ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/17 от 12.01.2017 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-128/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар

12 января 2017 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мурсалова В.В.,

при секретаре Горловой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на строительство гаражного комплекса.

Требования мотивированы тем, что являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты> и имеющего назначение «для размещения гаражного комплекса» обратился к административному ответчику за выдачей разрешения на строительство гаражного комплекса.

Однако в выдаче разрешения на строительство отказано. Данный отказ ФИО1 считает незаконным, нарушающим его права как арендатора на использование земельного участка в соответствии с целевым назначением.

ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар № <данные изъяты> от <данные изъяты> в выдаче разрешения на строительство гаражного комплекса на земельном участке, размером 10 013 кв.м. расположенном по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать разрешение на строительство гаражного комплекса.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 на удовлетворении административного иска настаивала.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, судом приняты меры к надлежащему извещению. О причине неявки суду не сообщено.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении данной категории дел суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (ч. 8 ст. 226 КАС РФ), однако не может по своему усмотрению изменять предмет заявленных требований и оценивать законность того действия или бездействия либо постановления, которое не оспаривается.

В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

Судом приходит к выводу, что ФИО1 не пропущен срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании названного отказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в выдаче разрешения строительства от <данные изъяты>, так как с данным административным иском ФИО1 обратился 27.07.2016.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка расположенного по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты>.

Данный земельный участок имеет площадь 10 013 кв. м., относится к категории земель «земли населенных пунктов» и имеет разрешенное использование «для размещения гаражного комплекса».

Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды № 4300016147 от 18.03.2010, договором уступки прав и обязанностей № 4300016147 от 18.03.2010, кадастровой выпиской о земельном участке от 18.07.2016.

Согласно градостроительному плану земельного участка от 30.11.2015 названный земельный участок расположен в зоне Ж.3 - зона застройки среднеэтажными жилыми домами, и в зоне специального назначения (санитарно-защитные насаждения).

С целью получения разрешения на строительство гаражного комплекса «Литер 1,2,3,4» ФИО1 обратился к административному ответчику с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на строительство.

<данные изъяты> Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказал ФИО1 в выдаче разрешения на строительство гаражного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты>.

Основанием для этого послужило то, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно земельный участок, на котором предполагается строительство гаражного комплекса, расположен в зоне специального назначения (санитарно-защитные насаждения), в которой строительство не предусмотрено, в связи с чем на чертеже градостроительного плана земельного участка место допустимого размещения отсутствует (не предусмотрено). Кроме того, отсутствует согласование аэропорта «Краснодар - Центральный» и служб инженерных сетей.

В соответствии с ч. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ).

Земельные участки согласно ч. 1 ст. 264 ГК РФ могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ч. 2 ст. 264 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пункт 1 ст. 7 ЗК РФ подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на ряд категорий, выделяя в качестве самостоятельной категории земли населенных пунктов.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).Таким образом, законом предусмотрено, что разрешенное использование определяется в результате зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.

Так, частью 1 ст.35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят, в том числе, жилые предназначенные для застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными жилыми домами и т.п.

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.

Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Доводы, указанные в административном иске о том, что договором аренды от 18.03.2010 предусмотрено его право на возведение гаражного комплекса, а принятые изменения в Правилах землепользования и застройки, Генеральном плане создают препятствия административному истцу для дальнейшего использования земельного участка и строительства гаражного комплекса суд не принимает.

По смыслу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 в новой редакции, с изменениями, внесенными решением от 20.11.2014 № 70 п. 2 и изменениями, внесенными решением от 28.05.2015 № 79 п. 18 (п. 2 градостроительного плана земельного участка), земельный участок по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты> расположен в зоне специального назначения (зона санитарно-защитной зелени), в которой строительство не предусмотрено в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 № 25 п. 15.

С учетом содержания приведенных выше положений земельного, градостроительного законодательства, а также Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, правовой режим земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, <данные изъяты>, не допускает возведение на нем гаражного комплекса.

Учитывая, что строительство гаражного комплекса планируется административным истцом на земельном участке в границах санитарно-защитной зоны зеленых насаждений, то административным ответчиком обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство.

Административный ответчик, отказывая в выдаче разрешения на строительство гаражного комплекса, также обоснованно исходил из того, что ФИО1 не представил согласование аэропорта «Краснодар - Центральный» и служб инженерных сетей.

Частью 3 ст. 4 ГрК РФ предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно пункту 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 года N 138, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

В силу пункта 59 Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

Земельный участок, арендуемый ФИО1, находится в пределах приаэродромной территории, входит в зону шумов аэропорта (зона В), что подтверждается градостроительным планом.

В силу прямого указания закона какая-либо хозяйственная, строительная деятельность в пределах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, то есть лицом, за которым зарегистрировано право собственности на аэродром, запрещена; а на дату обращения в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ФИО1 не было получено согласие собственника аэродрома на осуществление строительства на земельном участке, входящем в приаэродромную территорию, не было оно и представлено в ходе рассмотрения дела.

Как следует из градостроительного плана земельного участка участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, между тем согласования служб инженерных сетей на дату обращения за разрешения административному ответчику представлены не были.

На основании установленного, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство административному истцу является законным и не нарушает права заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Краснодара.

Судья