ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-12945/19 от 03.09.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-3676/2020

03 сентября 2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при секретаре Федосеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрукович Юлии Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Андрукович Юлия Владимировна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. в части постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений несовершеннолетних детей ФИО3

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Андрукович Ю.В. просила обязать Управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области отменить решение комиссии № 105 от 24.05.2019 г. в части постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений несовершеннолетних детей ФИО4., снять их с учета.

В обоснование административного иска указано, что ФИО5 являются несовершеннолетними детьми административного истца и ее бывшего супруга Андруковича Д.Р., брак с которым был заключен ДД.ММ.ГГГГ г.

<данные изъяты>

В связи с прохождением Андруковичем Д.Р. службы в Управлении Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 30.10.2014 г. между Андруковичем Д.Р. и Управлением был заключен договор найма служебного жилого помещения № 306с, в соответствии с которым им на семью из четырех человек, включая Андруковича Д.Р., Андрукович Ю.В., несовершеннолетних детей ФИО6., была предоставлена служебная трехкомнатная квартира общей площадью 73,90 кв.м. по адресу: <адрес>. На основании указанного договора их семья вселилась в квартиру по данному адресу и 01.12.2014 г. зарегистрировалась по месту жительства в указанной квартире. 16.07.2016 г. родился сын ФИО7., который с момента рождения был вселен в квартиру и 28.07.2016 г. был зарегистрирован в ней по месту жительства.

13.12.2018 г. в связи с истечением срока действия вышеназванного договора найма служебного жилого помещения между Андруковичем Д.Р. и Управлением был заключен новый договор найма служебного жилого помещения № 1463с по тому же адресу.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28.01.2019 г. Андрукович Д.Р. подал рапорт в Управление и инициировал расторжение договора найма служебного жилого помещения № 1463с от 13.12.2018 г. 03.04.2019 г. Андрукович Д.Р. без согласия административного истца подписал с Управлением дополнительное соглашение о расторжении по соглашению сторон договора найма служебного жилого помещения № 1463с от 13.12.2018 г. с 03.04.2019 г., чем умышленно ухудшил жилищные условия своих несовершеннолетних детей ФИО8 05.04.2019 г. Андрукович Д.Р. по личному заявлению снялся с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>.

<данные изъяты>

В июне 2019 года из ответа Военной прокуратуры Западного военного округа от 06.06.2019 г. № 5/7320, куда Андрукович Ю.В. обращалась за защитой жилищных прав, она узнала, что жилищной комиссией Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. Андрукович Д.Р. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в составе семьи, в которую также включены несовершеннолетние дети ФИО9

Несовершеннолетние ФИО10. с 2014 года проживают совместно с административным истцом в квартире по адресу: <адрес>, являются членами ее семьи.

Андрукович Д.Р. с января 2017 года изменил место жительства, выехав из квартиры по адресу: <адрес>, со своими детьми больше не проживал.

ДД.ММ.ГГГГ г. Андрукович Д.Р. на основании личного заявления снялся с регистрационного учета в указанной квартире и зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>.

<данные изъяты><данные изъяты>

Андрукович Д.Р. никак не интересуется детьми - дочерью и сыном, не участвует в их жизни, не обеспечивает уход за ними и заботу, не общается и не встречается с ними, фактически игнорируя и не выполняя свои обязанности родителя. Дети живут с мамой, папу в последний раз они фактически видели, более полугода назад.

Андрукович Д.Р. ненадлежащим образом выполняет обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей, имеет задолженность и просрочки по уплате алиментов, взысканных с него на основании решения мирового судьи судебного участка № 173 Санкт-Петербурга по делу 2-413/2017-173.

Совместное проживание административного истца с детьми в квартире по адресу: <адрес>, не проживание в ней Андруковича Д.Р. также подтверждается актом осмотра квартиры по адресу: <адрес>, составленной наймодателем.

Таким образом, Андрукович Д.Р. при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ввел в заблуждение Управление о составе своей семьи, включив в нее несовершеннолетних детей ФИО11., которые с ним не проживают и членами его семьи не являются. В связи с этим решение жилищной комиссии Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. в части постановки на учет нуждающихся несовершеннолетних детей ФИО12. нельзя признать законным. Указанное незаконное решение существенно затрагивает права административного истца и жилищные права ее несовершеннолетних детей.

ФИО13. не смогут реально проживать с Андруковичем Д.Р. в предоставленном ему Управлением жилом помещении, так как место их проживания определено решением суда с административным истцом. Андрукович Д.Р. и не планирует фактическое проживание детей в предоставленном ему жилом помещение, а использует постановку детей на учет только с целью выделения ему Управлением большего жилого помещения.

В результате предоставления Управлением жилого помещения Андруковичу Д.Р. на семью, состоящую на учете, дети будут сняты с учета нуждающихся в жилых помещений в Администрации Приморского района Санкт-Петербурга.

Андрукович Ю.В. обратилась с заявлением на имя начальника Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой отменить решение № 105 от 24.05.2019 г. в части постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений несовершеннолетних детей ФИО14 и снятии их с указанного учета. Однако, в письме от 22.07.2019 г. № 17/2303 получила отказ.

С настоящим административным исковым заявлением Андрукович Ю.В. обратилась в суд 13.08.2019 г. (л.д. 11).

Административный истец Андрукович Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 160), об отложении судебного заседания не просила.

Представитель административного истца Карпов Е.А., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.

Административный ответчик Управление Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в лице представителя Матросовой М.А., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что из представленных Андруковичем Д.Р. с рапортом документов было установлено, что он и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения № 306с от 30.10.2014 г., распределенного протоколом заседания жилищной комиссии от 20.06.2014 г. № 75.

Согласно сведениям из ЕГРН других жилых помещений на праве собственности и по договору социального найма для постоянного проживания Андрукович Д.Р. и члены его семьи не имеют.

Социальные гарантии, связанные с обеспечением военнослужащих и членов из семей жилыми помещениями, в силу положений п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливаются, в том числе, детям военнослужащих.

Жилищная комиссия учла, что Андрукович Д.Р. не лишен родительских прав.

Законные интересы административного истца, связанные с постановкой ее несовершеннолетних детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе семьи Андруковича Д.Р. не нарушены (л.д. 125-126).

Заинтересованное лицо Андрукович Д.Р. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал (л.д. 231).

Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Андрукович Д.Р. обратился с рапортом от 20.03.2019 г. на имя председателя жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно которому просил принять его и членов его семьи – ФИО15, проживающих по адресу: <адрес>, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 172).

Согласно материалам учетного дела, копия которого представлена административным ответчиком, Андрукович Д.Р. является отцом ФИО16 что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении (л.д. 187, 188).

<данные изъяты>

30.10.2014 г. между Андруковичем Д.Р. и Управлением Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был заключен договор найма служебного жилого помещения № 306с, в соответствии с которым на семью из четырех человек, включая Андруковича Д.Р., Андрукович Ю.В., несовершеннолетних детей ФИО17 была предоставлена служебная трехкомнатная квартира общей площадью 73,90 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 178-181).

Дополнительным соглашением к данному договору от 29.07.2016 г. в указанный договор включен ФИО18 в качестве совместно проживающего с нанимателем члена его семьи (л.д. 182).

13.12.2018 г. между Андруковичем Д.Р. и Управлением Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был заключен договор найма служебного жилого помещения № 1463с, в соответствии с которым на семью из пяти человек, включая Андруковича Д.Р., Андрукович Ю.В., несовершеннолетних детей ФИО19 была предоставлена служебная трехкомнатная квартира общей площадью 73,90 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 173-176).

Дополнительным соглашением к данному договору от 03.04.2019 г. указанный договор расторгнут по соглашению сторон (л.д. 177).

Согласно справке формы 9 от 05.04.2019 г. по адресу <адрес>, 01.12.2014 г. по данному адресу были зарегистрированы по месту жительства Андрукович Д.Р., Андрукович Ю.В., ФИО20 Андрукович Д.Р. снят с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 189).

Согласно уведомлениям от 15.03.2019 г. филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимости в отношении ФИО21 (л.д. 170, 171).

Согласно выписке из ЕГРН от 31.01.2019 г. сведения о зарегистрированных по состоянию на указанную дату правах на объекты недвижимости в отношении Андруковича Д.Р. отсутствуют (л.д. 169 с оборотом).

Из справки от 16.05.2019 г. № 66-а следует, что Андрукович Д.Р. проходит военную службу в Управлении Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168).

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. Андрукович Д.Р. и члены его семьи ФИО22., признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 20.03.2019 г. (л.д. 164-165).

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 109 от 10.12.2019 г. рассмотрено обращение Андрукович Ю.В., в котором последняя указала, что несовершеннолетние дети ФИО23. внесены в личное дело Андруковича Д.Р. в качестве членов его семьи, жилья для постоянного проживания не имеют и проживают вместе с Андрукович Ю.В. в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, Андрукович Д.Р. из данного помещения убыл, решением суда место жительства несовершеннолетних детей определено с матерью, просила оценить правомерность нахождения на учете детей в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с Андруковичем Д.Р. По результатам рассмотрения обращения Андрукович Ю.В. принято решение оставить без изменения решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. в части принятия Андруковича Д.Р. и его несовершеннолетних детей ФИО24 на учет нуждающихся в жилом помещении (л.д. 166-167).

Административный истец полагает решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № 105 от 24.05.2019 г. незаконным.

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) утратил силу;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 указанных Правил в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).

В соответствии с п. 9 указанных Правил датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.

В силу п. 14 указанных Правил военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, данные Правила определяют порядок организации в органах федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) работы по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности (далее - военнослужащие), граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) (далее - граждане), и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан), признанных в органах безопасности нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с пунктами 3, 3.1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение N 1), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) справка подразделения кадров органа безопасности по форме согласно приложению N 2, выдаваемая подразделением кадров органа безопасности по обращению военнослужащего;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности.

В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления (п. 3).

Военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию:

а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет;

б) справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности (со всех мест регистрации по месту жительства, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);

в) иные документы, по мнению военнослужащих и членов их семей, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе (п. 3.1).

Согласно п. 4 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения.

Как указано в пункте 5 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;

б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

е) отказ наследника от наследства;

ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Согласно п. 7 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, жилищная комиссия рассматривает заявление военнослужащего, приложенные к нему документы, иные представленные военнослужащим документы в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим в жилищную комиссию документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

По итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с п. 8 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в виде надлежаще заверенной выписки из протокола заседания жилищной комиссии, оформленного по рекомендуемой форме согласно приложению N 3, выдается или направляется жилищной комиссией военнослужащему не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

Согласно п. 9 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590, отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со вторым абзацем п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права.

Материалами дела подтверждается, что Андрукович Д.Р. не лишен родительских прав в отношении его несовершеннолетних детей ФИО25

Судом отклоняется ссылка административного истца на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29.05.2018 г. по делу № 2-2642/2018, согласно которому место жительство несовершеннолетних ФИО26 определено с матерью Андрукович Ю.В. (л.д. 194-199), как не имеющая значение для настоящего дела, поскольку несовершеннолетние ФИО27 являются членами семьи Андруковича Д.Р. независимо от совместного с ним проживания.

Суд также критически оценивает довод административного истца о том, что распоряжением Администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 4139-р от 22.05.2019 г. Андрукович Ю.В. как многодетная мать поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с членами семьи: несовершеннолетними детьми ФИО28 (л.д. 78), поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами закона, а также Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» постановка несовершеннолетних ФИО29 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как членов семьи военнослужащего не является основанием для их снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых Санкт-Петербургом по договорам социального найма.

Доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа в принятии Андруковича Д.Р. и членов его семьи – несовершеннолетних ФИО30 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предусмотренных частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным истцом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует закону, прав административного истца Андрукович Ю.В. и несовершеннолетних ФИО31 не нарушает.

С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Андрукович Юлии Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО32, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение принято 09 октября 2020 г.

Судья Н.Ю.Петрова