ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2022 от 30.03.2022 Щигровского районного суда (Курская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Щигры 30 марта 2022 года

Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Малыхина Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Москалевой Т.С.,

с участием представителя административного истца – помощника Щигровского межрайонного прокурора Жигунова Д.А.,

представителя административного ответчика – Брусенцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению Администрация города Щигры Курской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области, по принятию решения в отношении многоквартирных домов незаконным, возложении обязанности по привлечению специализированной организации для проведения обследования многоквартирных домов и принятию решения в отношении многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Щигровский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «город Щигры» Курской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области, по принятию решения в отношении многоквартирных домов незаконным, возложении обязанности по привлечению специализированной организации для проведения обследования многоквартирных домов и принятию решения в отношении многоквартирных домов, указав в обоснование заявленных требований, что Щигровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации города Щигры.

Так, по результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ году проверки многоквартирного дома по адресу: <адрес> государственной жилищной инспекцией Курской области выявлено, что стены, фундамент, основные конструктивные элементы здания по причине длительного срока эксплуатации имеют значительные повреждения и признаки аварийности, выявлены повреждения перекрытий, стен дома, деревянных конструкций (стропильная система, обрешетка, оконные, дверные переплеты, стены поражены гнилью и повреждены древесным жучком), имеется обрушение крыши в части дома. В связи с этим, инспекцией для принятия решения о дальнейшей эксплуатации дома, безопасности проживания в нем, в адрес главы Администрации города Щигры было направлено заключение о проведении оценки технического состояния <адрес> в г. Щигры на предмет его соответствия требованиям, установленным положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Указанное заключение получено и зарегистрировано в Администрации города Щигры ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Щигры в адрес проживающего по указанному адресу ФИО2 направлена информация о необходимости предоставления, в целях признания многоквартирного дома <адрес> города Щигры аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующего заявления, а также прилагаемых документов, одним из которых является заключение специализированной организации, проведшей обследование многоквартирного дома.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в Администрацию города Щигры обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому Администрация города Щигры не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Таким образом, Администрация города Щигры в лице межведомственной комиссии обязана в установленный тридцатидневный срок рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости Администрация города Щигры может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома, однако работа межведомственной комиссии ее председателем надлежащим образом организована не была.

В нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> города Щигры Курской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссии по существу не разрешен, обследование дома не проведено. Решение, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции, не принято, что свидетельствует о том, что фактически администрация города Щигры в лице межведомственной комиссии уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа.

В связи с этим в адрес главы города Щигры ДД.ММ.ГГГГ прокурором было внесено представление, в котором поставлен вопрос о проведении мероприятий по инициированию признания многоквартирного дома <адрес> города Щигры Курской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе привлечению специализированной организации для проведения обследования многоквартирного дома и получения соответствующего заключения, привлечении председателя комиссии к дисциплинарной ответственности.

Согласно ответу Администрации города Щигры от ДД.ММ.ГГГГ указанные мероприятия будут проведены администрацией при поступлении соответствующих обращений и необходимых документов от жильцов дома.

По настоящий момент вышеуказанные нарушения Администрацией города Щигры фактически не устранены, межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Муниципального образования «город Щигры» Курской области одно из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, решений в отношении многоквартирного дома по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес> не принято, работа комиссии ее председателем по-прежнему не организована.

Таким образом, бездействие Администрации гор. Щигры в указанном вопросе послужило основанием обращения прокурора в суд с настоящим иском, в котором он, уточнив наименование ответчика (муниципальное учреждение, а не муниципальное образование Администрации города Щигры Курской области) со ссылкой на то, что возможное обрушение дома может причинить вред жизни и здоровью, а также имуществу не только жильцов, но и других лиц, посещающих жильцов, работников скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, сотрудников полиции, пешеходов, проходящих около дома, и т.д., просил:

- признать незаконным бездействие МУ Администрации город Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области одного из предусмотренныхп. 47Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, решения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>;

- обязать МУ Администрация город Щигры Курской области привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного п.п. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, обеспечив финансирование данных мероприятий в полном объеме; принять межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области одно из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, решений в отношении многоквартирного дома по адресу: Курская область, г. Щигры, ул. <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – Жигунов Д.А. уточненные административные требования поддержал по указанным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Брусенцева Е.А. в судебном заседании требования административного иска (с учетом их уточнения) не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что в настоящее время помещения с многоквартирном жилом <адрес> г. Щигры Курской области находятся в собственности граждан, соответственно, места общего пользования принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном многоквартирном жилом доме. В ДД.ММ.ГГГГ госжилинспекцией Курской области для принятия решения о дальнейшей эксплуатации дома, безопасности проживания в нем в адрес главы города Щигры направлено заключение о проведении оценки технического состояния дома <адрес> г. Щигры на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением №47. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города в адрес проживающего в этом жилом доме ФИО2 была направлена информация о необходимости предоставления в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции соответствующего заявления и перечня документов, в том числе заключение специализированной организации, но такое заключение по результатам обследования в межведомственную комиссию по оценке и признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных на территории МУ «город Щигры» Курской области, в межведомственную комиссию собственниками жилых помещений не предоставлялось, тем самым ответчик полагал, что права, свободы и законные интересы жильцов указанного многоквартирного дома не нарушены, а заявленные прокурором требования по настоящему административному делу не соответствуют действующему законодательству РФ и основаны на неверном толковании норм права, поскольку финансирование указанных мероприятий должно быть возложено непосредственно на собственников жилых помещений. К тому же ответчиком отмечено, что действующим законодательством предусмотрена процедура выделения и расходования бюджетных денежных средств, в том числе и на финансирование мероприятий по получению заключения специализированной организации для проведения обследования многоквартирного жилого дома, путем включения соответствующих целевых средств в бюджет на год, а согласно Бюджетному Кодексу РФ бюджет Муниципального образования «город Щигры» утверждается ежегодно Щигровской городской Думой на текущий и плановый период. На 2022 год бюджет муниципального образования был утвержден решением Щигровской городской Думы от 20.12.2021 №272-6-РД «О бюджете города Щигры Курской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Для получения заключения специализированной организации необходимо проведение электронного аукциона, при этом заключение контракта с единственным поставщиком в настоящее время невозможно ввиду наличия заключенных муниципальных контрактов Администрацией г. Щигры Курской области с организациями коммунальной инфраструктуры на 2022 год, к тому же Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России не рекомендует осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в начале финансового года в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные в материалы дела документальные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи с пояснениями участников процесса, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы принято Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г №47 (далее - Положение).

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 45(1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 настоящего Положения.

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абз. 1 п. 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные п. 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абз. 1 настоящего пункта.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

При этом межведомственная комиссия, созданная органом местного самоуправления для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

Как установлено судом, Постановлением Администрации города Щигры от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Муниципального образования «город Щигры» Курской области (л.д.28-32) с утверждением соответствующего комиссионного состава (л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) в адрес главы города Щигры Государственной жилищной Инспекцией Курской области (исх. ) в связи с поступившим из Щигровской межрайонной прокуратуры обращением ФИО2, являющегося собственником квартиры <адрес> г. Щигры, по вопросу технического состояния жилого дома, с выездом на место была проведена проверка технического состояния указанного дома на предмет наличия признаков аварийности, в ходе проведения осмотра было выявлено наличие признаков аварийности указанного жилого дома, направлено обращение о проведении оценки соответствия технического состояния <адрес> в г. Щигры Курской области требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Согласно заключению госжилинспекции Курской области о проведении оценки технического состояния <адрес> в г. Щигры, требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, по обращению жителей <адрес> в г. Щигры, проведенным визуальным осмотром было установлено, что стены дома, фундамент, основные конструктивные элементы здания по причине длительного срока эксплуатации имеют значительные повреждения и признаки аварийности; выявлены повреждения перекрытий, стен дома, деревянных конструкций (стропильная система, обрешетка, оконные, дверные переплеты, стена поражены гнилью и повреждены древесным жучком), имеется обрушение крыши в части дома, в связи с чем органу местного самоуправления предложено рассмотреть на межведомственной комиссии жилой <адрес> в г. Щигры на предмет его соответствия требованиям, установленным в положении о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (л.д. 14).

Как следует из сообщения Администрации г. Щигры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу проведения оценки технического состояния <адрес>, данный дом является многоквартирным, состоит из <данные изъяты> помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м., муниципальные жилые помещения в нем отсутствуют, что также подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным сообщением отмечено также, что Администрацией г. Щигры направлено письмо ФИО2 – собственнику жилого помещения вышеуказанного дома по вопросу предоставления в Администрацию г. Щигры необходимых для обследования жилого дома документов, после чего межведомственной комиссией будет рассмотрен вопрос о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным (л.д. 15, 16).

Сведения о непроведении межведомственной комиссией органа местного самоуправления обследования дома <адрес> в г. Щигры по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подтверждаются также сообщением Администрации г. Щигры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в ответ на обращение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной невыполнения таких действий обозначено непредставление собственниками данного дома в комиссию необходимых документов (л.д. 17-18).

Таким образом, Администрация г. Щигры, в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий и установленных требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, не обеспечила своевременный надлежащий контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не инициировала мероприятия по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе по привлечению специализированной организации по обследованию многоквартирного дома в целях получения соответствующего заключения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления ДД.ММ.ГГГГ Щигровским межрайонным прокурором представления в адрес главы города Щигры (л.д. 19-24), в котором поставлен вопрос о необходимости проведения межведомственной комиссией необходимых мероприятий по инициированию признания многоквартирного дома <адрес> г. Щигры аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно ответу Администрации города Щигры от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора (л.д. 25), причинами несовершения и невыполнения таких действий по-прежнему указано на непредставление собственниками данного многоквартирного дома необходимых документов, в том числе заключения специализированной организации, в межведомственную комиссию. В то же время отмечено, что до конца текущего месяца будет произведено обследование, по результатам которого будет принято решение в отношении данного дома.

Решением Щигровского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ инициировано проведение проверки в отношении Администрации г. Щигры по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства. Срок проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведение проверки поручено пом. Щигровского межрайонного прокурора Жигунову Д.А. (л.д. 26).

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что по результатам проведенной в 2021 году проверки многоквартирного дома по адресу: <адрес> Государственной жилищной инспекцией Курской области выявлено, что стены, фундамент, основные конструктивные элементы здания по причине длительного срока эксплуатации имеют значительные повреждения и признаки аварийности, выявлены повреждения перекрытий, стен дома, деревянных конструкций (стропильная система, обрешетка, оконные, дверные переплеты, стены поражены гнилью и повреждены древесным жучком), имеется обрушение крыши в части дома. В связи с этим, Инспекцией для принятия решения о дальнейшей эксплуатации дома, безопасности проживания в нем, в адрес главы Администрации города Щигры было направлено заключение о проведении оценки технического состояния <адрес> в г. Щигры на предмет его соответствия требованиям, установленным положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Указанное заключение получено и зарегистрировано Администрацией города Щигры 23.09.2021.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком, как ранее установлено судом, в адрес проживающего по адресу: г. Щигры, <адрес>ФИО2 направлена информация о необходимости предоставления, в целях признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, соответствующего заявления, а также прилагаемых документов, одним из которых является заключение специализированной организации, проведшей обследование многоквартирного дома.

Таким образом, учитывая, что от собственников многоквартирного жилого дома соответствующее заключение специализированной организации в орган местного самоуправления не поступало, Администрацией г. Щигры до настоящего времени вышеуказанные нарушения фактически не устранены, межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО «город Щигры» Курской области одно из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47, решение в отношении многоквартирного дома по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>, не принято. Работа комиссии ее председателем по-прежнему не организована, в установленном порядке спорный многоквартирный <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признан.

Решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Таким образом, Администрация города Щигры в лице Межведомственной комиссии обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном п. 42 Положения, и в установленный тридцатидневный срок рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном п. 42 Положения, и вынести решение в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости Администрация города Щигры может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования, поскольку Межведомственная комиссия является ее коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом, должна принять меры по организации обследования дома в целях получения соответствующего заключения.

В то же время, как установлено судом в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось представителем ответчика, вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу до настоящего времени не разрешен, работа Межведомственной комиссии ее председателем надлежащим образом организована не была.

Поскольку в Администрацию города Щигры обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому Администрация города Щигры не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.

В нарушение вышеприведенных положений действующего законодательства вопрос о признании многоквартирного дома <адрес> города Щигры аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссии по существу не разрешен, обследование дома не проведено. Решение, которое в соответствии с п.п. 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения надзорного органа – Государственной жилищной инспекции Курской области, обязательного к соблюдению и исполнению, не принято.

Мер по привлечению специализированной организации по обследованию многоквартирного дома в целях получения соответствующего заключения административным ответчиком не принято, что достоверно свидетельствует о бездействии административного ответчика в указанном вопросе.

Невозможность восстановления и защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и, как следствие, разрешения и урегулирования спорных правоотношений в ином, кроме как в судебном порядке, послужила основанием для обращения Щигровского межрайонного прокурора Курской области в суд с настоящим административным иском, требования которого (с учетом его уточнения) суд находит правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Предъявляя настоящий иск о признании незаконным бездействия административного ответчика, прокурор действует не только в интересах жильцов указанного многоквартирного жилого дома, но и неопределенного круга лиц, поскольку возможное обрушение дома может причинить вред жизни и здоровью, а также имуществу не только жильцов, но и других лиц, посещающих жильцов, работников скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, сотрудников полиции, пешеходов, проходящих около дома, и т.д.

Финансирование мероприятий, направленных на привлечение специализированной организации для проведения обследования многоквартирного жилого дома и получения соответствующего заключения также относятся к непосредственной компетенции административного ответчика, в связи с чем требования прокурора о привлечении органом местного самоуправления специализированной организации для проведения обследования многоквартирного жилого дома также подлежат удовлетворению в качестве производных от основных, поскольку действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию, не являющуюся самостоятельным юридическим лицом, а входящим в структуру органа местного самоуправления в качестве её коллегиального органа, проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, независимо от финансово-экономических возможностей. Тем самым доводы административного ответчика, полагающего, что помещения в многоквартирном жилом доме находятся в собственности граждан, а, соответственно, места общего пользования принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном многоквартирном доме, в связи с чем финансирование мероприятий по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции должно быть возложено непосредственно на собственников жилых помещений, не могут быть приняты судом во внимание как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права, а потому, являясь противоречащими положениям действующего законодательства РФ, отклоняются судом.

Иные доводы, заявленные суду, не влияют на существо спора.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В то же время, обозначенный прокурором в иске двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу по привлечению специализированной организации для проведения обследования многоквартирного жилого дома и принятия соответствующего решения в отношении многоквартирного жилого дома суд считает обоснованным, разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенных на него судом обязанностей.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), к числу которых относится и Администрация гор. Щигры Курской области.

В силу положений ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

уточненные административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, поданные в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения Администрации город Щигры Курской области, выразившееся в непринятии мер межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области одного из предусмотренныхпунктом 47Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>

Обязать муниципальное учреждение Администрацию город Щигры Курской области привлечь специализированную организацию для проведения обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного п.п. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, обеспечив финансирование данных мероприятий в полном объеме; принять межведомственной комиссией по оценке и признанию жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Щигры» Курской области одно из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, решений в отношении многоквартирного дома по адресу: Курская область, г. Щигры, <адрес>, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Щигровский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 11.04.2022 г.

Председательствующий Ю.В. Малыхин