ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1290-2019 от 18.11.2019 Чунского районного суда (Иркутская область)

Дело № 2а-1290-2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р.п.Чунский 18 ноября 2019 года

Чунский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре Алферовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Брюханова А.Г., Брюхановой Н.В. к МКУ «Администрация Балтуринского муниципального образования» о признании незаконными распоряжений администрации, возложении обязанностей по устранению нарушений закона.

У С Т А Н О В И Л :

Брюханов А.Г., Брюханова Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Администрация Балтуринского муниципального образования» о признании незаконными распоряжений администрации, возложении обязанностей по устранению нарушений закона.

В обоснование административных исковых требований Брюханов А.Г., Брюханова Н.В. и представитель Хаитов Г.А. суду пояснила, что в общей совместной собственности административных истцов находится жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> кадастровый . Административные истцы проживают в указанном жилом помещении.

В июне 2019 года указанное жилое помещение пострадало от паводка и было включено в границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 558-пп).

В результате паводка было затоплено подполье, в результате воздействия вод произошло разрушение фундамента, растрескивание цоколя, разрушение отмостки, из-под дома вымыло грунт, у дома повело стены, просел и разрушился пол, из-за сырости развилась плесень. Ежедневно техническое и санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения ухудшается, что в любой момент может привести к его разрушению. Сложившиеся жилищные условия представляют реальную угрозу для жизни и здоровья административных истцов.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 - оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении № 47 требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения № 47. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

На основании указанных норм в целях оценки пострадавших в результате паводка жилых помещений, в том числе жилого помещения, принадлежащего административным истцам, постановлением администрацией Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 года № 44 была назначена межведомственная комиссия.

В соответствии с разделом IV Положения № 47 межведомственной комиссии надлежало провести оценку соответствия установленным в Положении № 47 требованиям жилого помещения, принадлежащего административным истцам.

Согласно пункту 43 Положения № 47 при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Последовательность процедуры оценки помещений установленным требованиям закреплена в пункте 44 Положения № 47 и предусматривает обязанности межведомственной комиссии, в том числе обязанность определить перечень дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям.

Однако, межведомственной комиссией данные обязанности фактически выполнены не были. Фактическое обследование жилого помещения проведено обществом с ограниченной ответственностью «Драфт» визуальным способом. Обследование проводилось указанной организацией в отсутствие собственников жилого помещения - административных истцов, присутствовала их дочь, которая, не являясь собственником помещения, не могла оценить полноту и правильность проведения обследования.

Как следует из материалов обследования ООО «Драфт», обследование проведено визуально в обводненном состоянии фундамента и подпольного пространства. Выводы основаны исключительно на визуальном осмотре с оговоркой о том, что после установления нормального температурно-влажностного режима возможны деформации и повреждения, не учтенные в отчете. Инструментальные исследования, опытные испытания, забор и анализ проб грунта, биокоррозии не проводились, в связи с чем фактически жилое помещение не было обследовано на предмет его соответствия требованиям, предусмотренным Положением № 47.

Административному истцу Брюханову А.Г. были выданы акт обследования помещения от 30 августа 2019 года № 45 и заключение межведомственной комиссии от 30 августа 2019 года № 45.

Вместе с тем согласно абзацу седьмому пункта 44, пункту 49 Положения № 47 акт обследования помещения составляется в случае принятия комиссией решения о проведении обследования жилого помещения. Обследование проводится непосредственно членами комиссии на месте.

Однако, фактически членами межведомственной комиссии жилое помещение, принадлежащее административным истцам, не обследовалось, в связи с чем указанный акт является недостоверным, составленным с нарушением требований законодательства. В нарушение приложения № 2 к Положению № 47, в акте не описаны конкретные результаты обследования, проведенного комиссией, все выводы взяты из отчета ООО «Драфт», не приложены результаты инструментального контроля, лабораторных испытаний, исследований, заключения экспертов, привлеченных комиссией.

Заключение межведомственной комиссии от 30 августа 2019 года № 45 принято на основании незаконного акта обследования, а также со следующими нарушениями:

в нарушение абзаца четвертого пункта 7 Положения № 47 в работе межведомственной комиссии не участвовали представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Таким образом, при оценке соответствия жилого помещения, принадлежащего административным истцам, не могли быть учтены вопросы, относящиеся к компетенции соответствующих органов;

в нарушение абзаца пятого пункта 7 Положения № 47 собственники жилого помещения - административные истцы к работе межведомственной комиссии не привлекались, о месте и времени проведения ее заседания не уведомлялись, информация об участии Брюханова А.Г. в работе межведомственной комиссии внесена недостоверно;

без учета формы, установленной приложением 1 к Положению № 47, пункта 45(2) Положения № 47 межведомственной комиссией не исследованы документы, являющиеся обязательными для принятия решения в соответствии с пунктом 47 Положения № 47, в заключении не приведен перечень документов, в нарушение абзаца второго пункта 46 Положения № 47 к заключению не приложен технический отчет ООО «Драфт».

Пунктом 47 Положения № 47 закреплен исчерпывающий перечень решений, которые принимаются межведомственной комиссией.

Межведомственной комиссией принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако, в соответствии с пунктом 47 Положения № 47 такое решение не могло быть принято, поскольку объектом опенки являлось жилое помещение - квартира, а не многоквартирный дом.

Таким образом, межведомственная комиссия могла принять только одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Одновременно с указанными актом обследования и заключением межведомственной комиссии административному истцу Брюханову А.Г. была вручена копия распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования от 27 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».

Указанным распоряжением с учетом заключения межведомственной комиссии признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ в многоквартирных домах. Пунктом 1.1 указано на необходимость проведения капитального ремонта в квартире, принадлежащей административным истцам.

Согласно абзацу второму пункта 49 Положения № 47 на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения № 47, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Однако, распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 27 августа 2019 года № 43 принято без учета заключения межведомственной комиссии (по состоянию на 27 августа 2019 года приведенное выше заключение принято не было, более того, в заключении межведомственной комиссией не указывалось решение о необходимости капитального ремонта квартиры, принадлежащей административным истцам).

В дальнейшем административному истцу Брюханову А.Г. было вручено распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», которое полностью аналогично по содержанию распоряжению от 27 августа 2019 года.

Распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 также принято без учета заключения межведомственной комиссии, поскольку комиссией не принималось заключение, в котором содержалось бы решение о признании необходимости проведения капитального ремонта квартиры, принадлежащей административным истцам.

10 сентября 2019 года административный истец Брюханов А.Г. подал в межведомственную комиссию заявление о проведении дополнительного обследования жилого помещения, принадлежащего административным истцам.

Соответственно у межведомственной комиссии вновь возникла обязанность по проведению оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям в соответствии с пунктом 44 Положения № 47. Однако, межведомственной комиссией вновь допущены нарушения порядка проведения указанной оценки: в нарушение пункта 44 Положения № 47 не определен перечень документов, необходимых для работы комиссии; межведомственной комиссией составлен акт обследования жилого помещения, в то время как фактически в нарушение абзаца седьмого пункта 44, пункта 49 Положения № 47 межведомственной комиссией обследование жилого помещения не проводилось; к акту обследования приложен новый технический отчет ООО «Драфт», однако, фактически сотрудниками ООО «Драфт» исследование жилого помещения не проводилось, в имеющейся в распоряжении административных истцов копии документов, подготовленных ООО «Драфт» повторно использованы фотографии жилого помещения, которые были сделаны при первичном исследовании, отсутствует указание на методы исследования, указано, что обследование проведено визуально, сделана оговорка о том, что после установления нормального температурновлажностного режима возможны деформации и повреждения, не учтенные в отчете, инструментальные исследования, опытные испытания, забор и анализ проб грунта, биокоррозии не проводились, т.е. фактически жилое помещение не было обследовано на предмет его соответствия требованиям, предусмотренным Положением № 47; межведомственной комиссией принято заключение от 15 октября 2019 года № 86 на основе незаконного акта обследования, с учетом не проводившегося фактически исследования.

В нарушение абзаца четвертого пункта 7 Положения № 47 в работе межведомственной комиссии не участвовали представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах пожарной, экологической и иной безопасности, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Таким образом, при оценке соответствия жилого помещения, принадлежащего административным истцам, не могли быть учтены вопросы, относящиеся к компетенции соответствующих органов.

В нарушение абзаца пятого пункта 7 Положения № 47 собственники жилого помещения - административные истцы к работе межведомственной комиссии не привлекались, о месте и времени проведения ее заседания не уведомлялись, информация об участии Брюханова А.Г. в работе межведомственной комиссии внесена недостоверно.

Межведомственной комиссией не исследованы документы, являющиеся обязательными для принятия решения в соответствии с пунктом 47 Положения № 47, в заключении не приведен перечень документов, в нарушение абзаца второго пункта 46 Положения № 47 к заключению не приложен технический отчет ООО «Драфт».

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято с нарушением пункта 47 Положения № 47, поскольку объектом оценки являлось жилое помещение - квартира, а не многоквартирный дом.

Приведенные выше нарушения являются безусловным основанием для признания заключений межведомственной комиссии и распоряжений администрации Балтуринского муниципального образования незаконными, что подтверждается в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года. Кроме того, пунктом 36 Положения № 47 предусмотрено, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории.

Жилое помещение, принадлежащее административным истцам, подвержено затоплению паводковыми водами. Согласно графику определения границ зон затопления, подтопления, утвержденному руководителем Енисейского бассейнового водного управления, в 4 квартале 2019 года планируется определить границы зоны затопления, подтопления в отношении деревни Тахтамай (график находится в общем доступе в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Енисейского бассейнового водного управления.

Таким образом, межведомственной комиссией не осуществлена оценка соответствия жилого помещения, принадлежащего административным истцам, требованию, предусмотренному пунктом 36 Положения № 47, не сделаны соответствующие запросы, не изучены их результаты, представители Енисейского бассейнового водного управления к работе комиссии в соответствии с пунктом 7 Положения № 47 не привлекались, что также свидетельствует о том, что оспариваемые решения приняты с нарушением закона.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище, установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище.

Жилищный кодекс Российской Федерации в рамках реализации указанного конституционного права граждан закрепляет понятие жилого помещения, предусматривает наличие требований, которым должно отвечать жилое помещение, а также закрепляет возможность признания жилого помещения несоответствующим установленным требованиям (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). Признание жилого помещения несоответствующим установленным требованиям и невозможность проживания в данном жилом помещении обусловливают обязанности органов публичной власти по содействию гражданам в реализации их права на жилище.

Однако, оспариваемые заключения межведомственной комиссии и распоряжения администрации Балтуринского муниципального образования нарушают указанное конституционное право административных истцов, лишают административных истцов возможности использования предусмотренных законодательством механизмов обеспечения права на проживание в безопасном жилом помещении, создают угрозу жизни и здоровью административных истцов, умаляют их достоинство, что свидетельствует также о нарушении основополагающих конституционных прав, предусмотренных статьями 20, 21 Конституции Российской Федерации Кроме того, постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2019 года, гарантировано по их выбору предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области.

Отсутствие надлежащим образом проведенного обследования жилого помещения, принадлежащего административным истцам, которое неизбежно привело бы к выводам о том, что жилое помещение административных истцов фактически утрачено и не пригодно для проживания, лишает административных истцов на получение от государства указанных мер социальной поддержки.

На основании изложенного, оспариваемые распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 27 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 30 августа 2019 года № 45, заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 15 октября 2019 года № 86 не соответствуют: Конституции Российской Федерации, в частности статьям 20, 21, 40; Жилищному кодексу Российской Федерации; постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и нарушают права административных истцов.

Согласно статье 118 КАС РФ в случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» предусмотрены сроки совершения действий, направленных на получение пострадавшими гражданами мер социальной поддержки по обеспечению жильем. В частности, в целях выдачи документов, подтверждающих право граждан на меры социальной поддержки, они должны обратиться в уполномоченные органы не позднее 15 ноября 2019 года, срок действия свидетельств о праве на меры социальной поддержки ограничивается 15 декабря 2019 года.

Промедление в исполнении решения суда воспрепятствует реализации административными истцами прав на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанным постановлением Правительства Иркутской области в установленные им сроки.

Административные истцы Брюханов А.Г., Брюханова Н.В. и их представитель Хаитов Г.А. просили признать незаконными распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 27 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории, Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 30 августа 2019 года № 45, заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 15 октября 2019 года № 86. Обязать межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 года № 44, в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый , принадлежащего Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. на праве собственности, требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, не позднее одного месяца со дня обращения решения суда к исполнению. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Административный ответчик - в лице главы МКУ «Администрация Балтуринского муниципального образования» административные исковые требования Брюханова А.Г., Брюхановой Н.В. не признала, просила в удовлетворении административного иска – отказать, суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, в период паводка затоплению подвергнуто не было. 29 июля 2019 года собственник дома Брюханова Н.В. обратилась с заявлением в администрацию, указав, что в подполье ее дома выступили грунтовые воды, просила обследовать жилое помещение. Согласно заявлений собственников жилья жилое помещение было обследовано, межведомственная комиссия пришла к выводу о возможности проведения в доме капитального ремонта.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что у Брюханова А.Г., Брюхановой Н.В. в общей совместной собственности находится жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, кадастровый . Административные истцы проживают в указанном жилом помещении.

Из заявления Брюхановой Н.В. в межведомственную комиссию по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенного на территории Балтуринского муниципального образования от 29.07.2019 года следует, что Брюханова Н.В. обратилась с заявлением о проведении оценки соответствия жилого помещения по адресу <адрес> - требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, и признать его непригодным для проживания (аварийным).

Из акта обследования помещения от 30.08.2019 года № 45 следует, что межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 06.07.2019 г. № 44, при участии экспертов ООО «Драфт», в присутствии собственника помещения Брюханова А.Г., составили акт обследования помещения по адресу <адрес> пострадавшего в результате паводка, выявлены повреждения поперечные трещины фундамента и цоколя, частичное отсутствие отмостки, биокорозия подполья. Комиссия отнесла объект к категории технического состояния – ограниченно-работоспособное, необходимы мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания. Оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – не выявлено.

Данный акт получен Брюхановым А.Г. 10.09.2019 года.

Из заключения об оценке соответствия помещения от 30.08.2019 года № 45 усматривается, что межведомственная комиссия по результатам рассмотрения документов – технического отчета ООО «Драфт», акта межведомственной комиссии № 45 от 30.08.2019 г. пришла к заключению об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - по адресу <адрес>

Данное заключение получено Брюхановым А.Г. 10.09.2019 года.

Распоряжением № 43 от 27.08.2019 года многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> 2 - признан, подлежащим капитальному ремонту в связи с необходимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.

Распоряжением № 42А от 30.08.2019 года отменено распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования № 43 от 27.08.2019 года «О признании многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту…».

Распоряжением № 43 от 30.08.2019 года многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, 2 - признан, подлежащим капитальному ремонту в связи с необходимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.

10.09.2019 г. Брюханов А.Г. обратился в межведомственную комиссию, просил провести дополнительное обследование жилого помещения по адресу <адрес>, указав, что на протяжении времени произошло новое обрушение грунта в подвале дома, обрушение грунта под фундаментом дома, увеличились трещины фундамента, деформация пола возле печи.

Из акта обследования помещения от 15.10.2019 года № 86 следует, что межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 06.07.2019 г. № 44, при участии экспертов ООО «Драфт», в отсутствие представителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области (по согласованию), представителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (по согласованию), представителя БТИ (по согласованию), в присутствии собственника помещения Брюханова А.Г., составили акт обследования помещения по адресу <адрес>, пострадавшего в результате паводка, выявлены повреждения - поперечные трещины фундамента и цоколя, частичное отсутствие отмостки, вымывание грунта основания, биокорозия цоколя, замачивание нижней части стен, трещины штукатурного слоя стен, биокорозия конструкций пола, просадка пола. Вымывание грунта подпольного пространства, обрушение стен подпорных стен подполья, замачивание стен подполья, осадка каменной печи. Комиссия отнесла объект к категории технического состояния – ограниченно-работоспособное, необходимы мероприятия по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания. Оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – не выявлено.

С Актом повторного обследования и техническим отчетом по результатам вторичного обследования строительных конструкций здания Брюханов А.Г. был ознакомлен, не согласен.

Из заключения об оценке соответствия помещения от 15.10.2019 года № 86 усматривается, что межведомственная комиссия по результатам рассмотрения документов – технического отчета ООО «Драфт», акта межведомственной комиссии от 15.10.2019 года № 86. пришла к заключению об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - по адресу <адрес>

Данное заключение получено Брюхановым А.Г. 23.10.2019 года. При этом Брюханов А.Г. указал, что повторного обследования не было.

Постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 01.07.2019 года № 42 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории Балтуринского муниципального образования.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Анализируя требования административных истцов Брюханова А.Г., Брюхановой Н.В., суд находит их обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям закона.

Из акта обследования помещения № 45 от 30.08.2019 года, заключения об оценке соответствия помещения № 45 от 30.08.2019 года, а также повторного акта обследования помещения № 86 от 15.10.2019 года, заключения об оценке соответствия помещения № 86 от 15.10.2019 года следует, что комиссией производился визуальную осмотр конструкций дома по адресу <адрес>, при этом 30.08.2019 года были выявлены повреждения поперечные трещины фундамента и цоколя, частичное отсутствие отмостки, биокорозия подполья, объект был признан по техническому состоянию – ограниченно-работоспособным; при повторном осмотре 15.10.2019 года были выявлены повреждения - поперечные трещины фундамента и цоколя, частичное отсутствие отмостки, вымывание грунта основания, биокорозия цоколя, замачивание нижней части стен, трещины штукатурного слоя стен, биокорозия конструкций пола, просадка пола, вымывание грунта подпольного пространства, обрушение стен подпорных стен подполья, замачивание стен подполья, осадка каменной печи, комиссия отнесла объект к категории технического состояния – ограниченно-работоспособное. Также из актов обследования и заключения следует, что межведомственная комиссия принимала свое решение – заключения, в отсутствие представителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области (по согласованию), представителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (по согласованию), представителя БТИ (по согласованию), в отсутствие собственников жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>

Комиссией, располагавшей заключением ООО «Драфт» не были разрешены вопросы, что выявленные дефекты и повреждения соответствуют требованиям СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», техническое состояние наружных стен и перегородок соответствует требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», что выявленные факты поражения плесневелым грибком, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. К материалам дела не были приобщены документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), позволяющих сделать комиссии вывод о возможности проведения капитального ремонта, его целесообразности, обоснованности стоимости ремонтных работ.

При таких обстоятельствах, суд находит, что распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории <адрес>», в части признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> – является незаконным.

Распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 27 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» - отменено распоряжением № 42А от 30.08.2019 года администрации Балтуринского муниципального образования.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Руководствуясь ст. 227, 228, 360, 219 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Брюханова А.Г., Брюхановой Н.В. к МКУ «Администрация Балтуринского муниципального образования» о признании незаконными распоряжений администрации, возложении обязанностей по устранению нарушений закона – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение администрации Балтуринского муниципального образования от 30 августа 2019 года № 43 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории Балтуринского муниципального образования, подлежащими капитальному ремонту в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», в части признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> – незаконным.

Обязать межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Балтуринского муниципального образования от 6 июля 2019 года № 44 провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. на праве собственности, установленным требованиям не позднее одного месяца со дня обращения решения суда к исполнению.

В остальной части исковых требований административным истцам Брюханову А.Г. и Брюхановой Н.В. – отказать.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.

Председательствующий Пелех М.Ю.