ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1293/2018 от 19.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

2А-1293/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Ереминой И.А., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика- ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г. Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать указанное разрешение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование указав следующее.

Ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м, (кадастровый номер ), расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. Участок был приобретён с целью ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома для своей семьи.

Он обратился в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. администрация г. Ульяновска отказала ему в выдаче разрешения на строительство.

Согласно письменному отказу администрации со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства ему отказано в выдаче разрешения на строительство объекта на указанном земельном участке по следующим основаниям: не учтены требования градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за , а именно: согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, статьи 20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» в редакции решения Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за , земельный участок располагается в зоне воздушного подхода к аэродрому и шумовой зоне аэродрома (отсутствует заключение, подтверждающее согласование размещение объекта капитального строительства с ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации»); в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утв. решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за , земельный участок расположен на территории сельскохозяйственного назначения, зона допустимого разрешения возможна при условии внесения изменений в генеральный план города Ульяновска. Отсутствует схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Как указал ФИО1 в административном исковом заявлении, отказ уполномоченного на выдачу разрешения органа нарушает его права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, которые закреплены в статьях 209, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес> каких-либо ограничений его прав не существует.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок обозначено, что указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.

Приобретенный им земельный участок по адресу: <адрес> в силу ст. ст. 6, 6.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ), сохраняет вид разрешённого использования (для ведения личного подсобного хозяйства) в течение сроков, установленных, соответственно, Земельным кодексом РФ и договором, вне зависимости от изменений, внесенных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» в зоне СХ1 (ст. 21.4. Градостроительные регламенты. Сельскохозяйственные зоны) поименован только полевой земельный участок за пределами границ населенного пункта, что противоречит ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

С учетом изложенного, основываясь на нормах п.п. 1,2,4,7,11,13 ст. 51 ГрК РФ ФИО1 просит суд признать незаконным решение администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> возложить на административного ответчика обязанность выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В судебном заседании административный истец настаивал на административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска в судебном заседании указал, что административный иск не признает, заявление ФИО1 о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на рассматриваемом земельном участке рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ст. 62 ч.1 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Положения ст. 62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1 000 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ульяновская область, <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства.

Основанием для регистрации права собственности административного истца на указанный земельный участок явилось свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратился в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.

Рассмотрев указанное заявление, администрация г. Ульяновска в ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала в выдаче разрешения на строительство жилого дома.

В качестве основания отказа указано на отсутствие у ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Кроме того, не выполнены требования к строительству объекта капитального строительства, установленные градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Вид использования «индивидуальное жилищное строительство» в основных и условно разрешённых видах разрешенного использования не поименован. Не учтены сведения, изложенные Градостроительном плане земельного участка, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утверждённого Решением Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок расположен на территории сельскохозяйственного назначения.

В судебном заседании представителем административного ответчика указано, что отсутствие у ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в действительности не являлось основанием отказа в выдаче разрешения на строительство, и было указано в ответе от ДД.ММ.ГГГГ по технической ошибке.

Таким образом, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки МО «г. Ульяновск» указания на индивидуальное жилищное строительство в качестве основного или условно разрешенного вида разрешенного использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Согласно ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация... в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил, нормативов.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату выдачи градостроительного плана) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

В силу ст.ст. 9, 23 ГрК РФ генеральный план является видом документа территориального планирования.

Согласно п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч. 4 ст. 30, ч. 3 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, границы территориальных зон в правилах землепользования и застройки устанавливаются на Карте градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Статьей 33 ГрК РФ предусмотрено, что несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. , земельный участок с кадастровым номером расположен на территории сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями) (далее - Правила), указанный земельный участок расположен в территориальной зоне СХ1 — зоне сельскохозяйственных угодий.

На момент регистрации права собственности истца на земельный участок действовала редакция Правил от 02.09.2015 г., а соответствии со ст. 21.4 которых «Градостроительные регламенты. Сельскохозяйственные зоны» СХ1 - Зона сельскохозяйственных угодий. В качестве основных и условно разрешенных видов разрешенного использования было предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.

На момент обращения в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство подлежали применению Правила в действующей редакции от 30.08.2017 г., которые в ст. 21.4 «Градостроительные регламенты. Сельскохозяйственные зоны» ни в основных, ни в условно разрешенных видов разрешенного использования строительство индивидуальных жилых домов не предусматривают.

В соответствии с п. 9 ст. 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

На земельный участок с кадастровым номером с момента его постановки на кадастровый учет в качестве вида разрешенного использования предусмотрено – для ведения личного подсобного хозяйства.

Указанный вид разрешенного использования сам по себе в силу п. 2 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» допускает возведение на приусадебном участке жилого дома.

Между тем, указанная норма закона подлежит применению во взаимосвязи с со ст. 42 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.

Таким образом, для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома необходима предусмотренная в градостроительном регламенте территориальной зоны СХ1 возможность строительства индивидуальны жилых домов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, спорный судебный участок в соответствии с Генеральным планом МО «г. Ульяновск», расположен на территории сельскохозяйственного назначения.

Действующие Правила землепользования и застройки в указанной части Генеральному плану не противоречат.

Градостроительные регламенты функциональной зоны СХ1 установлены ст. 21.4 Правил. В перечне видов разрешенного использования земельного участка, установленного для указанной территориальной зоны, размещение индивидуальных жилых домов отсутствует; виды разрешенного использования земельного участка приведены в п. 2.1 градостроительного плана земельного участка.

Указанный Градостроительный план, как и Генеральный план МО «г. Ульяновск» и Правила землепользования и застройки МО «г. Ульяновск» в отношении земельного участка ФИО1 не признаны незаконными, и являются действующими на территории муниципального образования «город Ульяновск». Поэтому не учитывать требования, содержащиеся в этих градостроительных документах, нельзя.

При таких обстоятельствах администрация г. Ульяновска обоснованно отказала ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

Оснований для возложения в настоящее время на администрацию г. Ульяновска обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г. Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности выдать указанное разрешение – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: Е.В. Алексеева