ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1292/16 от 16.03.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-1292/16

строка 63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» марта 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый , обязании сформировать земельный участок под многоквартирным домом с учетом всех тех обстоятельств, которые должны быть учтены в ходе такого формирования,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду наличия на территории формируемого земельного участка инженерных сетей, подлежащих ограничению в пользовании и наличия въезда на подземную парковку для соседнего жома, расположенного на земельном участке по <адрес>. Считая отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области незаконным, ФИО3 просит суд признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый , обязать сформировать земельный участок под многоквартирным домом с учетом всех тех обстоятельств, которые должны быть учтены в ходе такого формирования.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма и расписка, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного истца ФИО3 по доверенности ФИО1 административный иск поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. административный иск не признала, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении. Поддержала ранее приобщенные к материалам дела возражения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Обращаясь в суд исковыми требованиями, ФИО3 указывает следующее.

ФИО3 является собственником <адрес>, о чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый .

Письмом з от ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый , со ссылкой на п. 1 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а также на то, что на территории формируемого земельного участка расположены инженерные сети, в связи с чем, необходимо определить части земельного участка, занятые инженерными сетями, подлежащими ограничению в пользовании. Также на территории формируемого земельного участка расположен въезд на подземную парковку многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес>, в связи с чем, необходимо рассмотреть возможность ограничения части формируемого земельного участка в отношении проезда к подземной парковке.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365 (далее по тексту Положение). Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории …

В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно ч. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее по тексту Требования).

В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).

Согласно п.п. 3,5,6 Требований схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. В целях направления решения (соглашения) об утверждении схемы расположения земельного участка и схемы расположения земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Росреестр), в соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса для отображения сведений на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, схема расположения земельного участка изготавливается в форме электронного документа, в котором местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить, должно соответствовать местоположению границ земельного участка или земельных участков, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом.

В схеме расположения земельного участка приводятся:

- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).

Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015 г. №1257 «Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками»
предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

После обращения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставив Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в результате межведомственного взаимодействия Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было установлено, что на испрашиваемом ФИО3 земельном участке согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории находится объект культурного наследия «ФИО8.», земельный участок, ограниченный в использовании в связи с прохождением сетей инженерно-технического обеспечения и въезд в подземный паркинг, что подтверждается схемой ситуационного плана, что и послужило причиной отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, о чем судом указывалось выше. С данными выводами Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области суд не может согласиться на основании следующего.

В соответствии с ч.ч.2-5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно данным кадастровой выписки о земельном участке датой внесения номера в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Проанализировав вышеизложенные положения действующего законодательства, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связан исключительно с формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, поэтому уполномоченный орган в лице Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должен приступить к осуществлению процедуры формирования участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при наличии соответствующего заявления.

Судом не могут быть приняты доводы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области относительно того, что на территории формируемого земельного участка расположен въезд на подземную парковку многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес>, поскольку построенные после введения в действие ЖК РФ многоквартирные многоэтажные дома, к коим и относится <адрес>, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, соответственно при наличии сформированного занятого домом участка. В данном случае административным ответчиком не было предоставлено суду доказательств того, что земельный участок, занятый въездом на подземную парковку многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес>, равно как и самим домом, был сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, что свидетельствует о самовольности произведенных на земельном участке по <адрес> строений, при этом суд полагает, что права административного истца в данной части не могут нарушаться действиями Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с учетом неоднократных обращений истца в уполномоченный орган с различного рода заявлениями, являющимися основанием для предоставления земельного участка под многоквартирным жилым домом в общую долевую собственность. Кроме того, отсутствует факт несоответствия представленной схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, так как схема полностью в части соответствует требованиям закона, а те основания на которые ссылается административный ответчик не являются требованиями к схеме относительно её формы, формата или требованиям к ее подготовке.

Также не может являться препятствием в утверждении схемы расположения земельного участка и наличие инженерных сетей, поскольку, будучи ограниченными в использовании земельными участками при наличии на них соответствующих объектов инженерных коммуникаций, их утверждение в составе схемы расположения земельного участка не является препятствием для такого утверждения. Кроме того, представителем Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области не представлено суду доказательств относительно наличия на испрашиваемом земельном участке сетей инженерно-технического обеспечения и законности его расположения, а не самовольного их проведения.

Доводы административного ответчика относительно того, что ФИО3 был выбран неверный способ защиты права, также не являются обоснованными, поскольку выбор способа защиты прав принадлежит непосредственно административному истцу, который в данном случае им был реализован посредством обжалования отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Исходя из изложенного, административный ответчик может отказать в утверждении схемы исключительно только в случаях, предусмотренных законом, что в данном случае не нашло своего подтверждения в судебном заседании, без расширения иных оснований для отказа в утверждении схемы.

Таким образом, суд полагает, что указанным отказом Департамента земельный и имущественных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. нарушаются права истца, так как создаются препятствия для реализации права, предусмотренного законом - предоставление земельного участка в собственность, в связи с чем, отказ признается судом незаконным. С целью восстановления права суд полагает необходимым обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый , с учетом всех тех обстоятельств, предусмотренных законом, которые должны быть учтены в ходе такого утверждения.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый .

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области утвердить схему расположения земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 1975 кв.м., кадастровый , с учетом всех тех обстоятельств, предусмотренных законом, которые должны быть учтены в ходе такого утверждения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: