ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1292/2021 от 20.05.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 2а -1292/2021

23RS0037-01-2021-000735-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2021 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием истца Петушковой Н.Г.

представителя ответчиков Оганесян А.А.

представителя заинтересованного лица по доверенности Шевцовой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Петушковой ФИО8 к Администрации МО <адрес>, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> о признании недействительными разрешения на строительство, градостроительного плана

УСТАНОВИЛ:

Петушкова Н.Г. обратилась в суд с административными исковыми требованиями о признании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительного плана № RU0012665 ДД.ММ.ГГГГ недействительными, указав в обоснование иска, что Петушковой Н.Г. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , расположенный на территории Южной части <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права -АИ 888130 от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство объекта на смежном земельном участке, площадью 25 332 м? с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в районе старого аэропорта, <адрес> затрагивает законные интересы административного истца, поскольку ведется в непосредственной близости от участка, принадлежащего Петушковой Н.Г., с нарушением норм градостроительного законодательства.

Административный истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснила, что о нарушенном праве ей стало известно из ответа прокуратуры. Строительство в непосредственной близости от принадлежащего ей земельного участка нарушит приватность ее жизни, жильцы будут парковаться возле ее участка, нарушив благоприятную среду, строительство ведется с нарушением отступов от красных линий.

Представитель администрации МО г. Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийска в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что градплан и разрешение на строительство соответствуют градостроительному и земельному законодательству, прав истца не затрагивают и не нарушают.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы, находит иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, орган местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом, административному истцу Петушковой Н.Г. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , расположенный на территории Южной части <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права -АИ 888130 от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании административный истец пояснила, что на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, фактически Петушкова Н.Г. на своем земельном участке не проживает, строительство не ведет.

На смежном земельном участке, площадью 25 332 м? с кадастровым номером 23 по адресу: <адрес>, в районе старого аэропорта, <адрес>, на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, ООО Специализированный застройщик «Догма» ведется строительство объекта капитального строительства «Жилой комплекс, расположенный в <адрес> с кадастровым номером ». Земельный участок, расположенный в <адрес> с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ООО Специализированный застройщик «Догма» (собственность от ДД.ММ.ГГГГ).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей(часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ).

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 этой статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты. Последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (часть 1 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 30, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ); допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае положительного заключения законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.

На основании заявления застройщика ООО Специализированный застройщик «Догма» о выдаче разрешения на строительство и представленных им документов в объеме, предусмотренном частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации, Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> края выдано разрешение на строительство от 04.06.2019г. объекта капитального строительства «Жилой комплекс, расположенный в <адрес> с кадастровым номером ».

Материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что застройщиком не соблюден порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, что документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, проверенные уполномоченным органом в установленном законом порядке, не соответствуют требованиям к строительству, установленным на дату выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома.

Довод административного истца о том, что земельный участок, площадью 25 332 м? с кадастровым номером , согласно ПЗЗ полностью отнесен к территориальной зоне Ж-4 «застройка многоэтажными жилыми домами», что не соответствует генеральному плану <адрес>, не нашел своего подтверждения.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, принятым решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 439 (Решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 404 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>), территория в границах земельного участка входила в территориальную зону жилой застройки Ж-4 «застройка многоэтажными жилыми домами», к основным видам разрешенного использования которой отнесены многоэтажные жилые дома с предельными параметрами разрешенного строительства: минимальное количество этажей – 9 эт., максимальная высота здания – 75 м и др., что не противоречило генеральному плану <адрес>, утвержденному решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 158, (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГг. ), в котором территория относилась к зоне плотной и высокоплотной, средне- и многоэтажной жилой застройки (плотность 150-450 чел/га).

В Генеральном плане <адрес>, утвержденном решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 158, (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГг. ), территория земельного участка, площадью 25 332 м? с кадастровым номером также относится к зоне плотной и высокоплотной, средне- и многоэтажной жилой застройки (плотность 150-450 чел/га).

Таким образом, Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес> соответствовали на момент выдачи разрешения на строительства объекта и соответствуют в настоящее время Генеральному плану <адрес>, противоречий в данных документах не имеется, на земельном участке, площадью 25 332 м? с кадастровым номером возможна застройка многоэтажными жилыми домами.

Административный истец указывает, что при выдаче разрешения на строительство не соблюдены нормы отступа размещения строительного объекта, а именно, что в градостроительном плане № RU0012665 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о минимальных отступах от границ.

Указанный довод в ходе проверки судом не нашел своего подтверждения.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (пункт 7 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в частности, к такой информации относятся сведения: о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о границах зон действия публичных сервитутов и т.д.

Раздел 2.3 Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № RU0012665 от 08.05.2019г. устанавливает минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, согласно которому - минимальные отступы от границ участка до жилых зданий – 7 м.

В соответствии с проектной документацией по объекту «Жилой комплекс, расположенный в <адрес> с кадастровым номером », разработанной ИП ФИО6, минимальные отступы от границ участка до жилых зданий составляют 15,62 м, а в зоне, располагающейся рядом с земельным участком административного истца – отступ от границ участка составляет 18,46 м.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на дату выдачи разрешения на строительство от 04.06.2019г. градостроительный план земельного участка № RU0012665 от 08.05.2019г. не противоречил действующим градостроительным регламентам в составе правил землепользования и застройки, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, соблюдены.

Довод административного истца об отсутствии сведений о газовых коммуникациях в разрешительной документации застройщика является несостоятельным в виду следующего.

В судебном заседании установлено, что на основании исходно-разрешительной документации ООО Специализированный застройщик «Догма» были получены технические условия от АО «Новороссийскгоргаз», в соответствии с которыми произведен вынос сетей из зоны строительства объекта.

При таких обстоятельствах доводы истца не нашли своего подтверждения, а потому оснований для удовлетворения иска, нет.

Кроме того, административный истец пропустил сроки исковой давности для обращения с исковыми требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административный истец указывает в исковом заявлении, что согласно общедоступным сведениям, размещенным в сети интернет, возведение жилых домов осуществляется на основании разрешения на строительство от 04.06.2019г.. Более того, в судебном заседании Петушкова Н.Г. не отрицала, что ей было известно о факте строительства домов еще в 2019г.

Как следует из материалов дела, истец обратилась с административным исковым заявлением в суд в соответствии с правилами подсудности и с соблюдением порядка подачи иска только 29.01.2021г., иск принят судом в производство 25.02.2021г.

Следовательно, предусмотренный законом срок на обращение с административным исковым заявлением, пропущен административным истцом без уважительных причин, что так же является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Суд также учитывает положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно п. 1 которой 1 не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной выше статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

С учетом того, что возведение многоквартирного жилого дома на участке с кадастровым номером на основании оспариваемого разрешения на строительство было начато в середине 2019 г., а с административным иском истец обратился лишь в начале 2021 г., когда возведение многоэтажного жилого дома уже находилось в высокой степени готовности, одновременно заявив ходатайство о приостановлении действия разрешения на строительство, суд расценивает такое затягивание с подачей иска, как злоупотребление правом, и следовательно заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению и на основании п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Петушковой Наталье Геннадьевне в иске – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Схудобенова М.А.

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2021 г.