Дело №2А-12908/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.В.,
при секретаре Вагиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по выдаче решения о предварительном согласовании.
В обоснование указала, что обратилась в Департамент Архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 57,4 кв. м. по <адрес>, в <адрес>. Заявление было мотивировано тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены обслуживающие жилой дом строения и сооружения. Решением Департамента Архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка отказано, в связи с тем, что он находится за линией застройки <адрес>, и относится к землям общего пользования. Считает, что решение Департамента Архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана от ДД.ММ.ГГГГ нарушает право на приобретение земельного участка из земель собственность, на которые не разграничена. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи жилого дома, литер А, расположенного по <адрес>, общей площадью 32,7 кв. м. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ в состав отчуждаемого домовладения были включены также обслуживающие жилой дом строения и сооружения под литерами Г-Г5. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом литер А, расположенный по <адрес>, общей площадью 32,7 кв.м. зарегистрировано за ФИО3 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае строения и сооружения под литерами Г-Г5 являются принадлежностями главной вещи - жилого дома литер А. ФИО4 приобрел право собственности на строения и сооружения в момент государственной регистрации права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом развития городского хозяйства Администрации г. Кургана и ФИО3 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, площадью 424 кв. м., расположенного по адресу <адрес>. Земельный участок был сформирован на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка с кадастровым №, площадью 424 кв.м, расположенного по адресу <адрес> были определены по углам строений, и согласованы со смежными землепользователями. Право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым №, площадью 424 кв. м., расположенный по адресу <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 был заключен договор дарения земельного участка с кадастровым №, площадью 424 кв. м., жилого дома, литер А, общей площадью 32,7 кв. м., расположенных по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на жилой дом литер А, общей площадью 32,7 кв. м. и земельный участок с кадастровым №, площадью 424 кв. м., расположенных по адресу <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящее время выяснилось, что строения под литером Г и частично под литером Г1 находятся на земельном участке с кадастровым №, государственная собственность на который не разграничена. Просит признать незаконным решение Департамента Архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка для индивидуальной жилой застройки площадью 57,4 кв.м. по <адрес>, обязать Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 57,4 кв.м., и утвердить схему расположения указанного земельного участка.
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель ФИО5 на требованиях настаивали, дали пояснения согласно административному исковому заявлению.
Представитель Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана по доверенности ФИО6 в судебном заседании требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Специалист Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области ФИО8 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в 2012 г. проводилась проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: в отношении ФИО1 В ходе проверки установлен факт совершения административного правонарушения, выразившийся в использовании земельного участка площадью 57,4кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Ежегодно проводились проверки, выносились предписания, ФИО1 неоднократно привлекалась к административной ответственности.
Специалист Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана ФИО9 в судебном заседании пояснила, что к ним обратилась с заявление ФИО1 о предоставлении в собственность за плату земельного участка в соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ. Земельный участок не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Данное заявление было подано не по форме, к нему не была приложена схема расположения земельного участка. Отказ был принят на основании того, что земельный участок находится за линией застройки <адрес> и относится к землям общего пользования. Однако в данном случае заявление должно было быть возвращено ФИО1 поскольку подано в неустановленной форме, к тому же ФИО1 не были предоставлены документы о постановке на кадастровый учет. Поскольку участок не сформирован ФИО1 не могла обратиться с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка, категория земли населенных пунктов – для индивидуальной жилой застройки, площадь 424 кв.м. по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), а также жилого дома, площадью 32,7 кв.м., по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации <адрес>).
Согласно акта проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате произведенного обмера земельного участка с местоположением <адрес>, принадлежащего ФИО1, по границам установленного забора, выявлено дополнительное занятие и использование земельного участка ориентировочной площадью 57,4 кв.м. Дополнительный земельный участок относится к землям не разграниченной государственной собственности. На дополнительном земельном участке, занимаемой ФИО1, размещены часть гаража и хозяйственная постройка. Общая площадь используемого ФИО1 земельного участка составляет ориентировочно 481,4 кв.м.
В отношении ФИО1 неоднократно выносились предписания об устранении нарушения земельного законодательства (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а именно о предоставлении необходимых правоустанавливающих документов на занимаемый земельный участок площадью 57,4 кв.м., либо его освобождении.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за плату в соответствии с п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 57,4 кв.м. по адресу: <адрес> для индивидуальной жилой застройки.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 года) в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2012 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка (земельных участков), которые предполагается образовать и (или) изменить. Указанная схема подготавливается на основе сведений кадастрового плана территории с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории и иных документов. При этом при подготовке схемы могут использоваться технологические и программные средства, в том числе размещенные на официальном сайте Росреестра. Схема расположения земельного участка должна содержать, в частности, информацию о площади образуемого земельного участка, список координат характерных точек границы земельного участка в системе координат, применяемой при ведении ГКН, изображение границ образуемого земельного участка, а также сведения об утверждении схемы уполномоченными органами.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлен ответ, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится за линией застройки <адрес> и относится к землям общего пользования, в связи с чем, предоставление данного земельного участка невозможно. Данное сообщение было получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратившись с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, в нарушение п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ не предоставила документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При таких обстоятельствах оспариваемый административным истцом отказ не может быть признан соответствующим требованиям закона, поскольку у Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана не имелось оснований для рассмотрения данного заявления.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления суд указывает на признание его незаконным, и в необходимых случаях - на принятие мер для восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
Разрешение вопроса о выдаче разрешения на предоставление в собственность за плату земельного участка, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана обязанность рассмотреть указанный вопрос повторно, с учетом требований земельного законодательства.
Требование о возложении обязанности на Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана выдать ФИО1 решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, оставить без удовлетворения, поскольку согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд, принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а также вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность за плату земельного участка для индивидуальной жилой застройки площадью 57,4 кв.м. по <адрес>.
Обязать Департамента архитектуры, имущественных отношений Администрации города Кургана повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 57,4 кв.м. по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Курганский городской суд в течение 30 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Курганского
городского суда Е.В. Мельникова