ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1294/19 от 24.04.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1294/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Ветровой С.В.,

при секретаре Рыжовой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Кузьмина Д.В, к Администрации города Костромы о признании незаконным решения и обязании принять решение о переводе нежилого здания в жилой дом

у с т а н о в и л:

Кузьмин Д.В, обратился с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы о признании незаконным решения Администрации города Костромы, выраженное в распоряжении от <дата> «Об отказе в переводе нежилого здания по адресу: <адрес> в жилой дом» и обязании принять решение о переводе нежилого здания но адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ <адрес> жилой дом. Свои требования мотивировали тем, что Кузьмин Д.В. является собственником объекта недвижимости - здания бытового обслуживания населения, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером по тому же адресу. Вид разрешенного использования земельного участка, установленный в государственном кадастре недвижимости - дома индивидуальной жилой застройки, общая площадь земельного участка - 300 квадратных метров. Кузьмин Д.В. обратился в Администрацию города Костромы с заявлением о переводе принадлежащего ему нежилого помещения в жилое. К заявлению о переводе нежилого помещения в жилое помещение были приложены правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переводимого помещения. Постановлением Администрации города Костромы от <дата> Кузьмину Д.В. было отказано в переводе нежилого здания в жилой дом. <дата> на основании указанного постановления Администрацией города Костромы выдано уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Костромы принадлежащий Кузьмину Д.В. земельный участок находится в зоне Ж-1 зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки. Земельный участок с кадастровым номером общей площадь 300 кв.м., не соответствующий в настоящее время градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1 в части минимального размера земельного участка, может использоваться в соответствии с разрешенным использованием - размещением индивидуальных жилых домов. При таких обстоятельствах довод Администрации города Костромы о несоблюдении требований градостроительного законодательства является ошибочным. Ссылка на несоответствие предполагаемого вида использования нежилого здания проекту детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от <дата> не основан на нормах материального права. Возможность размещения на. указанному земельном участке жилого дома подтверждается также градостроительным планом земельного участка (утвержден распоряжением Администрации <адрес> от <дата> и выдан предыдущему собственнику земельного участка), в соответствии с которым дома индивидуальной жилой застройки отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка. При этом никаких дополнительных ограничений относительно вида разрешенного использования градостроительный план земельного участка не содержит. Кроме того, Управлением Роереестра по Костромской области по заявлению Кузьмина Д.В. был изменен вид разрешенного использования земельного участка на «дома индивидуальной жилой застройки». Совокупность данных обстоятельств позволяет сделать вывод, что проект детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от <дата> (в части размещения на принадлежащем Кузьмину Д.В. земельном участке здания общественного назначения) противоречит Градостроительному кодексу Российской Федераций и принятым в соответствии с ним Генеральному плану города Костромы и Правилам землепользования и застройки города Костромы. Соответственно в указанной части проект детальной планировки применению не подлежит.

Представитель истца по доверенности Рыжов В.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в судебном заседании пояснил, в качестве оснований для отказа в переводе помещения было два обстоятельства - несоответствие размера земельного участка минимальному размеру, установленному на сегодняшний день, второе основание - с проектом планировки указанный земельный участок был предназначен для общественных построек. Полагает, что данные основания являются незаконными. Что касается площади земельного участка, то минимальная площадь на момент оформления земельного участка и на момент постановки на учет составляли 200 кв.м и предназначение его - ИЖС. Согласно ст. 36 ЗК РФ не соответствующие параметрам объекты недвижимости могут использоваться без установления срока и приведения в соответствии с такими нормативами. Земельный участок площадью 300 кв.м. с установленным видам ИЖС может использоваться по сей день и на будущее время на неопределенное без обязанности собственника приводить его в действующие нормативами. Что касается второй части, то проект детальной планировки противоречит документам территориального планирования по генеральном плану и правилам землепользования и застройки г. Костромы, которые определяют данный земельный участок в зоне Ж1, в которой разрешено строительство ИЖД. Подтверждения этой позиции выдан градостроительный план, где указан целый перечень, с которым предыдущий собственник и мой доверитель вправе использовать земельный участок. Предыдущий собственник воспользовался этим правом и изменил вид разрешенного использования на ИЖД.

Представитель административного ответчика по доверенности Мелкумян А.С. административные исковые требования не признал, полагал их не подлежащими удовлетворению.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы по доверенности Тараканов П.Н. поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление, дополнительно пояснил, что право аренды на земельный участок было реализовано с торгов, победителем была признана Помельникова С.О., с ней на основании протокола был заключен договор аренды земельного участка в 2016 году. Данный ЗУ предоставлялся для объектов розничной торговли. Земельный участок был передан на основании договора купли - продажи в собственность. С этого момента УИЗО интерес к данному ЗУ утратило. Основания, которые указаны в отказе считает законными и обоснованными. Если разбить по основаниям, то в настоящее время, если в том случае, проект детальной планировки, который утвержден до принятия генерального плана г.Костромы, в части, не противоречащим данному документу, он действует и обязателен к применению. В отношении территории, на которой расположен ЗУ разработан проект детальной планировки. Если обратить внимание, изначально ЗУ расположен в зоне малоэтажной жилой застройки. Если привести в соответствие с ПЗЗ, то это зона Ж1 по ПЗЗ. К данной территории применяются регламенты, которые применятся к зоне Ж1. В зоне Ж1 можно располагать: магазины, объекты обслуживания населения, спорт, аптеки, аптечные пункты. В это части проект детальной планировки не противоречит не детальной планировке не правилам пользования землепользования и застройки. Согласно экспликации, согласно обозначениям 35 - 40 - это продовольственные магазины. Поскольку, в отношении данного ЗУ проект детальной планировки от 91 - го года действует, генеральным планом зона определена как малоэтажные жилые застройки, что соответствует зоне Ж1.

Княжевская Н.А., представитель по доверенности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности, привлеченного для участия в деле в качестве заинтересованного лица поддержала доводы представителя Управления имущественных и земельных отношений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Процедура перевода нежилого помещения в жилое помещение установлена в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

астью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе, в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 названного Кодекса условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Кузьмину Д.В,, имеет площадь 35,2 кв.м., является по наименованию зданием бытового обслуживания населения, год завершения строительства 2016, основание приобретения - договор купли-продажи от <дата>.

Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости также находится в собственности Кузьмина Д.В. с <дата>, дата присвоения кадастрового номера <дата>, площадь 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома индивидуальной жилой застройки.

Градостроительный план земельного участка утвержден <дата>, Распоряжением Начальника Управления архитектуры и градостроительства .

Ранее, схема расположения земельного участка утверждена постановлением Администрации города Костромы от <дата>. Площадь Земельного участка составляет 1200 кв. м, Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.

На основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды Земельного участка от <дата> между Управлением и Помельникова С.О. был заключен договора аренды Земельного участка от <дата>, на основании договора купли-продажи Земельного участка от <дата>, земельный участок передан в собственность Помельниковой С.О. При этом на момент заключения договора купли-продажи на Земельном участке расположено нежилое здание бытового обслуживания населения, принадлежащее Помельниковой С.О. на праве собственности.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Уведомлением от <дата> Администрации г. Костромы, отказано в переводе <адрес> в из нежилого в жилое в связи с несоблюдением условий перевода помещений, предусмотренных ст.14, ч. 1ст. 22, п.33 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ.

Основанием для отказа послужило Постановление Администрации г. Костромы от <дата>, а именно в связи с несоблюдением требований градостроительного законодательства в части несоответствия размера земельного участка с кадастровым в границах которого расположено предлагаемое к переводу нежилое здание, предельным параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки г. Костромы, утвержденными решением Думы г. Костромы от <дата>, (земельный участок в границах которого расположено предполагаемое к переводу нежилое здание, составляет 300 кв.м. что менее минимального размера земельного участка, предусмотренного для размещения индивидуального жилого дома, а также в части несоответствия предполагаемого вида использования предлагаемого к переводу нежилого здания проекту детальной планировки в районе <адрес> от <дата> (Проектом запланировано здание общественного назначения с учетом обеспечения подъезда к земельным участкам по <адрес>).

Как следует из заключения Управление архитектуры и градостроительства на проект постановления Администрации города Костромы «О переводе нежилого здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в жилой дом», перевод нежилого здания по адресу: по адресу: <адрес> предусматривает проведение работ по переустройству. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы (далее - Правила) объект расположен в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки Ж-1. Размещение жилого дома соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными Правилами для функциональной зоны Ж-1. Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером площадью 300 кв.м. в границах которого расположено нежилое здание не оформлен. В соответствии с Правилами минимальный размер земельного участка для размещения индивидуального жилого дома составляет 0,04 га. Также, предоставление земельных участков в районе данного квартала осуществлялось в соответствии с проектом детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово (далее - Проект), в распоряжении Администрации города Костромы имеется разбивочный чертеж красных линий и поперечные профили улиц и проездов с экспликацией планируемых объектов со штампом Костромского облисполкома от <дата>.

Проектом в границах земельного участка по адресу: <адрес> запланировано здание общественного назначения с учетом обеспечения подъезда к земельным участкам № по <адрес>.

Действительно, как следует из Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 (в ред. от 18.12.2014 г.), минимальный размер земельного участка для строительства жилых домов устанавливался 0,02 га; Решением Думы города Костромы от 09.02.2018 N 21 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Костромы, в том числе в ст. 17, регламентирующей градостроительный регламент зоны малоэтажной, индивидуальной жилой застройки Ж-1, в соответствии с которыми минимальный размер земельного участка для строительства жилых домов устанавливался 0,04 га.

В период до внесения соответствующих изменений в Правила, земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества был поставлен на кадастровый учет с характеристиками разрешенное использование: объекты розничной торговли, объекты бытового обслуживания населения, объекты физической культуры и спорта, аптеки, аптечные пункты, что следует из договора купли-продажи земельного участка от <дата>.

Далее, собственником земельного участка был изменен вид разрешенного использования земельного участка - дома индивидуальной жилой застройки, что следует из выписки из ЕГРН, пояснений истца и не оспаривается сторонами по делу. Нежилое здание, расположенное на участке, назначением использования не менялось.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Вместе с тем, несмотря на то, что вид разрешенного использования земельного участка изменен, после внесения изменений в Правила землепользования и застройки следует руководствоваться положениями ч. 8 и 9 ст. 36 ГрК РФ, в соответствии с которыми права на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования для использования нежилого помещения административный истец не лишен.

При этом, изменение же вида разрешенного использования указанного земельного участка, либо объекта капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными и действующими градостроительным регламентом, а не наоборот, как предлагает административный истец.

Относительно доводов ответчика о несоответствии предполагаемого вида использования нежилого помещения суд полагает следующее.

Статьей 17 Правил землепользования и застройки установлены следующие виды разрешенного использования для территориальной зоны Ж-1: для индивидуального жилищного строительства; Блокированная жилая застройка; Дошкольное, начальное и среднее общее образование; Магазины; Бытовое обслуживание; Спорт; Амбулаторно-поликлиническое обслуживание; Коммунальное обслуживание; Социальное обслуживание; Земельные участки (территории) общего пользования.

В отношении территории, в границы которой входит земельный участок и спорное нежилое здание, разработан проект детальной планировки участка в районе д.д. Жужелино-Нажерово, определено функциональное и строительное зонирование территории, а также состав объектов культурно - бытового и коммунального обслуживания населения, земельный участок имеет условное обозначение как «продовольственный магазин 150 кв. м»

Статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 3 Решения Думы города Костромы от 18.12.2008 №212 «Об утверждении Генерального плана города Костромы» установлено, что документация по планировке территории города Костромы, утвержденная до вступления в силу настоящего решения, действует в части, не противоречащей указанному решению.

Поскольку проект планировки не противоречит документам территориального планирования, соответственно он подлежит применению наряду с Генеральным планом города Костромы.

Ссылка истца на положения градостроительного плана земельного участка, утвержденного <дата> также не может быть принята во внимание, поскольку по смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса градостроительный план является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.

Изменение Правил землепользования и застройки после выдачи градостроительного плана не противоречит статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса, статьям 40, 85 Земельного кодекса, соответственно при решение вопроса о строительстве, реконструкции, либо переустройстве уполномоченный орган должен руководствоваться действующими Правилами землепользования и застройки.

При таких условиях суд полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным решения Администрации г. Костромы об отказе в переводе нежилого здания в жилой дом удовлетворению не подлежат, так как предлагаемое административным истцом толкование норм материального закона, согласно которому режим использования земельного участка и проект детальной планировки в границах зоны Ж-1 должны предусматривать с учетом разрешенного использования земельного участка возможность переустройства существующего нежилого помещения в жилое, противоречит установленным федеральным законодателем в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным принципам осуществления градостроительной деятельности, к числу которых относятся, в частности, обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Кузьмина Д.В, к Администрации города Костромы о признании незаконным решения и обязании принять решение о переводе нежилого здания в жилой дом - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Ветрова

Копия верна