ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1292/2018 от 05.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №2а-1292/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года г.Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовии в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания Крутских В.В.,

с участием административного истца ФИО1,

его представителя адвоката Емельяновой С. В., действующей на основании ордера от 20.02.2018 года №26, удостоверение №39,

Административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в лице представителя ФИО2, действующей по доверенности от 09.01.2018 года №2, имеющей высшее юридическое образование,

Заинтересованного лица – Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в лице представителей: ФИО3, действующего по доверенности от 05.06.2018 года № 01/54, имеющего высшее юридическое образование, ФИО4, действующей по доверенности от 07.11.2017 года №01/97, имеющей высшее юридическое образование,

Заинтересованного лица – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности ФИО1 от 13.10.2017 года на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Саранска с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности ФИО1 от 13.10.2017 года на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес>.

В обоснование административных исковых требований указал, что 02 октября 2017 года обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о государственной регистрации права собственности на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес> и представил договор подряда на строительство автомобильной подъездной дороги от 17 мая 2009 года. По результатам рассмотрения заявления, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации от 13 октября 2017 года. В данном уведомлении указано, что в результате проведенной правовой экспертизы документов, выявлено не соответствие представленных документов, а именно: не представлено разрешение на строительство подъездной дороги и документ, подтверждающий, что для строительства заявленного к регистрации сооружения не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, указано, что строительство дороги проведено на двух земельных участках с кадастровыми номерами 13:23:1104070:128 и 13:23:1104070:307, право постоянного бессрочного пользования на которые зарегистрировано в ЕГРН за Казенным учреждением городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». С данным решением государственного регистратора ФИО1 не согласен, считает, что законных оснований для приостановления регистрации права у административного ответчика не имелось. Административным истцом был представлен документ, подтверждающий строительство за счет его собственных денежных средств подъездной дороги, о чем свидетельствует договор подряда от 17.05.2009 г. и акт приема-сдачи выполненных работ от 24.09.2009 г. Сведения об объекте - подъездной дороги внесены в ЕГРН, в связи с чем считает, что отказ в осуществлении регистрации на нее его права собственности является незаконным. Кроме того, указано в заявлении, согласно абзацу 7 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 10.03.2015 года «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия» получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия не требуется в случае строительства и (или) реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования. При этом полагает, что данная норма в полной мере взаимосвязана с положениями пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, просил суд признать незаконным приостановление государственной регистрации права собственности ФИО1 от 13 октября 2017 года на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произвести государственную регистрацию права собственности ФИО1 от 13 октября 2017 года на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1, его представитель Емельянова С.В. административные исковые требования поддержали по тем же основаниям, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в лице представителя ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила в иске отказать.

Представители заинтересованного лица Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, просили в иске отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

Установлено, что 02 октября 2017 года административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о государственной регистрации права собственности на подъездную дорогу к складу оборудования, по адресу: <адрес>

Уведомлением административного ответчика от 13 октября 2017 года № 13/046/001/2017-10721 государственная регистрация права собственности на подъездную дорогу к складу оборудования, по адресу: <адрес>, была приостановлена до 13 января 2018 года.

Основанием для приостановления государственной регистрации (подпункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») послужили следующие причины:

- непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В частности, указано в уведомлении, при проведении правовой экспертизы было установлено, что сооружение, право собственности на которое заявлено к регистрации расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерам 13:23:1104070:128 права на который в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы и 13:23:1104070:307 зарегистрированный на права постоянного (бессрочного пользования) за казенным учреждением городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства". Документы подтверждающие право заявителя на указанные земельные участки на государственную регистрацию не представлены.

Кроме того, указано на отсутствие разрешения на строительство объекта недвижимости, право на который заявлено к регистрации, в соответствием со статьей 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Установлено, и не оспаривается лицами, участвующими в рассмотрении дела, что объект недвижимости, право на который заявлено к регистрации, расположен на двух земельных участках, право административного истца на которые не зарегистрировано.

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК Российской Федерации, разрешение на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Статья 39.1 ЗК Российской Федерации предусматривает основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 12 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 30.04.2016) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" указаны проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Мордовия от 10.03.2015 N 7-З (ред. от 05.02.2018) "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия" предусмотрено, что получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия не требуется в случаях, установленных пунктами 1 - 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В данных пунктах части 17 статьи 51 ГрК Российской Федерации дороги общего и необщего пользования не указаны.

Однако в указанном выше Законе Республики Мордовия, в пунктах 7 и 8 статьи 2 предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случаях: строительства и (или) реконструкции частных автомобильных дорог необщего пользования; и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частных автомобильных дорог общего пользования, при которой не требуется изменение границ полос отвода автомобильных дорог.

Из совокупности данных, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения (л.д.39, оборот), и данных, полученных из информационной сети Интернет (скриншот имеется в материалах дела), объект недвижимости, на который ФИО1 намерен зарегистрировать право собственности, не является автомобильной дорогой необщего пользования, поскольку по данной дороге осуществляется подъезд к нескольким объектам недвижимости, и предназначается для пользования неопределенным кругом лиц.

В соответствии с классификацией автомобильных дорог, установленной в статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Таким образом установлено, что в настоящем споре рассматривается вопрос о признании права собственности на автомобильную дорогу общего пользования, на строительство которой отсутствует разрешение на строительство, тогда как такое разрешение необходимо. Кроме того, у административного истца ФИО1 отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, по которым проходит данная автодорога, тогда как пользование таким земельным участком должно осуществляться на основании права.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 174-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия о признании незаконным приостановления государственной регистрации права собственности ФИО1 от 13.10.2017 года на подъездную дорогу к складу оборудования по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем принесения жалобы в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.П. Парамонов

Мотивированное решение суда составлено 09 июня 2018 года.