ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1294/19 от 12.09.2019 Томского районного суда (Томская область)

№ 2а-1294/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2019 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего-

судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,

при секретаре Жуковой Я.Б.,

с участием

представителей административного истца ФИО1,

ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

представителя заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» к муниципальному образованию «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

установил:

жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» обратился в суд с административным иском к муниципальному образованию «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения

о признании незаконным отказа от /.../ в утверждении проектов межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3,

о возложении обязанности утвердить проекты межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3, утвержденные внеочередным собранием членов жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» от /.../.

В обоснование административного иска указано, что жилищно-строительный кооператив индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» зарегистрирован в качестве юридического лица, образован в целях реализации прав членов кооператива в удовлетворении их потребностей в недвижимом имуществе путем инвестирования и организации строительства, а также последующего обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры, коммуникаций, жилых и нежилых помещений микрорайона «ФИО6», расположенного в /.../, окрестности /.../. Территория ЖСК ИЗ МК «ФИО6» состоит из 389 участков. Земельные участки членов кооператива не соответствуют его фактическим границам, существует необходимость строительства газопровода, оформления уже построенного водопровода. Члены кооператива на общем очередном собрании, которое проходило в форме очно-заочного голосования в период с 25 февраля по /.../, приняли решение изготовить проект межевания территории площадью 60 Га с уточнением координат земельных участков. После сбора денежных средств кооператив заключил договор с ООО «Геологическая сервисная компания» на выполнение комплекса кадастровых работ. Уточнение фактических границ земельных участков производилось двумя проектами межевания территории, исходя из того, что земли общего пользования (дороги) находятся в собственности двух разных физических лиц: Л. и ПК ТОС «ФИО6». После разработки двух проектов межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3, вопрос об утверждении указанных проектов межевания был вынесен на общее собрание членов кооператива. Решением общего собрания членов ЖСК ИЗ МК «ФИО6» единогласно принято решение об утверждении указанных проектов межевания. После утверждения проекта межевания, /.../ административный истец обратился в муниципальное образование «Воронинское сельское поселение» на имя Главы поселения с письмом об утверждении проекта межевания территории с приложением демонстрационного материала проекта. Административному истцу было отказано в утверждении проектов межевания на том основании, что утверждение проекта межевания территории «ФИО6» целесообразно проводить в отношении всей территории, определенной генеральным планом и Правилами землепользования и застройки МО «Воронинское сельское поселение», предназначенной для размещения садовых участков. МО «Воронинское сельское поселение» в письме от /.../ не указало, в чем проекты межевания территории «ФИО6» не соответствуют требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылка административного ответчика на то, что межевание необходимо проводить в отношении всей территории садовых участков, не только незаконна, но и не реализуема – согласно п. 2 ч. 6 т. 14 Закона № 217-ФЗ подготовка проекта межевания осуществляется садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом за счет целевых взносов. Повлиять на сбор целевых взносов членов других садоводческих товариществ. Административный истец не имеет правовых оснований, члены иных садоводческих товариществ вправе, исключительно, на общем собрании рассмотреть вопрос о необходимости изготовления проекта межевания конкретного садоводческого товарищества, если в этом есть необходимость. Кроме того, из буквального толкования п. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о проекте межевания территории принимается самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества. Отказ МО «Воронинское сельское поселение» нарушает права и законные интересы административного истца: проект межевания территории разработан с целью уточнения границ уже существующих, ранее сформированных и поставленных на учет земельных участков, отказ в его утверждении не позволил членам ЖСК МК ИЗ «ФИО6», во-первых, устранить реестровые ошибки, допущенные при постановке земельных участков на кадастровый учет тем самым поставить свои земельные участки на кадастровый учет согласно их фактическому местонахождению. Отказом нарушены права истца, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Во-вторых, отказ утвердить проект межевания нарушает права административного истца на строительство газопровода, так как согласно ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе, в случае если планируется строительство, реконструкция линейного объекта. В-третьих, отказ нарушает и материальные права административного истца. Кооперативом собрано 1900000 рублей целевых взносов на изготовление проекта межевания. Указанная сумма оплачена подрядчику за выполненные работы, а именно за изготовление проектов межевания с уточнением границ каждого земельного участка, а в итоге проект межевания не утвержден, реестровые ошибки не устранены, целевые взносы израсходованы безрезультативно. Со ссылкой на положения ст. 41 ст. 43, ст. 45, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец обратился с указанными выше требованиями.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено садоводческое некоммерческое товарищество «ФИО6».

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 требования поддержали, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что довод о нарушении отказом прав административного истца на строительство газопровода они не поддерживают, поскольку строительство газопровода не планируется.

В письменных пояснениях к исковому заявлению представитель жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» ФИО2 указала, что на сегодняшний день, в тех границах, в которых изготовлены проекты межевания, не предусматривается комплексное и устойчивое развитие территории. Кооператив обратился в администрацию с заявлением об утверждении проекта межевания, а не проекта планировки территории. Более того, изначально, администрацией МО «Воронинского сельского поселения», земельные участки были образованы и предоставлены таким образом, что мест общего назначения не имелось. Главная цель подготовки проекта межевания в спорном случае - это определение местоположения уже существующих земельных участков. Проекты межевания территории выполнены в пределах фактически используемой территории членами кооператива, что подтверждает заключение кадастрового инженера от /.../, схема расположения территории ЖСК на кадастровом плане территории. При выполнении кадастровых работ на основании заявлений отдельных собственников было выявлено, что границы практически всех земельных участков смещены и развернуты. Данное смещение невозможно исправить методом перераспределения границ ввиду многочисленности участков, требующих уточнения местоположения границ и большого количества собственников. При подготовке проектов межевания не была изменена площадь ни одного земельного участка. Права третьих лиц при подготовке и утверждении на общем собрании проекта межевания нарушены не были, в частности заинтересованного лица. Действующее законодательство позволяет собственникам земельных участков исправлять реестровые ошибки, при их обнаружении, в любое время. Основание отказа утверждения проекта межевания следующее: целесообразно утвердить проект межевания территории «ФИО6» в отношении всей территории определенной Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки МО «Воронинское сельское поселение». Утверждение данных проектов межевания не повлияет в будущем на утверждение проекта межевания всей территории, поскольку межевание производится в пределах фактически сложившихся границ ЖСК МК ИЗ «ФИО6» и связано с устранением реестровой ошибки уже образованных земельных участков, находящихся в собственности членов кооператива без изменения площади земельных участков. В отказе административного ответчика не указана норма, на основании которой проекты межевания территории не подлежат утверждению. В отказе также административный ответчик не указывает, что проекты межевания, выполненные кооперативом, нарушают права третьих лиц. Отказ МО «Воронинское сельское поселение» нарушает права и законные интересы административного истца: проект межевания территории разработан с целью уточнения границ уже существующих, ранее сформированных и поставленных на учет земельных участков, отказ в его утверждении не позволил членам ЖСК МК ИЗ «ФИО6»: во-первых, устранить реестровые ошибки, допущенные при постановке земельных участков на кадастровый учет, тем самым поставить свои земельные участки на кадастровый учет согласно их фактическому местонахождению; во-вторых, отказ нарушает материальные права административного истца: кооперативом собрано 1 млн. 900 тысяч рублей целевых взносов на изготовление проекта межевания, указанная сумма оплачена подрядчику за выполненные работы, а именно за изготовление проектов межевания с уточнением границ каждого земельного участка, а в итоге проект межевания не утвержден, реестровые ошибки не устранены, целевые взносы израсходованы безрезультативно. На сегодняшний день члены кооператива не могут точно установить границы своих земельных участков, что нарушает права членов кооператива, как собственников земельных участков. Довод административного истца о том, что отказ утвердить проект межевания, нарушает права административного истца на строительство газопровода исключается из административного иска, так как кооператив не планирует такого строительства. Отказ администрации МО «Воронинское сельское поселение» содержит два основания: первое основание отказа - ЖСК ИЗ МК «ФИО6» подготовила проект межевания без проекта планировки территории. Второе основание - проект межевания территории может быть выполнен в отношении всего элемента планировочной структуры. В судебном заседании у административного ответчика возникли новые основания: проект межевания выполняется ЖСК, который по закону не вправе его выполнять (не уполномочен); в администрацию «Воронинского сельского поселения» поступило заявление иного лица - СНТ «ФИО6» об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, в которую включена территория административного истца. Не получено согласие собственников (ФИО5 и ПК ТОС «ФИО6» на выполнение проекта межевания).На дату отказа (/.../) проект планировки и проект межевания территории от СНТ «ФИО6» не поступал. Более того, в силу действующего законодательства, СНТ «ФИО6» не вправе выполнять проект планировки и проект межевания на территории кооператива, так как СНТ находится за территорией ведения садоводства ЖСК ИЗ МК «ФИО6». Члены ЖСК не являются учредителями СНТ, а учредители СНТ соответственно не являются собственниками земельных участков, расположенных на территории ведения садоводства членами кооператива, соответственно не могут принимать никаких решений относительно подготовки проекта планировки данной территории. Относительно позиции административного ответчика, что ЖСК ИЗ МК «ФИО6» не может выступать заказчиком проекта межевания: члены ЖСК являются собственниками земельных участков с целевым назначением - для дачного строительства. ЖСК МК ИЗ «ФИО6» создано гражданами для ведения садоводства: согласно Генеральному плану и правилам землепользования муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утв. Решением Совета Воронинского сельского поселения от 27.1.2013г., ЖСК МК ИЗ «ФИО6» расположено в зоне СХ-3 (зона размещения садовых и дачных участков). Соответственно, в свидетельствах о государственной регистрации права на имя членов Кооператива указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Таким образом, закон распространяет сферу своего действия на территорию микрорайона «ФИО6». Кооператив в интересах членов ЖСК ИЗ МК «ФИО6» выступил заказчиком проекта межевания.Относительно довода о том, что не было получено согласие собственников ФИО5 и ПК ТОС: от ФИО5 такое согласие получено (имеется в материалах дела), никаких возражений относительно площади и месторасположения земельных участков, содержащихся в проекте межевания, от него не поступало.В ПК ТОС «ФИО6» (на юридический адрес) направлялось заказное письмо о возможности ознакомиться с проектом межевания и представить свои возражения на проект. ПК ТОС письмо получено не было.В соответствии с требованиями пункта 8 ст.39 8ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.8, п. 11 ст. 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в газете «Томское предместье» было опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков. В месячный срок, установленный законодательством на подачу возражений, ни одного возражения не поступило. Таким образом, права третьих лиц не нарушены.Действующее законодательство, а именно ч.5 ст. 41 ГрК РФ, допускает подготовку проекта межевания без подготовки проекта планировки территории.Кооператив вправе подготовить проект межевания территории ведения садоводства его членами. Границы указанной территории определены: территория кооператива находится внутри границы, образованной земельными участками с кадастровыми номерами /.../.В соответствии со пп.9 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 217 -ФЗ, одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества относится к компетенции общегособрания, то есть члены кооператива вправеодобрить проект межевания своей территории и соответственно провести такое межевание.Территория ведения садоводства членами кооператива (территория ЖСК ИЗ МК «Зелена Долина») является отдельным элементом планировочной структуры о чем указано в административном иске со ссылкой на норму права.Все доводы Администрации сводятся к одному: не к решению вопроса по уточнению координат и снятию социальной напряженности в поселке, а к максимальному увеличению финансового ущерба для жителей поселка в угоду небольшой группы лиц.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 полагал иск не подлежащим удовлетворению.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица садоводческого некоммерческого товарищества «ФИО6» ФИО4 указал, что согласно ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса, подготовка документации по планировки территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в том числе, в случае, если планируется строительство, реконструкция линейного объекта.Таким образом, в случае, если планируется размещение линейных объектов, то необходима подготовка проекта планировки территории. Газопровод является линейным объектом и для его строительства требуется проект планировки территории, который уже в соответствии с ч. 6. ст. 41 Градостроительного кодекса являлся основой для подготовки проекта межевания территории. Истец свое право на подготовку проекта межевания обосновал положениями 4.1 ст. 45 Градостроительного кодекса, однако деятельность истца регулируется нормами ЖК РФ и ГК РФ. Нормы Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. № 66-ФЗ, Федерального закона «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017г. № 217-ФЗ деятельность истца не регулируют.Переходные положения ст. 54 Федерального закона «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017г. № 217-ФЗ не позволяют отнести истца к садоводческому или огородническим некоммерческому товариществу. При этом наличие у истца в качестве членов кооператива лиц, у которых земельные участки предоставлены для садоводства, само по себе не ведет к тому, что сам истец становится садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. Соответственно, истец не является применительно к ст. 45 Градостроительного кодекса садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, которые вправе принимать решения о подготовке документации по планировке территории, что также является в рассматриваемом случае основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из протокола общего очередного собрания членов жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков мкр. «ФИО6» от /.../ следует, что по 4-ому вопросу принято решение: изготовление проекта межевания на земельный участок площадью 60 Га (мкр.ФИО6), с уточнением координат земельных участков. Стоимость работ 5000 рублей с одного участка.

Из договора на выполнение кадастровых работ ГЕО от /.../, заключенного жилищно-строительным кооперативом индивидуальных застройщиков мкр. «ФИО6» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» (исполнитель), исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить комплекс кадастровых работ, необходимых в объеме, предусмотренном в техническом задании (Приложение ), являющемся неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы согласно условиям договора. В Приложении – Техническое задание на выполнение кадастровых работ указано: месторасположение объекта: /.../, окрестности д. Новомихайловка; основные технико-экономические показатели объекта: малоэтажная застроенная территория с наземными и подземными коммуникациями; наименование объекта: микрорайон «ФИО6»; площадь 60 Га (389 земельных участков); источники финансирования: из средств заказчика; кадастровые работы: геодезическая съемка; проект межевания с согласованием с собственниками, на общественных слушаниях и главой поселения; работы по межеванию.

Обществом с ограниченной ответственностью «Геологическая сервисная компания» (кадастровый инженер О.) составлены проекты межевания территории по адресу: Российская Федерация, /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, мкр. ФИО6 ПМ.ВОС-2018-14-2; ПМ.ВОС-2018-14-3.

В заявлении от /.../ ФИО1, адресованном Главе Воронинского сельского поселения, просила дать разрешение по подготовке документации по производству проекта планировки и проекта межевания территории ЖСК ИЗ МК «ФИО6», в связи с упорядочением границ земельных участков. Данное решение необходимо на основании ст. 45 ГрК РФ.

Согласно актам приема-передачи от /.../, от /.../ ООО «Геологическая сервисная компания» передало, а ЖСК ИЗ МК «ФИО6» принял материалы выполненных работ по договору ГЕО от /.../: схема планировки территории масштаб 1:1000 – бумажный носитель 1 лист формата А0; схема планировки территории масштаб 1:500 – цифровой вид формата DWG (AutoCAD); проект межевания территории 1я часть; проект межевания территории формата PDF.

В информационно-аналитической газете /.../ «Томское предместье» (10615) от /.../ опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков. Адреса и кадастровые номера земельных участков: Российская Федерация, /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, мкр. ФИО6.

В письме от /.../ в адрес Главы Воронинского сельского поселения директор общества с ограниченной ответственностью ««Геологическая сервисная компания» просил разместить демонстрационный материал проекта межевания на сайте Администрации и провести общественные слушания проекта межевания в связи с выполнением проекта межевания территории по адресу: /.../, окрестности д. Новомихайловка.

Из ответа Главы администрации Воронинского сельского поселения П. от /.../, адресованного директору ООО «Геологическая сервисная компания» на обращение о проведении публичных слушаний проекта межевания территории для дачного строительства по адресу: Российская Федерация, /.../, окр. д. Новомихайловка, мкр. ФИО6, следует, что на основании Федерального закона от /.../ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рассмотрение обращения по существу вопроса возможно после приведения документов в соответствие с требованиями действующего законодательства. С заявлением об утверждении документации по планировке территории обращаются лица, указанные в части 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно протоколу общего внеочередного собрания членов жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков мкр. «ФИО6» от /.../ по 2-ому вопросу принято решение: утверждение проекта межевания территории по адресу: Российская Федерация, /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, ПМ.ВОС-2018-14-3.

/.../, /.../ председатель Правления ЖСК ИЗ МК «ФИО6» ФИО1 обратилась к Главе Воронинского сельского поселения с письменным заявлениями, в которых указала, что ООО «Геологическая сервисная компания» в рамках договора ГЕО с жилищно-строительным кооперативом индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» выполнило проект межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, мкр. ФИО6. Просила утвердить проект межевания территории.

Согласно ответу Главы администрации Воронинского сельского П. от /.../, рассматриваемая территория находится на землях сельскохозяйственного назначения в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков СХ-3, на которую распространяются действия градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Воронинского сельского поселения. При этом в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков СХ-3 основными видами разрешенного использования жилищное строительство не предусмотрено. Исходя из положений ст. 41, ст. 45, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона от /.../ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая, что представленная проектная документация разработана с целью уточнения местоположения границ уже существующих, ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, а также устранения реестровых ошибок на данной территории, утверждение проекта межевания территории «ФИО6» целесообразно проводить в отношении всей территории определенной Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки МО «Воронинское сельское поселение» и предназначенной для размещения садовых участков.

Расценив указанный ответ как отказ в утверждении проекта межевании территории, ЖСК ИЗ МК «ФИО6» обратился в суд с настоящим административным иском.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что проект межевания территории, представленный ЖСК ИЗ МК «ФИО6» в администрацию Воронинского сельского поселения, не может рассматриваться как подготовленный в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, следовательно, административному истцу обоснованно было отказано в его утверждении должностными лицами администрации указанного органа местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

При указанном правовом регулировании оспариваемый ответ административного ответчика принят в пределах полномочий муниципального образования «Воронинское сельское поселение».

Согласно ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 1, 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами (часть 4).

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон (пункты 4 и 5 (подпункты 1, 5) статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

На чертежах межевания территории также отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (подпункт 4 пункта 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются границы существующих земельных участков (подпункт 1 пункта 7 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (пункт 9 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).

Из представленных в материалы дела проектов межевания территории по адресу: Российская Федерация, /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, ПМ.ВОС-2018-14-3, следует, что проектом определены места размещения линейных объектов, линий электропередач, линий связи, трубопровода, автомобильных дорог, улиц, план линий отступа от красных линий в целях определения мест размещения дачных домов, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы образуемых участков на кадастровом плане территорий, план красных линий, что сторонами спора не оспаривалось.

Согласно показаниям свидетеля Д. ЖСК проект планировки территории не заказывал. Изготовление проекта планировки территории ЖСК не нужно, поскольку нет земель общего пользования, на которых должна быть образована инфраструктура. Заказчиком была поставлена задача поставить земельные участки на место, чтобы они не стояли на дороге и друг на друге. При исполнении договора была сделана геодезическая съемка, была выявлена ошибка, для устранения которой было сделано межевание территории. Причины возникновения реестровой ошибки не анализировали. Почти все участки имели ошибку, при составлении проекта межевания площадь земельных участков не менялась, как и граница, конфигурация и площадь микрорайона. Работы осуществлялись по внутреннему контуру, который состоял из 390 участков. При составлении проекта встречались со всеми собственниками, показывали существующие и уточняемые границы, после чего граждане их согласовывали. При работе над проектом общество обращалось в Администрацию за разрешением относительно проекта межевания и проекта планировки территории, Глава администрации Воронинского сельского поселения дал свое согласие. Проект планировки территории не был изготовлен, поскольку нет земель общего пользования. Земельные участки, которые используются как дороги, находятся в собственности. Инженерные коммуникации на территории ЖСК имеются. Проект межевания изготовлен на основании геодезической съемки и согласовании границ гражданами. Собственник дороги ФИО5 дал согласие на межевание, ПК ТОС уведомляли, но положительного ответа не было. Относительно работ давалась публикация в газете «Томское предместье» со списком всех участков и всех кадастровых номеров, которые участвовали в проекте межевания. Возражений относительно данных действий не от кого не поступило. Для последующего изготовления проекта планировки территории уже будут фактические границы, где можно что-то планировать, люди смогут построить свои ограждения земельных участков, беспорядка не будет. При разработке проекта межевания была сделана съемка подземных коммуникаций, это было сделано для дальнейшей работы по проекту планировки. Действующее законодательство допускает изготовление проекта межевания территории в отсутствии проекта планировки территории, который будет нужен, когда ЖСК будет строить газ, дороги, стоянки. Однако в данный момент проект планировки кооперативу не нужен. Кроме того, заказан был проект межевания территории, так как необходимо установить границы участков, которые возможно установить посредством проекта межевания. В проекте межевания территории все учтено: дороги, проезды, красные линии. Границы участков определены по геодезической съемке, разбивке, которую делали ранее, кадастрового плана территории из Росреестра, генерального плана поселений, правил землепользования и застройки и согласованию граждан, которым известно, где расположены их участки. Отдельно межевать земельные участки невозможно, поскольку есть наложения. Что касается проведения комплексных кадастровых работ, то они делаются под муниципальный контракт или под федеральный, в составе кадастрового квартала. В данном случае кадастровый квартал занимает огромную территорию, заканчивается за аэропортом, комплексные работы можно сделать, но такой объем не сможет сделать одна организация. При изготовлении проекта межевания территории руководствовались историей ЖСК, который образован из двух земельных участков, внешний контур которого не изменен. Данный контур не имеет ограждений, межевание в отношении внешней границы проведено верно. Проект составляли исходя из количества участков, которые входят в эти два участка, что определено из содержания договора с заказчиком. Проект межевания территории возможно изготовить на небольшой квартал. Земельные участки ФИО5 и ПК ТОС в территорию ЖСК ИЗ МК «ФИО6» не входят. Дороги и проезды определили на основании геодезической съемки, эти объекты существуют формально, принадлежат ФИО5 и ПК ТОС. О данном обстоятельстве ФИО5 уведомлен, ПК ТОС не подписали согласования. При определении проходов, проездов руководствовались нормами, которые указаны в проектах. Почти все земельные участки, входящие в территорию ЖСК ИЗ МК «ФИО6» имеют реестровую ошибку. Без устранения в настоящий момент реестровых ошибок гражданам придется сносить строения, переносить заборы. Что касается иного способа устранения реестровой ошибки, свидетель пояснил, что изготовить 390 межевых дел связано с рядом сложностей: большое количество межевых дел, получение большого количества доверенностей, согласований, сложности при сдаче документов в Росреестр. При этом в данный момент законом предусмотрено устранение реестровых ошибок одним списком. Уполномоченный орган сдвинет границы участков также общим списком, в связи с чем и изготовлен проект межевания территории. Закон предусматривает случае изготовления проекта межевания территории без составления проекта планировки территории.

Из заключения кадастрового инженера О. от /.../ следует, что для жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» были образованы 391 земельный участок с реестровой ошибкой в определении координат характерных точек границ земельных участков, сведения о которых были внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При выполнении кадастровых работ на основании заявлений отдельных собственников по уточнению местоположения границ их земельных участков по фактически используемой территории выявлено, что границы практически всех земельных участков смещены и развернуты. Фактически поворотные точки границ кварталов и участков смещены на величину от 0.5 м до 2,8 относительно соответствующих координат, содержащихся в документах кадастрового учета. Данное смещение невозможно исправить методом перераспределения границ ввиду большого количества собственников.

Исходя из положений части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Пунктом 5 части 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям, которых принято такое решение (ч. 7 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 1.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5.1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении, в том числе территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничеств.

Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью десятой статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Частью 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

В силу части 10 статьи 45 названного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно представленному картматериалу, территория микрорайона «ФИО6» находится в территориальной зоне размещения садовых и дачных участков СХ-3.

Дав оценку представленным доказательствам с учетом приведенного правового регулирования суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку целью составления проекта межевания территории являлось устранение реестровой ошибки в сведениях о координатах земельных участков членов жилищно-строительного кооператива в отсутствие проекта планировки территории.

Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает возможность подготовки проекта межевания территории в виде отдельного документа, однако независимо от того, подготовлен ли данный документ таким способом, либо его подготовка осуществлена в составе проекта планировки территории, основой для разработки проекта межевания территории является именно проект планировки территории.

Кроме того, суд учитывает, что проект межевания территории является частью градостроительной документации, в то время как реестровая ошибка подлежит устранению в порядке положений Федерального закона от /.../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как указано выше, проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков

Образуемые земельные участки - это земельные участки, которые образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).

Измененным является земельный участок, который разделен (п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ), или из которого осуществлен выдел (п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ), из которого осуществлен выдел одного или нескольких земельных участков по правилам ст. 11.5 ЗК РФ. Измененным признается также земельный участок, предоставленный садоводческому, огородническому или ДНО граждан, раздел которого осуществлен по правилам п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ.

Устранение реестровой ошибки не отнесено законом ни к образованию земельного участка, ни к его изменению.

Что касается позиций сторон об отнесении территории ЖСК ИЗ МК «ФИО6» к элементу планировочной структуры, то суд приходит к выводу о том, что указанная территория самостоятельным элементом планировочной структуры не является, исходя из следующего.

В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Элемент планировочной структуры согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /.../, - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

При этом подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе для выделения элементов планировочной структуры.

Наличие в наименовании административного истца термина «микрорайон», не свидетельствует о том, что территория микрорайона расположенная по адресу: /.../, окрестности /.../, составляет элемент планировочной структуры.

Установленные судом обстоятельства являлись основанием для неутверждения проекта межевания территории административным ответчиком на основании п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основания для возложения обязанности на орган местного самоуправления утвердить проекты межевания территории судом не установлены.

Ссылки стороны административного истца об утверждении административным ответчиком проекта межевания ДНП «Родные просторы», оставлены без внимания, поскольку они не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления.

Несостоятельным является и довод административного истца о нарушении его материальных прав, связанных с расходами на изготовление проекта межевания территории, в размере 1 900 000 руб., поскольку несение расходов административным истцом по договору не является основанием для удовлетворения административного иска.

Отсутствие нарушений прав иных лиц, утверждением представленного проекта межевания территории, извещение ФИО5 и ПК ТОС «ФИО6», как собственников земельных участков, являющихся смежными с земельными участками членом административного истца, при приведенном выше регулировании действующего законодательства не является основанием для удовлетворения иска, поскольку основания оспариваемого решения соответствуют требованиям действующего законодательства и нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.

Иные представленные в материалы дела документы (в том числе, договор безвозмездного пользования земельным участком от /.../ между Л. и садоводческим некоммерческим товариществом «ФИО6», договор безвозмездного пользования земельным участком от /.../ между потребительским кооперативом территориального общественного самоуправления «ФИО6» и садоводческим некоммерческим товариществом «ФИО6», переписка относительно проекта планировки территории СНТ «ФИО6», переписка З.) изложенные выше выводы суда не опровергают.

Доводы участников процесса об отнесении положений Федерального закона от /.../ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к деятельности административного истца, об отсутствии полномочий у административного истца обращаться по вопросу утверждения проекта межевания территории, суд оставляет без внимания, поскольку при установленном несоответствии представленных на утверждение проектов межевания территории требованиям действующего градостроительного законодательства основания для принятия решения об утверждении проектов межевания территории отсутствуют.

По вопросу соблюдения административным истцом срока обращения в суд во внимание принято следующее.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом обжалуется отказ муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения от /.../ в утверждении проектов межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец в суд обратился /.../, в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих об иной дате, когда административному истцу стало известно о нарушении прав оспариваемым действием суду не предоставлено и о наличии таких доказательств и необходимости их истребования не заявлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд /.../

решил:

административный иск жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6»

о признании незаконным отказа муниципального образования «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения от /.../ в утверждении проектов межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3,

о возложении обязанности на муниципальное образование «Воронинское сельское поселение» в лице администрации Воронинского сельского поселения утвердить проекты межевания территории по адресу: /.../, Томский муниципальный район, Воронинское сельское поселение, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-2, микрорайон «ФИО6» ПМ.ВОС-2018-14-3, утвержденные общим внеочередным собранием членов жилищно-строительного кооператива индивидуальных застройщиков микрорайона «ФИО6» от /.../.

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий-

судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова

Копия верна.

УИД 70RS0005-01-2019-001455-72

Подлинный документ подшит в деле № 2а-1294/2019

Томского районного суда Томской области.

Судья: А.А. Куцабова

Секретарь: Я.Б. Жукова