ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/19 от 13.03.2019 Октябрьского районного суда (Курская область)

Адм.дело №2а-128/2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2019 года п.Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области

в составе председательствующего районного судьи Добрыниной Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района Курской области Минаковой И.В.,

представителя административного ответчика -главы администрации Катыринского сельского совета Октябрьского района Курской области Богомазовой С.А.,

при секретаре Ковалевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Катыринского сельского совета <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-водопроводной сети и возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом его уточнения) к администрации Катыринского сельского совета <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в котором указал, что что в соответствии с п.4.3 ч.1 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч.5 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Катыринского сельсовета <адрес> требований жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных положений законодательства на территории МО «Катыринский сельсовет» <адрес> расположен объект, использующийся для водоснабжения населения муниципального образования-водопровод, общей протяженностью 20,8 км., расположенный по адресу: <адрес> - 1,5 км., <адрес> - 1 км., <адрес> - 1 км.я. <адрес> - 7 км., <адрес> - 2,6 км, <адрес> - 3 км., <адрес> - 3 км., <адрес> - 1,7 км., что подтверждается актом приема-передачи инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.

Право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, с заявлением о постановке его на учет как бесхозяйного недвижимого имущества администрация Катыринского сельсовета <адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не обращалась.

Таким образом, бездействие администрации Катыринского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта водоснабжения на учет как бесхозяйного имущества нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Кроме того, отсутствие регистрации права собственности на объект водоснабжения не позволяет органу местного самоуправления предусматривать и расходовать денежные средства на их содержание.

Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-водопроводной сети, общей протяженностью 20,8 км, расположенной в Катыринском сельсовете <адрес>: <адрес> - 1,5 км., <адрес> - 1 км., <адрес> - 1 км.я. <адрес> - 7 км., <адрес> - 2,6 км,, <адрес> - 3 км., <адрес> - 3 км., <адрес> - 1,7 км.

Обязать администрацию <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-водопроводной сети, общей протяженностью 20,8 км, расположенной в Катыринском сельсовете <адрес>: <адрес> - 1,5 км., <адрес> - 1 км., <адрес> - 1 км.я. <адрес> - 7 км., <адрес> - 2,6 км, <адрес> - 3 км., <адрес> - 3 км., <адрес> - 1,7 км.

Представитель административного истца помощник прокурора Минакова И.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика -глава администрации Катыринского сельского совета <адрес> Богомазова С.А.,в судебном заседании административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, указав, что водопроводная сеть стоит у них на балансе, внесена в реестр муниципальной собственности. Кроме того ими проводятся работы по постановке водопроводной сети в ЕГРП в качестве объекта муниципальной собственности.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают, в том числе, полномочиями сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «Лобазовского сельсовета» <адрес> расположен объект, использующийся для водоснабжения населения муниципального образования - водопроводной сети, общей протяженностью 20,8 км, расположенной в Катыринском сельсовете <адрес>: <адрес> - 1,5 км., <адрес> - 1 км., <адрес> - 1 км.я. <адрес> - 7 км., <адрес> - 2,6 км, <адрес> 3 км., <адрес> - 3 км., <адрес> - 1,7 км.

Согласно решения собрания депутатов Катыринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке на баланс Катыринского сельсовета водопроводной сети, находящейся на территории Катыринского сельсовета ередаче сети водоснабжения в муниципальную собственность администрации Лобазовского сельсовета.

Согласно Акта приемки-передачи инженерной инфраструктуры СХПК «им.Ленина» передал в муниципальную собственность МО « Лобазовский сельсовет» объекты инженерной инфраструктуры: башни, скважины, водопровод.

Кроме того, в реестре муниципального имущества администрации Катыринского сельсовета также указанные водопроводные сети общей протяженностью 20,8 км имеются.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ дано определение бесхозяйного имущества, согласно которому бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, порядок принятия на учет такого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственности.

Однако, в судебном заседании достоверно установлено, что водопроводные сети, общей протяженностью 20,8 км переданы СХПК «им.Ленина» в 2000 году в муниципальную собственность администрации Катыринского сельсовета, состоят на балансе администрации и внесены в реестр муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит в выводу о том, что спорные водопроводные сети бесхозяйным имуществом не являются, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-228, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Катыринского сельского совета <адрес> о признании бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязании устранить нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Курского областного суда в течение одного месяца со дня оглашения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись)