ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1289/2022 от 26.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-000054-92

Дело №2а-1289/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Матулис А.Д.,

с участием представителя административного истца Наберухина Е.Ю.,

представителя заинтересованного лица Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми Домрачевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица МКУ «Благоустройства Кировского района» Сторожевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якимовой И.С. к МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Якимова И.С. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» о признании незаконным решения/действия/бездействия от ДД.ММ.ГГГГ не производить реконструкцию линейного объекта (тротуара) до ДД.ММ.ГГГГ, который заблокировал проезд к земельному участку с кадастровым номером и жилому зданию ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <Адрес>, возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Якимовой И.С. (членов ее семьи) или препятствий к осуществлению административным истцом ее прав и свобод путем, а именно в сроки, установленные в решении от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми до ДД.ММ.ГГГГ, изготовить, обеспечить беспрепятственный проезд (занизить бордюрные камни с обеих сторон тротуара, асфальтное полотно уплотнить спец техникой (катком) в месте примыкания бордюрных камней) в месте примыкания автодороги к тротуару находящихся на против участка с кадастровым номером , к жилому зданию с кадастровым номером , расположенных по адресу <Адрес>, заблаговременно проинформировать заявителя о дне начала работ.

В обоснование своих требований указала, что является собственником объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером и жилого здания с кадастровым номером , расположенных по адресу <Адрес>. Проезд к земельному участку и зданию личным транспортном, а также специальной техникой заблокирован. Препятствием служит возведенное возвышение тротуара шириной более 2х метров и высотой более 20 см, ограниченных по сторонам бордюрными камнями.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми выдал разрешение на проезд к жилому дому и участку, расположенных по адресу <Адрес>.

С полным пакетом документов, административный истец обратилась в МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» с заявлением о проведении реконструкции линейного объекта (тротуара) по вышеуказанному адресу, в сроки, указанные в решении от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» дала ответ о том, что решение постановленного вопроса не входит в компетенцию административного ответчика и уставом это не установлено. Кроме того, в соответствии с проектом организации дорожного движения, примыкание земельного участка к <Адрес> отсутствует.

Административный истец с оспариваемым ответом не согласна, считает его незаконным. Указывает, что из-за отсутствия доступа (проезда) к дому и земельному участку административный истец со своей семьей вынуждены проживать по другому адресу.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 177), также ранее был направлен письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями, из содержания которого следует, что МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» является ненадлежащим ответчиком по делу и в его компетенцию не входит решение вопроса строительства, либо реконструкции тротуаров (л.д. 108-109).

Представитель заинтересованного лица Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 150-152).

Представитель заинтересованного лица МКУ Благоустройство Кировского района г. Перми в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 184-189).

Заинтересованное лицо администрация Кировского района г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, мнение по иску не представила.

Заслушав представителей административного истца и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В судебном заседании установлено, что административному истцу Якимовой И.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. и жилой дом с кадастровым номером площадью кв.м., расположенные по адресу <Адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.25-28,29-32).

Из административного искового заявления, проезд к участку и зданию не возможен, поскольку заблокирован возведенным тротуаром шириной более 2 метров и высотой более 20 см, ограниченные по сторонам бордюрными камнями, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями (л.д.33,70).

Департаментом земельных отношений администрации г. Перми выдано Якимовой И.С. решение от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении размещения объекта: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство на землях государственная собственность на которые не разграничена сроком на 1 год по адресу <Адрес>. Кроме того указано, что территория, согласно схеме, расположена в зоне с особыми условиями использования территорий: приаэродромная территория аэродрома аэропорта Большое Савино. Якимовой И.С. необходимо соблюдать Правила использования воздушного пространства, установленные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (л.д. 37).

Административный истец обратилась к начальнику МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» с заявлением о проведении реконструкции линейного объекта по адресу <Адрес>, произвести (изготовить), обеспечить беспрепятственный проезд к указанным объектам недвижимости в сроки, указанные в решении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 39-42).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» указала, что решение вопроса о строительстве выезда с территории земельного участка с кадастровым номером на <Адрес>, не входит в компетенцию МКУ «Пермская дирекция дорожного движения», установленную Уставом. Дополнительно разъяснено, что в соответствии с действующим проектом организации дорожного движения, примыкание земельного участка к <Адрес> отсутствует. В случае принятия решения о строительстве нового примыкания к улично-дорожной сети города Перми, такое примыкание устраивается в порядке установленном статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации» с разработкой проектной документации и проведением строительных-монтажных работ за счет лиц, в интересах которых осуществляется строительство такого примыкания (л.д. 43).

В соответствии с Уставом МКУ «Пермская дирекция дорожного движения», Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Уставом города Перми, постановлениями администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Перми, утверждения уставов муниципальных учреждений города Перми и внесения в них изменений», постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального казенного учреждения «Пермская дирекция дорожного движения».

Учреждение по организационно-правовой форме является некоммерческой организацией – муниципальным казенным учреждением.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «город Пермь».

От имени муниципального образования «город Пермь» функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Перми.По ее поручению отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет департамент дорог и благоустройства администрации города Перми в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования «город Пермь».

Согласно пункту 2.1. Устава, основной целью создания Учреждения является исполнение муниципального полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми.

Основными задачами Учреждения, предусмотренные п. 2.2. Устава, являются:

2.2.1. осуществление мероприятий по организации дорожного движения;

2.2.2. организация разработки и ведение проектов организации дорожного движения;

2.2.3. обеспечение обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения, трамвайных путей, мостов, путепроводов, тоннелей и эстакад в границах города Перми светофорами, устройствами для регулирования дорожного движения, работающими в автоматическом режиме, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, их демонтаж, обеспечение содержания, ремонта, дооборудования светофоров, фиксаторов, создания условий для беспрепятственного пользования инвалидами средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров;

2.2.4. обеспечение обустройства и функционирования парковок (парковочных мест), в том числе используемых на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Перми;

2.2.5. обеспечение обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения, трамвайных путей, мостов, путепроводов, тоннелей и эстакад в границах города Перми дорожными знаками с внутренним и внешним освещением, знаками переменной информации, динамическими информационными табло и их демонтаж.

Предметом деятельности Учреждения является территория в границах муниципального образования «город Пермь» (пункт 2.3. Устава).

В соответствии с Уставом в функции МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» в том числе, входит организация дорожного движения, мероприятия по транспортному планированию и моделированию, обеспечения содержания, обслуживания, ремонта комплекса технических средств видеонаблюдения и управления дорожным движением (л.д. 120 оборот-124).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении частных автомобильных дорог допускаются при наличии согласия в письменной форме собственников таких автомобильных дорог. При этом с собственниками таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1, 4 и 5 настоящей статьи, либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается владельцем автомобильной дороги в срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении такого согласия.

Порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, - в отношении автомобильных дорог федерального значения;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления - в отношении автомобильных дорог местного значения.

При согласовании строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий владельцы автомобильных дорог обязаны информировать лиц, которые планируют осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт таких пересечений и примыканий, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог и о сроках их реконструкции, капитального ремонта.

Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый ответ от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку Уставом МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» не предусмотрено обязанностей и полномочий по реконструкции тротуаров, в связи с чем оспариваемый ответ не нарушает прав административного истца.

Ссылка представителя административного истца о том, что на основании положений п. 3.1.9 Устава, административный ответчик обязан производить реконструкцию линейного объекта (тротуара), который заблокировал проезд к земельному участку с кадастровым номером и жилому зданию ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером , расположенных по адресу <Адрес>, является необоснованной, поскольку указанными положениями предусмотрено участие административного ответчика в разработке, согласовании перспективных, текущих планов и целевых программ по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в сфере осуществления мероприятий по организации дорожного движения, что является значительно отличной функцией от заявленных требований - производство реконструкции линейного объекта (тротуара).

С учетом изложенного, суд отказывает административному истцу Якимовой И.С. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Якимовой И.С. к муниципальному казенному учреждению «Пермская дирекция дорожного движения» о признании незаконным решения/действия/бездействия от ДД.ММ.ГГГГ не производить реконструкцию линейного объекта (тротуара) до ДД.ММ.ГГГГ, который заблокировал проезд к земельному участку с кадастровым номером и жилому зданию ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, с кадастровым номером , расположенных по адресу <Адрес>, возложении обязанности по устранению нарушенного права путем, а именно в сроки, установленные в решении от ДД.ММ.ГГГГ департаментом земельных отношений администрации города Перми до ДД.ММ.ГГГГ, изготовить, обеспечить беспрепятственный проезд (занизить бордюрные камни с обеих сторон тротуара, асфальтное полотно уплотнить спец техникой (катком) в месте примыкания бордюрных камней) в месте примыкания автодороги к тротуару находящихся на против участка с кадастровым номером и жилого здания, с кадастровым номером расположенных по адресу <Адрес>, заблаговременно проинформировать заявителя о дне начала работ, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

Копия верна, судья Н.В. Подгайная

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-1289/2022 Ленинского районного суда г.Перми.