ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2021 от 11.02.2021 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 11 февраля 2021г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,

при секретаре Кузнецовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Маньковой Ларисы Ивановны к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий, выразившихся в утверждении проекта границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Манькова Л.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области в связи с тем, что она является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано. Межевание производилось на основании постановления органа местного самоуправления. 31.08.2020г. Семилукским районным судом вынесено решение, которым признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007г. «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в части указания площади. Решение суда о признании недействительным постановление в части указания площади указывает на незаконность действий органа местного самоуправления, утвердившего проект границ земельного участка. Незаконные действия органа местного самоуправления, утвердившего неправильный проект границ земельного участка, привели к признанию судом недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. метров, принадлежащего истцу. Поэтому истец признать незаконными действия администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров (л.д.4-6).

В судебное заседание административный истец Манькова Л.И. не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.153-154).

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области Бендин С.Ю. не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.158-161).

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д.155-157).

В судебное заседание заинтересованное лицо ИП Чернышова О.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.162).

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка которых не является обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами ( ч.1 ст. 4 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, административному истцу Маньковой Л.И. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2009г. и выпиской из ЕГРН от 03.02.2021г. В свидетельстве о государственной регистрации права указано, что земельный участок принадлежит Маньковой Л.И. на основании договора дарения от 24.03.1992г., из которого следует, что Малюгиной Л.И. (ныне Маньковой) подарен жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метров. Право собственности на жилой дом зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.2009г. (л.д.8-9, 99-100, 176-182).

Постановлением администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007 г. № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», утвержден проект границ вышеуказанного земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, на основании проведенного межевания земель, договора дарения от 24.03.1992г., заявления Маньковой Л.И., в котором она просила главу Латненского городского поселения утвердить проект границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д.10, 168-169).

Согласно представленному землеустроительному делу по упорядочению на местности границ земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И., расположенного по адресу: <адрес>, составленному в 2008 году ИП Зайцевой О.М. (ныне Чернышовой), площадь земельного участка после уточнения границ согласно плану и схеме границ составила <данные изъяты> кв. метров. В землеустроительном деле находятся следующие документы: пояснительная записка ИП Зайцевой О.М., в которой она указывает, что уточненная по координатам поворотных точек границ площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв. метров; заявление Маньковой Л.И., адресованное ИП Зайцевой О.М., об обмере земельного участка по адресу: <адрес>, для оформления права собственности; задание по упорядочению на местности границ земельного участка, исполнителем которого является землеустроитель Зайцева О.М.; договор дарения жилого дома Маньковой Л.И. (ранее Малюгиной); справка, выданная администрацией Латненского городского поселения о том, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метров по адресу: <адрес>, не приватизирован; постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области №238 от 26.07.2007г., которым утвержден проект границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>; технический проект по упорядочению на местности границ земельного участка с текстовой частью; извещения смежников и расписки; акт согласования границ земельного участка Маньковой Л.И.; схема границ земельного участка; план земельного участка. В материалах землеустроительного дела также имеется акт контроля за проведением землеустройства Территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район) от 28.02.2008г., в котором указаны недостатки, имевшие место при межевании ИП Зайцевой О.М. земельного участка Маньковой Л.И. (л.д. 81-128).

В материалы дела Управлением Росреестра по Воронежской области представлены межевое дело от 22.12.2008г. и кадастровое дело от 10.07.2005г. в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в котором имеется заявление Маньковой Л.И. от 21.01.2009г. об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с приложением документов, в том числе, плана земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, составленного ИП Зайцевой О.М. (л.д.183-227).

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 03.06.2020г. по административному делу №2а-414/2020 по иску Маньковой Л.И. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области в заявленных требованиях о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, выразившегося в неосуществлении должного контроля за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Воронежской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об угловых и поворотных точках земельного участка с кадастровым номером отказано (л.д.63-80).

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 29.09.2020г. решение от 03.06.2020г. оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Чернышовой О.М. и Маньковой Л.И. без удовлетворения (л.д.52-61).

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31.08.2020г. по гражданскому делу №2-245/2020 иск Ветровой К.В. к Маньковой Л.И. и к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района о признании недействительными результаты межевания, о признании недействительным в части постановления, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ земельных участков удовлетворен; признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007г. № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», в части указания площади; исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.метров; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.метров; Маньковой Л.И. во встречном иске к Ветровой К.В. и к Управлению Росреестра по Воронежской области об аннулировании и исключении сведений о границах земельного участка, обязании исправить реестровую ошибку отказано (л.д.11-26).

Апелляционным определением Воронежского областного суда от 26.01.2021г. решение от 31.08.2020г. оставлено без изменения, а апелляционные жалобы ИП Чернышовой О.М. и Маньковой Л.И. без удовлетворения (л.д.241-249).

Статьей 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001г. № 78-ФЗ определено, что землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае установления или изменения границ объектов землеустройства (ст.3 № 78-ФЗ).

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.22 № 78-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

На момент формирования землеустроительного дела действовало Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. № 105, которое Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009г. № 834 признано утратившим силу.

Согласно п.10 вышеуказанного Положения проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г. утверждена Инструкция по межеванию земель, в которой определены: основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель. Инструкция предназначена для граждан и юридических лиц, выполняющих работы по межеванию земель независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно п.1.1, 1.4 Инструкции межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Межевание земель выполняют проектно - изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

В процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы: проект землеустройства, материалы инвентаризации земель; постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка; договоры купли - продажи и сведения о других сделках с земельным участком; выписки из книги регистрации земельного участка; сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку; чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка; топографические карты и планы; фотопланы и фотоснимки, приведенные к заданному масштабу; схемы и списки координат пунктов ГГС; схемы и списки координат пунктов ОМС; списки координат межевых знаков, затрагиваемых проектом землеустройства, а также проектные координаты вновь образуемого или трансформируемого земельного участка; сведения об особом режиме использования земель (п.5 Инструкции).

При проведении межевания проводится полевое обследование пунктов геодезической опоры и межевых знаков, составление технического проекта, уведомление собственников, владельцев и пользователей о межевании земель, установление и согласование границ земельного участка на местности, определение координат межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка (пункты 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Инструкции).

Чертеж границ земельного участка составляется инженером - землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (п.12.4 Инструкции).

При выполнении работ физическим лицом, имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку законченной продукции осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно - изыскательская организация по землеустройству (п.13.2 Инструкции).

По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело (п.16.1 Инструкции).

Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время Федерального закона «О кадастровой деятельности») от 24.07.2007г. №221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент формирования землеустроительного дела, кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ. В результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования (ч.1 ст.35, ст. 37 №221-ФЗ).

Согласно ч. 1, 7, 8, 9, 11 ранее действовавшей ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

В ходе рассмотрения дела установлено, что землеустроительное дело, схема границ земельного участка и план земельного участка с кадастровым номером с указанием координат и площади подготовлены кадастровым инженером ИП Зайцевой О.М. по заданию Маньковой Л.И. с целью упорядочения на местности границ земельного участка, и на основании заявления Маньковой Л.И. внесены соответствующие изменения в ГКН с увеличением его площади. При этом землеустроительное дело не было утверждено должностным лицом территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район). Администрацией Латненского городского поселения постановление от 26.07.2007г. №238 об утверждении проекта границ земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И., вынесено на основании заявления Маньковой Л.И. и проведенного межевания земель, выполненного ИП Зайцевой О.М., которая в пояснительной записке указала, что уточненная по координатам поворотных точек границ площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв. метров, хотя в правоустанавливающем документе площадь участка была указана <данные изъяты> кв.метров. Кадастровый инженер при проведении межевания, определении местоположения и площади земельного участка в процессе подготовительных работ осуществляла сбор и анализ исходных материалов, составляла чертеж границ земельного участка, следовательно, несла ответственность за достоверность сведений в выполненной работе.

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31.08.2020г., вступившим в законную силу, установлено, что при составлении межевого плана допущена кадастровая ошибка, поскольку имеет место несоответствие (смещение) координатного описания сведений о границах земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И., внесенных в ЕГРН, фактическим границам этого участка. В связи с чем решением суда признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составленным кадастровым инженером Зайцевой О.М. Признание результатов межевания недействительными повлекло признание недействительным в части указания площади постановления администрации Латненского городского поселения от 26.07.2007г. .

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что решением суда от 31.08.2020г. выявлена кадастровая ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении межевания, суд не усматривает незаконности в действиях администрации Латненского городского поселения по утверждению проекта границ земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И. Суд считает действия административного ответчика соответствовали требованиям действовавшего законодательства, постановление по утверждению проекта границ земельного участка принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, поэтому неправомерности в действиях ответчика не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу положений ст.11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что заявленные административным истцом требования не направлены на защиту нарушенного права, а носят надуманный характер.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации Латненского городского поселения, выразившихся в утверждении проекта границ земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Маньковой Ларисе Ивановне в административном иске к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий, выразившихся в утверждении проекта границ земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Воробьева С.В.

Мотивированное решение составлено 26.02.2021 г.

1версия для печатиДело № 2а-128/2021 (2а-1332/2020;) ~ М-1241/2020 (Решение)