РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 г. г. Новочеркасск
Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Сивенкова С.В., при секретаре судебного заседания – Татаркиной А.А., с участием административного истца – командира войсковой части № – (звание) ФИО1, представителя войсковой части № – (звание) ФИО2, административного ответчика - заместителя начальника 4 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам) (далее Межрегиональное управление) ФИО3 (далее – руководитель контрольной группы) и представителя административных ответчиков – начальника и самого Межрегионального управления – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-128/2020 по административному исковому заявлению командира войсковой части №, поданного в интересах указанной воинской части, об оспаривании решения руководителя контрольной группы ФИО3 о внесении в акт проверки контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности этой воинской части сведений о неправомерном списании горюче-смазочных материалов и причинении государству ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части № обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным п. 5.6 Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 24 марта 2020 г. №229/ВКС/2020/5дсп (далее - Акт), в части указания в нем сведений о причинении ущерба государству в размере 31 935 855 руб. 28 коп. в результате неправомерного списания авиационного топлива сверх установленных норм, а также незаконного списания горюче-смазочных материалов в результате пяти авиационных инцидентов на сумму 634 929 руб. 15 коп., и обязать начальника Межрегионального управления исключить из п. 5.6 названного Акта сведения о незаконном списании авиационного топлива ТС-1 и причинении государству ущерба в указанном размере.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец, не оспаривая объем сверхнормативного расходования авиационного топлива, в заявлении указал, что этот перерасход топлива произошел при выполнении должностными лицами полетных заданий, в соответствии с плановой таблицей полетов, в результате объективных факторов (применение форсированных режимов работы двигателей), по независящим от личного состава воинской части обстоятельствам. По каждому факту сверхнормативного расхода топлива после выполнения полетного задания были проведены служебные разбирательства по установлению причины и законности такого расхода. В проведённых разбирательствах за период, проверяемый комиссией Межрегионального управления, не установлены причины и условия считать расход горюче-смазочных материалов причинённым ущербом, не выявлено неправильных действий (бездействий) должностных лиц, нарушений правил эксплуатации воздушного судна и расхода горюче-смазочных материалов, отступления от принятых режимов полёта и графика полётного задания (конфигурации полёта) приведшие к расходу топлива свыше расчётного. Обязательные упражнения (полётное задание) выполняется командиром экипажа при профессиональной должностной подготовке в соответствии с Курсом боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил 20 августа 2014 года в ходе учебных полётов. Данный курс боевой подготовки является основным, руководящим документом, определяющим объём, содержание и последовательность подготовки лётного состава частей оперативно-тактической авиации к выполнению задач, определённых Боевым Уставом Военно-воздушных сил. На каждое выполнение упражнения (полётное задание) рассчитывается время полета и заправка самолёта с целью его выполнения. Кроме того, инженерами (авиационного комплекса) осуществляются пуски (опробования) двигателей на земле, приводя или поддерживая самолёт в установленную степень готовности к использованию по назначению при периодических работах или контроле работоспособности самолёта после устранения отказа, которые являются обязательными в процессе эксплуатации воздушных судов. Периодичность и необходимость запуска авиадвигателя не земле определена Единым регламентом технического обслуживания № 10В (самолёт Су-34) введенным в действие 21 октября 2008 года указанием начальника вооружения - заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению №4 (8118) и Инструкцией по технической эксплуатации 99.01 ИЭ (инструкцией по технической эксплуатации авиационных двигателей, устанавливаемых на самолёт Су-34). На опробовании авиационных двигателей с проверкой систем задаются режимы работы двигателям такие, как и при работе в воздухе (во время полёта), при этом происходит и соответствующий полёту расход топлива, а утверждёнными нормами не предусмотрена норма расхода на опробование двигателя, в связи с чем применяется норма по наработке самолёта на земле, которая в два раза меньше от применяемой нормы наработки в воздухе (полёте). Также, в воинской части в ходе выполнения полетных заданий имели место аварийные ситуации, приведшие к сливу авиационного топлива в полёте. Сливы авиационного топлива в полёте были произведены командирами экипажей для уменьшения посадочного веса самолёта. Правомерность принудительного слива авиационного топлива в полёте, выполняемая командиром экипажа, устанавливается пунктом 2 статьи 57 Воздушного Кодекса Российской Федерации, согласно которому командир пилотируемого воздушного судна принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна, и пунктом 1 статьи 58 этого же Кодекса, в соответствии с которым, командир воздушного судна имеет право принимать решение о сливе топлива в полёте, если это необходимо для обеспечения безопасности полёта воздушного судна и его посадки, а также принимать иные меры по обеспечению безопасности завершения полёта воздушного судна. Каждый вылет направлен на выполнение цели полётного задания. А возникшие аварийные ситуаций в полёте требуют прекращения выполнения полётного задания и следования до ближайшего аэродрома посадки. При этом, с целью обеспечения безопасности завершения полёта - посадки самолёта, необходимо обеспечить безопасную посадочную массу самолёта, с учётом посадочных характеристик и особенности аварийной ситуации. Безопасная масса для самолёта Су-34 достигается путём уменьшения количества имеющегося топлива, являющийся для него расходным материальным средством, его принудительным сливом или его выработкой, где под выработкой топлива понимается продолжение полёта без выполнения полётного задания, с целью достижения необходимой посадочной массы самолёта. Аварийный слив топлива в полёте, равно как его выработка в полёте - это не целевое расходование горюче-смазочных материалов при лётной эксплуатации воздушного судна. При этом, если производить выработку топлива, то будет происходить также не целевой расход ресурса воздушного судна, а также возрастание риска негативного и непрогнозируемого развития аварийной ситуации, вплоть до авиационного происшествия. Из чего следует, что наиболее безопасным и экономически выгодным является слив авиационного топлива для безопасного завершения полёта на ближайшем аэродроме посадки. Каждому аварийному сливу авиационного топлива в полёте предшествовало какое-либо событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, и не закончилось авиационным происшествием, что является авиационным инцидентом, согласно Правилам расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 года № 1329.
Административный истец, представитель войсковой части №, требования искового заявления поддержали и просили удовлетворить иск в полном объеме.
Руководитель контрольной группы Хромов, требования искового заявления не признал, при этом пояснил, что в ходе контрольного мероприятия контрольной группой Межрегионального управления в Акте исследованы вопросы, касающиеся сверхнормативного списания авиационного керосина марки ТС-1 за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 года. Расчеты расхода авиационного керосина ТС-1 проводились на основании данных объективного контроля, внесенных в полетные листы воздушных судов, в соответствии с нормами расхода, введенными в действие Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 1999 г. № 082, указаниями начальника управления вооружения - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению от 7 августа 2014 г. № 5/8118, от 21 января 2017 г. № 8/8118, и от 7 июня 2017 г. № 9/8118 «О введении в действие Временных норм расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации авиационной техники» (далее - Временные нормы расхода ГСМ) на эксплуатацию воздушных судов Су-34. Согласно пункту 1 Норм расхода, утвержденных Приказом № 082, под нормой расхода понимается предельно допустимое количество ГСМ, разрешенное к расходу при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении авиационной техники. Согласно п. 3 названных Норм расхода, списание израсходованных ГСМ осуществляется по фактическому их расходу в пределах норм (временных норм), утвержденных указанным приказом (указаниями начальника вооружения-заместителя главнокомандующего Военно-воздушными силами по вооружению). Также согласно пункту 89 Руководства по учету расходные и эксплуатационные материалы, горючее, ЗИП, израсходованные на регламентные работы, техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной техники и иных объектов основных средств, а также текущие производственные и хозяйственно-бытовые нужды, списываются в соответствии с утвержденными нормами по акту о списании материальных запасов. Как определено Методикой нормирования расхода топлива при эксплуатации авиационной техники, разработанной Научно-исследовательским центром федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Методика нормирования расхода топлива) и утвержденной начальником управления вооружения - заместителем главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению 11 февраля 2020 г., под нормой расхода ГСМ понимается предельно допустимое количество ГСМ, разрешенное к расходу при использовании в процессе эксплуатации, технического обслуживания, хранения и ремонта образца изделия военной техники, фактический расход ГСМ - количество ГСМ, израсходованных при эксплуатации образцов изделий военной техники за 1 час. Нормы расхода авиационного топлива (специальных жидкостей) при выполнении полетов, являющиеся приложением к указаниям начальника управления вооружения - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению также предусматривают применение норм расхода на 1 час полета (воздух, земля). Нормы расхода ГСМ являются основанием для законного списания ГСМ, израсходованных при эксплуатации образцов изделий военной техники. Списание ГСМ производится по фактическому расходу военной техникой, но не более установленных норм при их эксплуатации, консервации, хранении, расконсервации и ремонте. Исходя из того, что нормы расхода определены на 1 час полета, истец безосновательно утверждает, что для списания израсходованного горючего Нормы расхода ГСМ должны применяться к общему расходу ГСМ за месяц, а не по фактическому расходу топлива по каждому полету, отраженному в полетном листе, в котором указывается перерасход в графе «Израсходовано сверх установленной нормы». В соответствии с требованиями пункта 44 «Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100дсп (далее - Регламент), в описании нарушения - неправомерного (незаконного) списания авиационного топлива ТС-1 в количестве 709 528 кг на сумму 31 935 855 руб. 28 коп., выявленного в ходе контрольного мероприятия при проверке списания авиационного топлива ТС-1, указывалась суть нарушения с указанием, в том числе, статей, пунктов, подпунктов нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, документов (материалов), на основании которых сделаны выводы о нарушениях в проверяемом периоде, к которому относится выявленное нарушение. Поэтому применение административным истцом абзаца 2 пункта 1 Нормы расхода ГСМ по Приказу Министра обороны РФ № 082 только при списании ГСМ, без учета значений графы «Израсходовано сверх установленной нормы» полетных листов, является неправомерным. Согласно пункту 5 раздела 1 Методики нормирования расхода топлива, нормы расхода топлива ТС-1 установлены с учетом требований Курса боевой подготовки. Войсковой частью № документы, предусмотренные Методикой нормирования расхода топлива, подтверждающие предлагаемые (требуемые для правомерного списания фактических расходов топлива) нормы расхода топлива (сбор, анализ и обобщение данных по фактическим расходам топлива для Су-34, расчет-обоснование и другие материалы) для отработки указаний начальника управления - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению, определяющих Временные нормы расхода ГСМ на эксплуатацию Су-34, в соответствии с директивой начальника главного штаба Военно-воздушных сил от 29 августа 2013 г. №690/3323 «Об организации работ по формированию временных норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей на новую и модернизированную технику», в установленном порядке не направлялись. Войсковой частью № мероприятия по организации правомерного списания авиационного топлива в полной мере не выполнялись. Вместе с тем, списание топлива сверх установленных норм привело к выбытию топлива из владения собственника - Министерства обороны Российской Федерации помимо его воли и желания (утрата) и является правонарушением, которое в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков является ущербом (код – 1.03.09у), подлежащим внесению в книгу учета недостач воинской части. Таким образом, в войсковой части № в нарушение пунктов 1 и 3 раздела 1 Временных норм расхода ГСМ на эксплуатацию Су-34, списано с регистров бюджетного учета и материального учета воинской части по актам сверх установленных норм авиационного керосина ТС-1 в количестве 709 528 кг на общую сумму 31 935 855 руб. 28 коп. Также установлено, что в проверяемом периоде в войсковой части № имелись случаи аварийного, принудительного слива авиационного керосина ТС-1 в количестве 13 568 кг и самопроизвольной утраты гидравлической жидкости АМГ-10 в количестве 57,6 кг, в результате пяти авиационных инцидентов, всего на общую сумму 634 929 руб. 15 коп. В нарушение требований пункта 9 Программы экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на период 2019-2023 годы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 22 командиры авиационных воинских частей обязаны исключить преднамеренную ускоренную выработку горючего в полете на форсажах и максимальных режимах работы двигателей с выпуском средств механизации крыла, тормозных щитков и шасси, кроме аварийных ситуаций, отработки упражнений в ходе учетных пролетов и выполнения задач. По каждому случаю расхода горючего сверх установленных норм, слива его в воздухе предписано проводить административное расследование, принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке. Административным истцом, в нарушение действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов Министра обороны Российской Федерации, административные расследования по фактам сверхнормативного расхода и аварийного сброса ГСМ не проводились, суммы ущерба в книгу учета недостач не вносились. При этом воинской частью проводились разбирательства, в результате которых виновные лица не устанавливались и решения по возмещению сумм ущерба не принимались. Слитое топливо ТС-1 в количестве 13 568 кг и вытекшая гидравлическая жидкость АМГ-10 в количестве 57,6 кг, фактически утраченные и являющиеся ущербом, были списаны по норме расхода, как использованные по прямому назначению, что неправомерно. Кроме того, ответчик просил в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд с заявлением.
Представитель Межрегионального управления и его начальника ФИО4 доводы ФИО3 поддержала и просила в удовлетворении иска отказать.
Начальник Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем представляется возможным провести разбирательство без его участия.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 6 ст. 218 КАС РФ, несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Акт контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 24 марта 2020 г. №229/ВКС/2020/5дсп подписан командиром войсковой части № 24 марта 2020 г. Возражения на Акт представлены войсковой частью № письмом от 26 марта 2020 г.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 28 апреля 2020 г. № 239 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», были введены ограничительные мероприятия в служебной деятельности Межрегионального управления в связи с распространением новой коронавирусной инфекции до 10 июня 2020 г.
В связи с введенными ограничениями, возражения командира войсковой части № должны были рассматриваться 1 июля 2020 г., однако с целью получения письменной информации от должностных лиц главного командования Воздушно-космических сил по обжалуемым командиром войсковой части № вопросам, срок рассмотрения возражений продлен на 20 рабочих дней до 28 июля 2020 г. Возражения рассмотрены 27 июля 2020 г. и протокол рассмотрения возражений направлен командиру войсковой части № письмом от 27 июля 2020 г. № 229/ВКС/543дсп.
Согласно штампу входящей корреспонденции Новочеркасского гарнизонного военного суда, административное исковое заявление подано командиром войсковой части № 4 августа 2020 г.
При таких обстоятельствах, срок обращения в суд с административным иском командиром войсковой части № пропущен по уважительной причине, в связи с чем фактические обстоятельства дела подлежат исследованию.
Как усматривается из Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 24 марта 2020 г. №229/ВКС/2020/5дсп, проведена выборочная проверка расходования авиационного топлива ТС-1 за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.
В п. 5.6 названного акта имеются сведения о списании в указанный период времени с регистров бюджетного учета и материального учета воинской части по актам сверх установленных норм авиационного керосина ТС-1 в количестве 709 528 кг на общую сумму 31 935 855 руб. 28 коп., а также списании авиационного керосина ТС-1 в количестве 13 568 кг и гидравлической жидкости АМГ-10 в количестве 57,6 кг, в результате пяти авиационных инцидентов, на общую сумму 634 929 руб. 15 коп.
Из объяснений заместителя командира войсковой части № по летной подготовке, отраженных в Акте, а также пояснений специалиста ФИО5 следует, что причиной перерасхода авиационного топлива ТС-1 явилось использование форсажного режима работы авиационных двигателей во время выполнения плановых полетов (учебных упражнений) воздушных судов, согласно курсу боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил 20 августа 2014 года, выполнение облета воздушного судна перед допуском его к эксплуатации для проверки в полете работоспособности систем и оборудования, а также опробование двигателей воздушных судов на земле, для поддержания самолёта в установленной степени готовности к использованию по назначению при периодических работах или контроле работоспособности самолёта после устранения отказа, которые являются обязательными в процессе эксплуатации воздушных судов.
Данные обстоятельства подтверждаются полетными листами авиационных эскадрилий войсковой части № за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, и приложенными к ним данными объективного контроля, актами о списании материальных запасов, расшифровками о расходе горючего и смазочных материалов, объяснениями (рапортами) летчиков о перерасходе горючего.
При этом не выявлено неправильных действий (бездействий) должностных лиц, нарушений правил эксплуатации воздушного судна и расхода горюче-смазочных материалов, отступления от принятых режимов полёта и графика полётного задания (конфигурации полёта) приведшие к расходу топлива свыше расчётного.
В соответствии с выпиской из курса боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил 20 августа 2014 года, он определяет объём, содержание и последовательность подготовки лётного состава частей оперативно-тактической авиации к выполнению специальных задач. На каждое выполнение упражнения (полётного задания) рассчитывается время полета и заправка самолёта с целью его выполнения. Упражнения №№ 30, 31, 34, 35, 36, 115 и др. выполняются на предельных по тяге режимах работы двигателей (малый форсаж-максимал-полный форсаж).
Из выписки из техники пилотирования и навигации объекта 10В (Методическое пособие), утвержденного начальником авиации – заместителем главнокомандующего ВВС по авиации 14 марта 2013 г. усматривается, что при выполнении упражнений (полетных заданий), выполняемых летчиками, взлет воздушного судна и набор высоты в каждом случае происходит в режиме работы двигателей «полный форсаж».
Согласно пункту 9 Программы экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на период 2019-2023 годы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 22 командирам авиационных воинских частей приказано исключить преднамеренную ускоренную выработку горючего в полете на форсажах и максимальных режимах работы двигателей с выпуском средств механизации крыла, тормозных щитков и шасси, кроме аварийных ситуаций, отработки упражнений в ходе учебных полетов и выполнения специальных задач.
Как следует из приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами от 12 июля 2007 г. №265, организация облетов, контрольных и ознакомительных полетов воздушных судов в авиационных воинских частях, а также при получении воздушного судна с предприятий-изготовителей, авиационных ремонтных заводов и из других авиационных частей, проводится в соответствии с Федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации, утвержденными приказом Министра обороны РФ от 9 сентября 2004 года №044.
В соответствии с п.п. 188-189 данных Правил, облет, контрольный или ознакомительный полет воздушного судна организуется и проводится по типовым программам в установленном порядке в соответствии с Руководством по летной эксплуатации и названными Правилами.
Согласно типовой программе облета и ознакомительного полета объекта 10В, утвержденной Главнокомандующим Военно-воздушными силами 13 февраля 2009 г., облет воздушного судна осуществляется в режимах работы двигателей, в том числе «малый форсаж-максимал-полный форсаж».
Как усматривается из Единого регламента технического обслуживания №10В, введенным в действие 21 октября 2008 года указанием начальника вооружения - заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению №4 (8118) и Инструкции по технической эксплуатации 99.01 ИЭ (инструкцией по технической эксплуатации авиационных двигателей, устанавливаемых на самолёт Су-34), при опробовании (пусках) авиационных двигателей на земле с проверкой систем, задаются режимы работы двигателей такие, как и при работе в воздухе, в том числе «малый форсаж-максимал-полный форсаж», при этом происходит и соответствующий полёту расход топлива.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что перерасход авиационного топлива ТС-1, произошедший по независящим от личного состава воинской части обстоятельствам, вследствие выполнения летчиками предписанных полетных заданий (применение форсированных режимов работы двигателей), объективно ущербом не является, в связи с чем авиационное топливо в количестве 709 528 кг не может рассматриваться как незаконно списанное с регистров бюджетного учета и материального учета воинской части по актам сверх установленных норм в размере 31 935 855 руб. 28 коп.
В целях восстановления прав и законных интересов войсковой части №, суд, признавая незаконным п. 5.6 Акта, в части указанных в нем сведений о выявленном ущербе в результате неправомерного списания авиационного топлива ТС-1 сверх установленных норм на сумму 31 935 855 руб. 28 коп., полагает необходимым возложить на начальника Межрегионального управления исключить из п. 5.6 названного Акта указанные сведения, внеся в указанный Акт соответствующие изменения.
Доводы ответчиков о том, что перерасход авиационного топлива в количестве 709 528 кг и его списание на общую сумму 31 935 855 руб. 28 коп., является ущербом, суд находит несостоятельными ввиду вышеизложенного.
Что касается списания авиационного керосина ТС-1 в количестве 13 568 кг в результате его принудительного слива в связи с произошедшими авиационными инцидентами и самопроизвольной утратой гидравлической жидкости АМГ-10 в количестве 57,6 кг, всего на общую сумму 634 929 руб. 15 коп., суд считает, что требование административного истца об исключении данного ущерба из Акта необоснованно, так как в нарушении положений п.п. 2, 3, 4 Порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 775дсп, данные горюче-смазочные материалы, фактически утраченные, были списаны по норме расхода, как использованные по прямому назначению, не на основании приказов командира воинской части, а на основании полетных листов №№ 558, 1190, 2947, 2350, 2302 и актов списания материальных запасов.
Кроме того, согласно главе 1 Методики нормирования расхода топлива, при расчете норм расхода не учитывается расход топлива при сливе горючего в полете для уменьшения посадочного веса самолета.
Принимая во внимание изложенное, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление командира войсковой части № об оспаривании решения руководителя контрольной группы ФИО3 о внесении в акт проверки от 24 марта 2020 г. №229/ВКС/2020/5дсп контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности этой воинской части сведений о незаконном списании горюче-смазочных материалов – удовлетворить частично.
Признать незаконным п. 5.6 Акта, в части указания в нем сведений о причинении ущерба государству в размере 31 935 855 руб. 28 коп. в результате неправомерного списания авиационного топлива сверх установленных норм.
Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам) в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда, исключить из п. 5.6 названного Акта сведения о причинении ущерба государству в размере 31 935 855 руб. 28 коп. в результате неправомерного списания авиационного топлива ТС-1 сверх установленных норм, внеся в указанный Акт, во исполнение настоящего решения, соответствующие изменения, о чем в тот же срок сообщить командиру войсковой части № и в суд.
В удовлетворении требования командира войсковой части № о признании незаконным п. 5.6 Акта, в части указания в нем сведений о причинении ущерба государству в связи со списанием авиационного топлива ТС-1 ввиду его принудительного слива, а также самопроизвольно утраченной гидравлической жидкости АМГ-10, в результате пяти авиационных инцидентов, на сумму 634 929 руб. 15 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда, через Новочеркасский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.В. Сивенков
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>