РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10 ноября 2017 года Озерский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кирилловой Н.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1292-17 по административному иску ФИО2 к Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> от «19» августа 2016 года о предстоящем исключении ГСК «Надежда» и от «13» декабря 2016 года об исключении ГСК «Надежда» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как фактически прекратившего деятельность, обязании восстановить в ЕГРЮЛ запись о действующем юридическом лице ГСК «Надежда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и его представитель по доверенности, ФИО4, обратились с заявлением в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> о признании недействительной совершенной Межрайонной ИФНС России № по <адрес> записи о государственной регистрации (решения) № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недействующего юридического лица – гаражно-строительного кооператива «Надежда»; обязании Межрайонной ИФНС России № по <адрес> восстановить ГСК «Надежда» в ЕГРЮЛ.
Заявленные требования мотивированы тем, что ГСК «Надежда» является действующим юридическим лицом, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали объективные основания для государственной регистрации прекращения его деятельности на основании статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
ФИО2 и его представитель ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Представили доказательства (договор аренды земельного участка, оплаченные квитанции по договору аренды, договор энергоснабжения и т.п.), которые, по их мнению, свидетельствуют о фактической деятельности кооператива в спорный период. Пояснили, что о факте исключении из ЕГРЮЛ сведений о ГСК «Надежда», как действующем юридическом лице им стало известно в сентябре 2017 года после обращения в налоговую инспекцию и получения на руки выписки из ЕГРЮЛ №В/2017 с целью обращения с иском в суд.
Представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения был надлежащим образом был уведомлен.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив в порядке статьи 64 КАС РФ в совокупности все представленные в дело доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, гаражно-строительный кооператив «Надежда» был создан ДД.ММ.ГГГГ и ему был присвоен ОГРН <***>. Согласно представленной в деле выписки из ЕРЮЛ, ГСК «Надежда» был поставлен на налоговый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ИНН <***>.
Между Комитетом по управлению имуществом Озерского муниципального района и гаражно-строительным кооперативом «Надежда» был заключен Договор аренды земельного участка № от «10» апреля 2013 года, согласно которому «Арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 6000 кв. м., с кадастровым номером 50:36:0030401:833; расположенный в границах городского поселения Озеры по адресу: <адрес>, поселок центральной усадьбы совхоза «Озёры», разрешенное использование – для строительства гаражно-строительного кооператива, категория земель «Земли населенных пунктов» в границах указанных в кадастровом паспорте...».
Как следует из материалов дела, ФИО2 является членом ГСК «Надежда», на основании Решения Озерского городского суда от «08» октября 2015 года по гражданскому делу №, и за ним признано право собственности на гаражный бокс №, а так же, на основании Протокола № общего собрания членов ГСК «Надежда» от ДД.ММ.ГГГГ, он входит в состав Правления указанного кооператива.
ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией было принято решение № о предстоящем исключении недействующего юридического лица (ГСК «Надежда») из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических ли и индивидуальных предпринимателей». Соответствующее сообщение было опубликовано в Вестнике государственной регистрации № (596) от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных в дело листов записей ЕГРЮЛ следует, что ГСК «Надежда» был исключен из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа ДД.ММ.ГГГГ, как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2165022359951.
В качестве оснований исключения налоговой инспекцией указаны: справка №-С от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений об открытых банковских счетах и справка №-О от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Об обстоятельствах исключения ГСК «Надежда» из ЕГРЮЛ ФИО2, который является членом Правления ГСК «Надежда», стало известно из выписки из ЕГРЮЛ №В/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, полученной в процессе подготовки административного искового заявления в суд об обжаловании решения ФГБУ «Кадстровая палата Росреестра» по <адрес>.
Полагая, что исключение ГСК «Надежда» из ЕГРЮЛ не соответствует статье 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает его права, как члена и члена Правления кооператива, ФИО2 обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. I ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного Истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление: соблюдены ли сроки обращения в суд: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> была внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении ГСК «Надежда» за №.
Согласно материалам дела решение налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ принято в связи с непредставлением ГСК «Надежда» в налоговый орган отчетности (справка №-О от ДД.ММ.ГГГГ) и отсутствия сведений о банковских счетах заявителя (справка №-С от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия налоговой инспекцией решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ГСК «Надежда» не представлял документы налоговой отчетности и не осуществлял операций по банковским счетам ввиду их отсутствия.
Таким образом, на момент исключения из ЕГРЮЛ ГСК «Надежда» в полной мере отвечал формальным требованиям недействующего юридического лица, закрепленным в статье 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Однако, суд считает, что наличие совокупности формальных признаков недействующего юридического лица императивно не влечет необходимость безусловного исключения отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, так как нормы статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлены на исключение из государственного реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
В рассматриваемом случае проверяемым юридическим лицом является некоммерческая организация – гаражно-строительный кооператив, созданный для совместного строительства, эксплуатации, обслуживания и содержания кооперативных гаражей.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации также указано, что непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически свою уставную деятельность.
Соответственно, ликвидация юридического лица – некоммерческой организации не может быть произведена лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие банковских операций по расчетному счету и непредставление отчетности.
Из материалов дела следует, что в момент принятия налоговой инспекцией решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и до настоящего времени гаражно-строительный кооператив фактически осуществлял и осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица.
В подтверждения данного факта в дело представлены квитанции об оплате арендных платежей по договору аренды земельного участка № от «10» апреля 2013 года, квитанции по оплате потребленной электроэнергии, договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ГСК «Надежда» является владельцем объектов недвижимого имущества (гаражные боксы), расположенных на предоставленном заявителю в аренду земельном участке по адресу: <адрес>, п.ц.у. с/х «Озёры».
Исключение из ЕГРЮЛ ГСК «Надежда», являющегося владельцем объектов недвижимости и земельного участка кооператива, создает правовую неопределенность в отношении данного имущества, учитывая, что применительно к пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член гаражного или иного потребительского кооператива, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В соответствии со статьями 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности налоговые органы обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
По смыслу изложенного, налоговая инспекция обязана контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
Таким образом, у налоговой инспекции имелась реальная возможность установить факт прекращения (либо осуществления) ГСК «Надежда» деятельности, предусмотренной уставом, в частности провести выездную налоговую проверку организации по месту ее нахождения, однако такой возможностью заинтересованное лицо не воспользовалось.
Учитывая, что в рассматриваемом случае факт осуществления деятельности ГСК «Надежда» в ходе судебного разбирательства подтвержден документально, суд приходит к выводу о необоснованности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего, при этом данное исключение нарушает законные права заявителя, как члена и члена правления ГСК «Надежда», осуществляющего фактическую деятельность, предусмотренную уставом.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС РФ № по <адрес> от «19» августа 2016 года о предстоящем исключении ГСК «Надежда» и от «13» декабря 2016 года об исключении ГСК «Надежда» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как фактически прекратившего деятельность, обязании восстановить в ЕГРЮЛ запись о действующем юридическом лице ГСК «Надежда» удовлетворить.
Признать недействительной совершенную Межрайонной ИФНС России № по <адрес> (140410, <адрес>) запись о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица – гаражно-строительного кооператива «Надежда» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Обязать Межрайонную ИФНС России № по <адрес> (140410, <адрес>) восстановить гаражно-строительный кооператив «Надежда» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи жалобы в Озерский городской суд.
Судья Н.Ю. Кириллова
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ