ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-128/2024 от 31.01.2024 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-128/2024 (2а-1612/2023)

УИД 28RS0023-01-2023-001928-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года город Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Монаховой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Филипповой А.В.,

с участием административного истца Зимина Е.Н.,

представителя административных ответчиков УМВД России по Амурской области и МО МВД России «Тындинский» Сергеевой Ц.Б., действующей на основании доверенностей № 1 от 09.01.2024, № 131 от 11.12.2023,

заинтересованного лица Величко К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зимина Евгения Николаевича к Межмуниципальному Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тындинский", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании действий незаконными и возложении обязанности внести изменения в регистрационные данные транспортного средства,

установил:

Административный истец Зимин Е.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование требований указал, что при регистрации принадлежащего ему автомобиля «HONDA CR-V HYBRID», идентификационный номер № , 05.09.2023 регистрационным отделением отделение ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Тындинский» в свидетельство о регистрации транспортного средства серия и номер 9959204330 внесены недостоверные данные о мощности двигателя, а именно вместо мощности двигателя внутреннего сгорания (106,6 кВт/ 144,935 л.с.), указанной в электронном паспорте транспортного средства № от 15.08.2023, указана совместная мощность двигателей внутреннего сгорания и электромотора (171.6 кВт/ 233.3 л.с.). Он обратился в отделение с просьбой внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства, но 29.08.2023 ему было отказано. Полагает, что данное действие не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, ни федеральные законы, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможность внесения в государственный реестр транспортных средств и в регистрационные документы на транспортное средство вместо данных о мощности установленного на транспортном средстве двигателя внутреннего сгорания, данных о мощности двигателя внутреннего сгорания совместно с данными о максимальной 30-минутной мощности электромашины, так как двигатель и электромашина представляют собой разные узлы гибридного транспортного средства, каждый из которых имеет свои характеристики (параметры). В сведениях о двигателе внутреннего сгорания не могут отражаться параметры электромашины. Это влечет необоснованное увеличение размера транспортного налога.

Просил признать действия административного ответчика, связанные с регистрацией транспортного средства, незаконными и обязать внести изменения в регистрационные данные, в свидетельство о регистрации транспортного средства, отразив в них мощность двигателя внутреннего сгорания, составляющую 106,6 кВт/ 144,935 л.с., отправить измененную информацию в Территориальный участок УФНС России по Амурской области (г. Тында) для исправления и верного исчисления транспортного налога.

Определением Тындинского районного суда от 20 декабря 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по Амурской области; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Амурской области.

Определением Тындинского районного суда от 18 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник РЭО ОГИБДД МО МВД России «Тындинский» Купряшкин Д.В. и старший государственный инспектор БДД РЭО ОГИБДД МО МВД России «Тындинский» Величко К.Г.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы, заинтересованное лицо начальник РЭО ОГИБДД МО МВД России «Тындинский» Купряшкин Д.В., надлежащим образом извещенные о дате и месте слушания дела, не явились, представитель заинтересованного лица направил в суд письменный отзыв на иск, просил рассмотреть дело без его участия, заинтересованное лицо Купряшкин Д.В. доказательств уважительности причин неявки суду не представил.

В соответствии с ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), принимая во внимание, что представитель заинтересованного лица и заинтересованное лицо Купряшкин Д.В. извещены надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании административный истец Зимин Е.Н. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил суду, что его автомобиль имеет один двигатель – двигатель внутреннего сгорания, который передает энергию на АКБ. АКБ передает энергию на электромашину, которая вращает колеса. Автомобиль работает в двух режимах, которые включаются автоматически, исходя из условий работы: движение от ДВС передними колесами, движение от АКБ, которая передает энергию на электромашину, которая запускает колеса. В его автомобиле установлена комбинированная энергоустановка параллельного типа, то есть двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель имеют механическую связь с трансмиссией. Колеса вращаются и за счет двигателя внутреннего сгорания, и за счет электродвигателя. Полагает, что федеральным законом не предусмотрено указание мощности двигателя путем сложения мощностей его двигателей, необходимо указывать только мощность ДВС.

Представитель административных ответчиков УМВД России по Амурской области и МО МВД России «Тындинский» Сергеева Ц.Б. в судебном заседании с предъявленными административными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы письменных отзывов на административный иск, в которых со ссылкой на положения действующего законодательства в области государственной регистрации транспортных средств, указано, что согласно электронному паспорту транспортного средства указанный автомобиль марки «HONDA CR-V HYBRID», идентификационный номер RT5-1003602, оснащенный гибридной установкой, «i-MMD» с тремя режимами работы. При этом система «i-MMD» (intelligent Multi-Mode Drive) в соответствии со сведениями завода-изготовителя в открытых источниках указывается как гибридная установка последовательно-параллельного типа. Трансмиссия с фиксированным передаточным числом включает в себя два электродвигателя — генератор с приводом от ДВС и тяговый электромотор, помимо того присутствует муфта («overdrive clutch»), которая позволяет задействовать механический привод колес от ДВС. Возможные режимы указанной системы включают в себя: 1) привод колес электромотором (питание от батареи), 2) привод колес электромотором, привод генератора от ДВС, питание от батареи и генератора (схема последовательного гибрида), 3) механический привод колес от ДВС; 4) одновременный механический привод колес от ДВС и вспомогательный привод от электромотора (схема параллельного гибрида), 5) рекуперативное торможение. В условном 4) режиме тяговый электродвигатель работает одновременно с ДВС при необходимости обеспечить кратковременный прирост мощности или же выступает демфером нагрузки, работая в качестве генератора или мотора, когда отдача ДВС на короткое время становится избыточной и недостаточной по условиям движения. Указанный момент неоднократно указывался в описаниях системы i-MMD, начиная с ее появления в 2014 г. (Ide Hirohito, Sungara Yoshihiro, Higuchi Naritomo в корпоративном научном журнале «HONDA R&D Technical Review»).

В рассматриваемом случае автомобиль марки «HONDA CR-V HYBRID» имеет двигатель внутреннего сгорания HONDA LFB, объемом 1993 см3 мощностью 106,6 кВт, а также электромашину, максимальная 30-минутная мощность которой составляет 65 кВт и оснащен гибридной установкой системы «i-MMD», описанной выше.

По результатам регистрационных действий в РЭО ГИБДД МО МВД России «Тындинский» истцу были выданы государственные регистрационные знаки на автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства, при постановке автомобиля на учет в государственный реестр транспортных средств внесена запись, содержащая данные о мощности двигателя автомобиля - 233,3 л.с. (171,6 кВт)

Поскольку в автомобиле административного истца установлены два различных преобразователя энергии (двигателей): двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель (электромашина), при этом согласно описания гибридной установки системы «i-MMD» завод-изготовитель допускает совместную работу ДВС и электромашины, при определении мощности транспортного средства обоснованно административным ответчиком при постановке транспортного средства на регистрационный учет и внесении сведений о транспортном средстве в государственный реестр транспортных средств учтены и суммированы номинальные мощности обоих двигателей, указанные в паспорте транспортного средства, обеспечивающие в том числе единовременный привод транспортного средства в движение, так как общий учет мощностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, имеющихся в гибридном автомобиле, определяет мощность этого транспортного средства, что в данном случае составляет 171,6 кВт либо 233,3 лошадиных силы. Каких-либо нарушений при осуществлении регистрационного учета транспортного средства марки «HONDA CR-V HYBRID», идентификационный номер RT5-1003602 и внесении сведений о транспортном средстве, принадлежащего административному истцу, в государственный реестр транспортных средств, должностными лицами РЭО ГИБДД МО МВД России «Тындинский» допущено не было.

Заинтересованное лицо старший государственный инспектор БДД РЭО ОГИБДД МО МВД России «Тындинский» Величко К.Г. пояснил суду, что осуществляет осмотр и регистрацию транспортных средств при их постановке на учет. Налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства. При исчислении мощности двигателя при наличии двух двигателей необходимо указывать суммарную мощность обоих двигателей. Согласно электронному паспорту транспортного средства истца его автомобиль имеет три режима работы: 1. Движение за счет аккумуляторной батареи и тягового электродвигателя; 2. Движение посредством последовательного гибрида (двигатель внутреннего сгорания передает энергию на электромотор-генератор, который питает тяговый электродвигатель). 3. Движение за счет двигателя внутреннего сгорания. Автомобиль истца движется как за счет двигателя внутреннего сгорания, так и за счет электродвигателя, как по отдельности, так и совместно. Исходя их определений, установленных в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ-Р 59102-2020 «Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.10.2020 № 799-ст, в автомобиле Зимина установлена комбинированная энергоустановка параллельного типа, в которой трансмиссия транспортного средства обеспечивает единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и двигателя внутреннего сгорания, то есть двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель имеют механическую связь с трансмиссией. При внесении сведений в Единую базу Федеральной информационной системы ГИБДД были указаны мощности и двигателя внутреннего сгорания, и электродвигателя суммарно. При завершении регистрации транспортного средства сведения о мощности двигателя ТС в кВт в Единой базе Федеральной информационной системы ГИБДД автоматически преобразуются в лошадиные силы, и эта информация используется налоговыми органами для исчисления налога. Считает, что им верно указана в регистрационных данных мощность двигателя, поэтому заявленные административным истцом требования являются необоснованными.

Из письменного отзыва представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области на административное исковое заявление следует, что налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Для информационного взаимодействия с органами ГИБДД МВД России, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ утверждена форма «Сведения об автомототранспортных средствах и об их владельцах», предусматривающая передачу в налоговые органы сведений о мощности двигателя транспортного средства.

С учетом изложенного для исчисления налога определение налоговыми органами налоговой базы в отношении гибридного автомобиля осуществляется исходя из содержания соответствующих сведений о мощности двигателя, представленных в составе Формы в порядке информационного взаимодействия с органами ГИБДД МВД России.

При этом налоговые органы самостоятельно не осуществляют определение налоговой базы, в том числе суммирование мощностей двигателей транспортного средства.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.

В части определения налоговой базы - мощности двигателя гибридного автомобиля письмами Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694, от 06.02.2023 № 03-05-04-04/9167 направлены разъяснения в адрес Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФНС России. Согласно указанным разъяснениям при наличии в автотранспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на автотранспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из указанных норм, одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данной категории дел, обязанность доказать которое возлагается на административного истца, является соблюдение срока обращения с административным исковым заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемые регистрационные действия осуществлены административным ответчиком 05 сентября 2023 года, административное исковое заявление Зиминым Е.Н. подано в Тындинский районный суд 29 ноября 2023 года, то есть в установленный ст. 219 КАС РФ срок.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Одной из задач административного судопроизводства Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3).

Часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств определяет Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о регистрации транспортных средств).

Исходя из положений пунктов 2, 6 статьи 4, части 1 статьи 7 указанного закона государственную регистрацию транспортных средств, представляющую собой совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с данным законом, осуществляют регистрационные подразделения ГИБДД МВД России.

Постановка транспортного средства на государственный учет является регистрационным действием по включению в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные; указанное регистрационное действие сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера с последующей выдачей регистрационным подразделением государственных регистрационных знаков и регистрационного документа - свидетельства о регистрации транспортного средства (пункт 1 части 4, части 5, 6, 7 статьи 10, часть 2 статьи 14 названного закона).

Из материалов дела следует, что 05 сентября 2023 года Зимин Е.Н. обратился в РЭО ГИБДДЛ МО МВД России «Тындинский» с заявлением о постановке на регистрационный учет транспортного средства HONDA CR-V, 2019 года выпуска, идентификационный номер RT5-1003602.

Согласно электронному паспорту транспортного средства указанный автомобиль, оснащенный гибридной установкой i-MMD с тремя режимами работы, имеет двигатель внутреннего сгорания объемом 1993 см3, мощностью 106,6 кВт, электромашину, максимальная 30-минутная мощность которой составляет 65 кВт. Имеет три режима работы: 1. Движение за счет аккумуляторной батареи и тягового электродвигателя. 2. Движение посредством последовательного гибрида (двигатель внутреннего сгорания передает энергию на электромотор-генератор, который питает тяговый электродвигатель). 3. Движение за счет двигателя внутреннего сгорания.

По результатам регистрационных действий сведения о транспортном средстве внесены в Единую базу Федеральной информационной системы ГИБДД, Зимину Е.Н. было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства N 99 59 204330.

Данное свидетельство о регистрации транспортного средства и карточка учета транспортного средства подтверждают, что при постановке автомобиля на учет в государственный реестр транспортных средств внесены сведения, содержащие данные о мощности двигателя автомобиля –233,3 л.с. (171,6 кВт).

Не согласившись с внесением в регистрационные данные указанных сведений о мощности двигателя, Зимин Е.Н. обратился в ГИБДД МО МВД России "Тындинский" с заявлением о разъяснении порядка определения мощности силовой установки гибридного автомобиля, на что ему был дан ответ о том, что в отношении транспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минтуную мощность электродвигателя и мощность ДВС. В случае наличия в транспортном средстве нескольких электродвигателей, приводящих транспортное средство в движение, необходимо учитывать суммарную максимальную 30-минтуную мощность всех электродвигателей. Мощность двигателя автомобиля определена как суммарное значение мощности электродвигателя и ДВС.

Данный ответ послужил основанием для обращения Зимина Е.Н. в суд с настоящим административным иском.

В силу пункта 1 части 4 статьи 10, пункта 9 части 2 статьи 11 Закона о регистрации транспортных средств мощность двигателя относится к регистрационным данным транспортного средства, которые наряду с иными данными включаются в государственный реестр транспортных средств при постановке транспортного средства на государственный учет.

По смыслу пункта 1 статьи 14, пунктов 3, 6 части 1 статьи 15 указанного закона при постановке транспортного средства на учет сведения о мощности и иных характеристиках двигателя вносятся в государственный реестр транспортных средств на основании соответствующих данных, содержащихся в паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства).

Согласно части 1 статьи 9 Закона о регистрации транспортных средств форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1874 утверждены Правила ведения государственного реестра транспортных средств, в соответствии с пунктом 2 которого ведение государственного реестра осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в электронной форме путем формирования или изменения реестровых записей, содержащих сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационных данных транспортных средств и иных данных. Последовательная совокупность реестровых записей образует государственный реестр.

Пунктом 7 указанных Правил № 1874 предусмотрено, что в государственном реестре транспортных средств содержатся сведения о транспортном средстве, в том числе сведения о модели, номере, типе, мощности и рабочем объеме двигателя.

Мощность двигателя (в лошадиных силах и киловаттах) и тип двигателя в зависимости от источника питания (топлива или электроэнергии) отражаются в паспорте транспортного средства (пункты 16, 18 Требования к паспорту транспортного средства (приложение N 3), утвержденного приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. N 267 "Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним".

Мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах) указывается также в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а именно в его строке "Мощность двигателя, л.с. (кВт)" (при наличии такой строки в свидетельстве) или в строке "Особые отметки"; причем заполнение данных строк свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции (пункты 9, 19.1, 28 Требования к свидетельству о регистрации транспортного средства (приложение N 4), утвержденного приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. N 267).

Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 (далее – Порядок № 122), согласно п.4 которого участниками систем электронных паспортов являются органы государственной власти государств-членов, в том числе налоговые органы.

В соответствии с п.10 Порядка № 122 электронный паспорт транспортного средства содержит сведения по перечню согласно приложению N3.

Так, согласно п.7 указанного приложения № 3 в электронном паспорте транспортного средства указывается: общие характеристики транспортного средства:

23) описание гибридного транспортного средства;

24) двигатель внутреннего сгорания (марка, тип): количество и расположение цилиндров; рабочий объем цилиндров; степень сжатия; максимальная мощность;

33) электромашина (марка, тип): рабочее напряжение; максимальная 30-минутная мощность.

Требования к структуре электронного паспорта транспортного средства в части структуры содержащихся в нем прикладных сведений утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2016 г. N 81 (далее - Решение N 81).

Реквизитный состав структуры электронного документа (сведений) "Электронный паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства, самоходной машины)" закреплен в таблице 3 к Решению N 81.

Согласно таблице 3 к Решению N 81 в электронном паспорте транспортного средства указываются информация о максимальной мощности двигателя внутреннего сгорания (пункт 17.24.8) и информация о максимальной мощности электродвигателя (пункт 17.26.5), под которой понимается максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, в пункте 6 определяет понятия "гибридное транспортное средство", под которым понимается транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства; а также "энергетическая установка гибридного транспортного средства" как совокупность двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, генератора (функции двигателя и генератора могут выполняться одной электромашиной), устройства аккумулирования энергии, электропреобразователей и системы управления.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59102-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Термины и определения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2020 г. N 799-ст, устанавливает термины и определения в области стандартизации и сертификации автомобильных транспортных средств, в конструкции которых имеются тяговый электропривод и перезаряжаемая система хранения электрической энергии. Так, комбинированная энергоустановка параллельного типа (parallel hybrid power plant) - это трансмиссия автомобильного транспортного средства с комбинированной энергоустановкой, обеспечивающая единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и двигателя внутреннего сгорания; комбинированная энергоустановка последовательного типа (serial hybrid power plant) - это комбинированная энергоустановка с тяговым электроприводом и двигателем внутреннего сгорания, где двигатель внутреннего сгорания не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции.

Как пояснил в судебном заседании административный истец, его автомобиль имеет комбинированную энергоустановку параллельного типа, при которой трансмиссия транспортного средства обеспечивает единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и двигателя внутреннего сгорания.

Аналогичные пояснения дал заинтересованное лицо старший государственный инспектор БДД РЭО ГИБДД МО МВД России «Тындинский» Величко К.Г.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 59089-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Категории по параметрам энергоэффективности согласно выбросам CO2", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2020 г. N 781-ст, предусмотрена разработка листа технических характеристик энергоустановки АТС с указанием характеристик энергоустановки и категории энергоэффективности, который является неотъемлемой частью сопроводительных документов вводимого в обращение АТС.

Согласно п. 5.1.1 Лист технических характеристик энергоустановки АТС является неотъемлемой частью эксплуатационной документации на АТС с КЭУ или электромобиля.

В подпункте 5.2.11 пункта 5.2 закреплено, что в требованиях по заполнению листа технических характеристик автомобильного транспортного средства "Мощность тягового электропривода" указывают мощность номинальную/пиковую (кВт) тягового электродвигателя или суммарную мощность, если их несколько.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 3 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (заключено в г. Москве 15 августа 2014 г.) основные требования к единым формам паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, порядок их заполнения и порядок обмена сведениями о бланках паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин и других видов техники, а также сроки начала их применения утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Единая форма паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники утверждены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100.

Согласно подпунктам 12 и 15 пункта 5 приведенного порядка в паспорте, в том числе, указывается тип двигателя (двигателей): двигатель (двигатели) внутреннего сгорания и (или) электрический двигатель (электрические двигатели), примененные в конструкции машины, а в случае, если количество двигателей более одного, - их количество; номинальная мощность двигателя (двигателей) (в киловаттах и в лошадиных силах). В случае применения в конструкции машины для приведения ее в движение более 1 двигателя указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей, которая может расходоваться одновременно.

В случае если в конструкции машины механическая энергия двигателя внутреннего сгорания преобразуется в электрическую для последующего приведения машины в движение посредством электрического двигателя (электрических двигателей), в поле 15 указывается номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания.

Согласно электронному паспорту транспортного средства автомобиль Зимина Е.Н., оснащенный гибридной установкой, имеет двигатель внутреннего сгорания, объемом 1993 см3, мощностью 106,6 кВт, электромашину, максимальная 30-минутная мощность которой составляет 65 кВт. Имеет три режима работы: 1. Движение за счет аккумуляторной батареи и тягового электродвигателя. 2. Движение посредством последовательного гибрида (двигатель внутреннего сгорания передает энергию на электромотор-генератор, который питает тяговый электродвигатель). 3. Движение за счет двигателя внутреннего сгорания.

В конструкции автомобиля Зимина Е.Н. для приведения ее в движение используется более 1 двигателя - двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель, мощность которых может расходоваться одновременно (комбинированная энергоустановка параллельного типа).

Также по вопросу определения мощности автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей, Министерство финансов Российской Федерации письмом от 16 марта 2023 г. N 03-05-04-04/22376 разъяснило, что ГОСТ Р 59102-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками", утвержденный приказом Росстандарта от 09.10.2020 N 799-ст, определяет понятие "комбинированная энергоустановка КЭУ": энергетическая установка, обеспечивающая механическое перемещение автотранспортного средства, состоящая из двух и более различных преобразователей энергии и содержащая не менее двух различных накопителей любого вида энергии, необходимой для работы преобразователей, за исключением преобразователей возобновляемой энергии. В соответствии с данным ГОСТом установлены два типа комбинированных энергоустановок:

комбинированная энергоустановка параллельного типа: трансмиссия автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой, обеспечивающая единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и ДВС;

комбинированная энергоустановка последовательного типа: комбинированная энергоустановка с тяговым электроприводом и ДВС, где ДВС не имеет механической связи с трансмиссией и предназначен для выработки электроэнергии, представляя собой часть тепловой электростанции.

По мнению Департамента, для целей исчисления транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергоустановкой параллельного типа следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС. При исчислении транспортного налога в отношении автотранспортного средства с комбинированной энергетической установкой последовательного типа мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, не учитывается.

Аналогичное разъяснение дано в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N 03-05-04-04/8694.

При наличии в транспортном средстве одновременно двигателя внутреннего сгорания и электрического двигателя, приводящих транспортное средство в движение, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность двигателя внутреннего сгорания.

По смыслу изложенного, при наличии в транспортном средстве комбинированной энергоустановки параллельного типа, то есть в случае применения в конструкции машины для приведения ее в движение более 1 двигателя, когда трансмиссия транспортного средства обеспечивает единовременный или поочередный привод от тягового электропривода и двигателя внутреннего сгорания, в государственном реестре транспортных средств указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей: максимальная 30-минутная мощность электродвигателя и мощность двигателя внутреннего сгорания.

Аналогичным образом указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей и в свидетельстве о регистрации транспортного средства, поскольку мощность двигателя указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства на основании сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции, а в государственный реестр транспортных средств сведения о мощности двигателя вносятся на основании данных, содержащихся в паспорте транспортного средства.

Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 1 июня 2023 г. по делу N АКПИ23-240.

Анализ приведенных законоположений в их совокупности и взаимной связи позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемые административным истцом действия, выразившиеся во внесении в регистрационные данные транспортного средства (в государственный реестр транспортных средств и в свидетельство о регистрации транспортного средства) сведений о мощности двигателя равной 171,6 кВт (233,3 л.с.), то есть в виде суммы мощностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, имеющихся в гибридном автомобиле, являются законными и обоснованными.

Довод административного истца о том, указанные административным ответчиком документы не могут противоречить федеральному закону о государственной регистрации транспортных средств, поскольку федеральным законом не предусмотрено указание мощности двигателя ТС путем сложения мощностей его двигателей, суд считает несостоятельным, так как он основан на неверном понимании норм действующего законодательства и противоречит им.

Так, согласно ст. 2 Закона о регистрации транспортных средств правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ в форме постановления и распоряжения.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ.

Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, упомянутые в настоящем решении, вынесены в рамках "Договора о Евразийском экономическом союзе", заключенном между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, который является международным договором Российской Федерации.

Таким образом, подзаконные нормативные акты, указанные в настоящем решении, вопреки доводам административного истца, конкретизируют нормы законов, разъясняют отдельные положения законодательства, при этом соответствуют и не противоречат Федеральному закону о государственной регистрации транспортных средств, не изменяют и не дополняют его, а являются средством реализации данного федерального закона.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Поскольку суд при разрешении дела не установил незаконности в действиях административных ответчиков, а также нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения исковых требований административного истца о признании действий административного ответчика, связанных с регистрацией транспортного средства, незаконными не имеется. В их удовлетворении надлежит отказать.

Рассматривая требования административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности внести изменения в регистрационные данные, в свидетельство о регистрации транспортного средства, отразив в них мощность двигателя внутреннего сгорания 106,6 кВт/ 144,935 л.с., отправить измененную информацию в Территориальный участок УФНС России по Амурской области (г. Тында) для исправления и верного исчисления транспортного налога, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку незаконности в действиях административных ответчиков не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Зимина Евгения Николаевича к Межмуниципальному Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тындинский", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании действий незаконными и возложении обязанности внести изменения в регистрационные данные транспортного средства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судом 7 февраля 2024 года

Председательствующий судья Е.Н.Монахова