требованиях ФИО1 отказано, требования о взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 к уполномоченному лицу Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
- о признании незаконным уведомления уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате документов без рассмотрения,
- о признании незаконными действий уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, выразившихся в возврате приложенных документов без рассмотрения с нарушением установленного законом срока, на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № №
- о признании незаконными действий уполномоченного лица Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, выразившихся в возврате приложенных документов без рассмотрения в неполном объеме (не приложена копия решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ )
- о признании незаконными действий государственного регистратора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3, выразившихся в принятии государственной пошлины в размере 2000 рублей, а не 350 рублей, за постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности,
- о наложении обязанности на Управление Росреестра по Красноярскому краю возвратить излишне уплаченную госпошлину в размере 1650 рублей,
- о наложении обязанности на Управление Росреестра по Красноярскому краю возвратить заверенную надлежащим образом копию решения Сосновоборского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ путем ее приобщения к материалам административного дела для рассмотрения дела по существу,
- о наложении обязанности возместить судебные расходы в размере 6 400 рублей,
оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Панченко
Решение принято в окончательной форме 26 апреля 2019 года.